Работа социального педагога с учащимися из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 09:15, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность этой темы состоим в том, что в современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Сегодня особенно актуальной становится социально-психологическая и педагогическая помощь специалистов социальной сферы, в частности социального педагога. Социальный педагог работает с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живёт в постоянный ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие. В современном обществе объектом социально-педагогической деятельности всё чаще становятся так же неполные семьи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...9
1. Теоретические аспекты работы социального педагога с неблагополучной семьей…………………………………………………………..10
1.1 Неблагополучная семья как фактор жизненного риска ребенка………………………………………………………………………………10
1.2 Характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие……………………………………………………………………19
1.3 Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка………………………………………………………………………………22
2. Опытно-экспериментальная работа социального педагога с учащимися из неблагополучных семей……………………………………30
2.1 Организация и методы исследования, анализ результатов первичного исследования…………………………………………………………23
2.2 Организация занятий, направленных на улучшение учебно-познавательной мотивации………………………………………………….46
Заключение…………………………………………………………………..55
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Михайлова И..docx

— 322.22 Кб (Скачать файл)

 

II этап  – диагностический

1.  Социальное обследование  семей показало, что не обеспечивается  возможное полноценное воспитание  и обучение, не осуществляется  необходимый надзор в пяти  семьях (33,3%). В трех семьях (20,0%) создана  обстановка, которая отрицательно  влияет на психологическое состояние  ребенка и его обучение. Имеют  место глубокие конфликты между  членами семьи – две семьи (13,3%). Члены семьи злоупотребляют  алкоголем, наркотиками в четырех  семьях (6,7%) и ведут антиобщественный  образ жизни в одной семье (6,7%). Из всех обследуемых семей выявлено семь семей полных (46,6%), неполных пять, что составляет 33,3% от всех обследуемых семей и многодетных три семьи (20%).

2.  В результате опроса  родителей и детей направленного  на определение характера отношений  между родителями и детьми  выделены характерные отношения  в семьях:

Отношение родителей к детям:

1)  Грубость родителей. Нарушение меры в воспитании, вызванное педагогической неграмотностью  родителей: отсутствие требовательности  единства требований к ребенку  со стороны взрослых членов  семьи, неверное применение наказания  и поощрения, жестокое отношение  к ребенку, подавление его личности, физическое наказание – 10 (30,3%) и  др.

2)  Безнадзорность, вызванная  в одном случае занятостью  родителей, в другом – их безответственным  отношением к воспитанию детей  – 9 (27,2%)

3)  Отрицательный пример  родителей (нечестный образ жизни), аморальное поведение, пьянство  и др. 11 (33,3%)

4)  Конфликты семье  – 3 (9,1%)

5)  Хорошие взаимоотношения  – 0 (0,00%)

Диаграмма 1

Результаты опроса детей

 

Выявленное отношение родителей к детям, как правило, влекут за собой отрицательные проявления и способствуют возникновению у ребенка чувства беспечности, безнаказанности, развивают слабоволие, влекут к безответственности в выполнении правил поведения. Известно, что воздействие на старшеклассника осуществляется успешно в нравственно здоровой, сплоченной семье.

Отношение детей к родителям:

1)  Отрицательные эмоции. Грубость родителям, проявление  невнимательности, непослушание, проявление  эгоизма и жестокости по отношению  к родителям – 13 (39,3%)

2)  Трудность в воспитании. Употребление алкоголя, наркотиков, аморальное поведение, плохая успеваемость  – 8 (24,2%)

3)  Хулиганистые выходки  – драки, воровство – 3 (9,1%)

4)  Бродяжничество –  частое продолжительное отсутствие  дома, прогулы в школе – 7 (21,1)%

5)  Примерные дети –  учатся хорошо, заботятся о родителях, примерное поведение – 2 (6,1%)

Диаграмма 2

Результаты опроса родителей

 

 

          Итак, опрос родителей и детей позволил сделать вывод, о том, что в семьях взаимоотношения детей и родителей конструктивный характер. Как относятся родители к детям, так же и они к ним. Проведенный опрос доказывает, что отрицательный пример родителей влияет на воспитание детей. Вместе с тем можно сказать, что не все дети поддаются отрицательному влиянию родителей, такие дети имеют свои взгляды на жизнь, таких оказалось два человека.

3.  Особенности взаимоотношения  детей и взрослых, проявляемые  в быту выявлялись с помощью  анкеты, для семьи. В качестве  критериев позитивных взаимоотношений  мы выделили следующие факторы:

1 – доброта, 2 – согласие, 3 – теплота, 4 – готовность прийти  на помощь, 5 – сотрудничество.

Для выявления негативного отношения в качестве критериев определили следующие признаки: 1 – несогласие, 2 – равнодушие, 3 – частые конфликты, 4 – отсутствие сотрудничества, 5 – холодность.

           По наличию данных факторов  мы определили характер взаимоотношений  между детьми и родителями.

            После подводим итоги, складываем  отмеченные цифры. Итоговый показатель  – сумма – может колебаться  от 0 (самая неблагополучная) до 10 (наиболее  положительная оценка). Подробное  описание по каждой семье представлено  в приложении К.

            Таким образом, у 53% (01, 02, 05, 06, 08, 11, 12, 14) семей взаимоотношения носят  неустойчивый характер, т.е. они могут  быть и негативными и позитивными  в зависимости от ситуации. У 40% (03, 04, 07, 09, 13, 15) семей взаимоотношения  характеризуются как позитивные, стабильные. У 7% (10) семей взаимоотношения  негативные.

             Следовательно, на основании полученных  данных можно сделать следующие  выводы:

7% семей (06) – абсолютно  неблагополучные семьи

40% (03, 04, 07, 09, 13, 15) – скорее  неблагополучные

53% (01, 02, 05, 06, 08, 11, 12, 14) – переходные

0% семей – абсолютно  благополучные семьи.

Полученные данные наглядно изображены в виде диаграммы

Диаграмма 3

Семейные взаимоотношения детей и взрослых в быту

 

 

2.2 Организация  занятий, направленных на улучшение  учебно-познавательной мотивации

Семейное воспитание – это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. Именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности. [21]

Система принципов семейного воспитания:

1.  Дети должны расти  и воспитываться в атмосфере  доброжелательности, любви и счастья.

2.  Родители должны  понять и принять своего ребенка  таким, каков он есть, и способствовать  развитию.

3.  Воспитательные воздействия  должны строиться с учетом  возрастных, половых, индивидуальных  особенностей.

4.  Диагностическое единство  искреннего, глубокого уважения  к личности и высокой требовательности  к ней должно быть положено  в основу системы семейного  воспитания.

5.  Личность самих родителей  идеальная модель для подражания  детей.

6.  Воспитание должно  строиться с опорой на положительное в растущем человеке.

7.  Все виды деятельности, организуемые в семье с целью  развития ребенка, должны быть  построены на игре.

8.  Оптимизм и мажор  – основа стиля и тона общения  с детьми в семье.

Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия, как правило, ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с обществом.

Ошибки семейного воспитания исправить гораздо труднее, чем обнаружить, поскольку педагогические просчеты семейного воспитания чаще всего имеют затяжной хронический характер. Особенно трудно поправимы и тяжелы по своим последствиям холодные, отчужденные, а порою и враждебные отношения родителей и детей, утратившие свою теплоту и взаимопонимание.               Неблагополучие в семье должно предупреждаться задолго до того, как ребенок попадает в поле зрения органов профилактики.

Социальные педагоги в работе с неблагополучными семьями должны:

-  содействовать нормализации  отношений в семье;

-  защищать права ребенка  и создавать условия для благоприятного  развития его личности.

В практике социально-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности социального педагога с семьями. В настоящее время социальными педагогами активно используются следующие модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая и медицинская. Использование той или иной модели зависит от характера причин вызывающих проблему детско-родительских отношений

Педагогическая модель базируется на предположении о недостаточной педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы выступает ребенок. Используя данную модель, социальный педагог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителей, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств. Поэтому помимо анализа жизненной ситуации необходима помощь внешних сил (пособия, разовые выплаты и т.п.).

Психологическая модель используется, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, в личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.

Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики – семья, дети и дети с нарушениями общения.

Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Помощь заключается в проведении психотерапии (лечении больного и адаптации здоровых членов семьи к проблемам больного).

Влияние неправильного воспитания в неблагополучных семьях на поведение и характер ребенка представлено в Таблице 1.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

 Влияние неправильного  воспитания в неблагополучных  семьях

Типы неправильного воспитания

Словесная характеристика

Способ обращения с детьми

Последствия

1. Гиперпротекция

«Делаю все для ребенка, всего себя посвящаю ему»

Ограничение его самостоятельности

Замедленная социализация, неспособность проявить самостоятельность, инфантильность.

2. Условия повышенной моральной  ответственности

«Не хочу иметь такого ребенка»

Никогда не хвалят, отсутствие системы поощрения, часто ругают

Подавление желаний, неуверенность в себе, страх

3. Условия эмоционального отвержения

«Ненавижу всех детей», «Не стану из-за них расстраиваться»

Отчуждение, избежание контактов, жесткие поступки

Агрессивность, замкнутость, замедленное эмоциональное развитие.

4. Гипопротекция

«Делай, что хочешь, только оставь меня в покое»

Отсутствие внимания и интереса к увлечениям и переживаниям детей

Агрессия, асоциальное поведение

5. Условия жестких взаимоотношений

«Ты мне надоел, от тебя все мои несчастья»

Частые наказания, побои

Высокий уровень агрессивности, серьезные нарушения межличностных отношений


 

Основные типы воспитания в семьях с алкогольной зависимостью и необходимое педагогическое воздействие (Таблица 2)

Таблица 2.

Основные типы воспитания в семьях с алкогольной зависимостью

Тип воспитания

Характеристика

Возможная помощь педагогов и семьи

«Герой семьи»

Сверхответственность, контроль за ситуацией в семье, заниженная самооценка, чувство одиночества.

Убеждать, что не стоит приносит в жертву семье свои занятия в кружке, общение с друзьями. Учить радовать себя, развивать психическую гибкость, помогать распознавать добрые чувства. Поощрять успехи, быть рядом после неудач.

«Возмутитель спокойствия» («козел отпущения»)

Непоседа, синдром детской гиперактивности, неосознанно вбирает в себя все несчастья семьи и показывает их миру. В психологическом портрете чувство отверженности.

Напоминать ребенку, что вы недовольны определенными моментами его поведения, внутреннему переживанию. Четко и ясно называйте ему правила поведения, объясняйте, почему поступать надо так, а не иначе. Хвалите его за любой поступок. Попробуйте поставить его в позицию лидера. Помогайте ему выразить свои чувства.

«Талисман»

Юморист вжился в роль шута горохового, раздвоенный психопатический портрет: клоун и страх, гнев, стыд. Неуверенность в себе.

Надо учить открыто, выражать свои чувства, помочь найти друга, индивидуальное внимание, доверие, объяснить ребенку, что нормально испытывать гнев, печаль, негодование.

«Потерянный ребенок» («девочка – сущий ангел»)

Любит помогать оказавшимся в беде. Не по годам самостоятельна, не жалуется, не рассказывает о проблемах. Чересчур тихая и положительная. Когда ситуация дома накаляется, – преображается, появляется ярость. Хочется родительской любви.

Необходимо дать почувствовать, что она принадлежит к группе, классу и не занимает важного места в коллективе. Нельзя принуждать ребенка жить в «куче». Поощряйте ребенка. Побеспокойтесь, чтобы были занятия по душе: работа или игра для ребенка; рассказывайте об успехах другим, показывайте рисунки, поделки.


 

Алгоритм взаимодействия социального педагога с неблагополучной семьей (при условии заинтересованности обеих сторон) в Таблице 3.

Информация о работе Работа социального педагога с учащимися из неблагополучных семей