Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 09:15, дипломная работа
Актуальность этой темы состоим в том, что в современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Сегодня особенно актуальной становится социально-психологическая и педагогическая помощь специалистов социальной сферы, в частности социального педагога. Социальный педагог работает с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живёт в постоянный ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие. В современном обществе объектом социально-педагогической деятельности всё чаще становятся так же неполные семьи.
Введение………………………………………………………………………...9
1. Теоретические аспекты работы социального педагога с неблагополучной семьей…………………………………………………………..10
1.1 Неблагополучная семья как фактор жизненного риска ребенка………………………………………………………………………………10
1.2 Характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие……………………………………………………………………19
1.3 Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка………………………………………………………………………………22
2. Опытно-экспериментальная работа социального педагога с учащимися из неблагополучных семей……………………………………30
2.1 Организация и методы исследования, анализ результатов первичного исследования…………………………………………………………23
2.2 Организация занятий, направленных на улучшение учебно-познавательной мотивации………………………………………………….46
Заключение…………………………………………………………………..55
Список использованной литературы
II этап – диагностический
1. Социальное обследование
семей показало, что не обеспечивается
возможное полноценное
2. В результате опроса
родителей и детей
Отношение родителей к детям:
1) Грубость родителей.
Нарушение меры в воспитании,
вызванное педагогической
2) Безнадзорность, вызванная
в одном случае занятостью
родителей, в другом – их
3) Отрицательный пример родителей (нечестный образ жизни), аморальное поведение, пьянство и др. 11 (33,3%)
4) Конфликты семье – 3 (9,1%)
5) Хорошие взаимоотношения – 0 (0,00%)
Диаграмма 1
Результаты опроса детей
Выявленное отношение родителей к детям, как правило, влекут за собой отрицательные проявления и способствуют возникновению у ребенка чувства беспечности, безнаказанности, развивают слабоволие, влекут к безответственности в выполнении правил поведения. Известно, что воздействие на старшеклассника осуществляется успешно в нравственно здоровой, сплоченной семье.
Отношение детей к родителям:
1) Отрицательные эмоции.
Грубость родителям, проявление
невнимательности, непослушание, проявление
эгоизма и жестокости по
2) Трудность в воспитании. Употребление алкоголя, наркотиков, аморальное поведение, плохая успеваемость – 8 (24,2%)
3) Хулиганистые выходки – драки, воровство – 3 (9,1%)
4) Бродяжничество –
частое продолжительное
5) Примерные дети – учатся хорошо, заботятся о родителях, примерное поведение – 2 (6,1%)
Диаграмма 2
Результаты опроса родителей
Итак, опрос родителей и детей позволил сделать вывод, о том, что в семьях взаимоотношения детей и родителей конструктивный характер. Как относятся родители к детям, так же и они к ним. Проведенный опрос доказывает, что отрицательный пример родителей влияет на воспитание детей. Вместе с тем можно сказать, что не все дети поддаются отрицательному влиянию родителей, такие дети имеют свои взгляды на жизнь, таких оказалось два человека.
3. Особенности взаимоотношения
детей и взрослых, проявляемые
в быту выявлялись с помощью
анкеты, для семьи. В качестве
критериев позитивных
1 – доброта, 2 – согласие, 3 – теплота, 4 – готовность прийти на помощь, 5 – сотрудничество.
Для выявления негативного отношения в качестве критериев определили следующие признаки: 1 – несогласие, 2 – равнодушие, 3 – частые конфликты, 4 – отсутствие сотрудничества, 5 – холодность.
По наличию данных факторов
мы определили характер
После подводим итоги, складываем
отмеченные цифры. Итоговый показатель
– сумма – может колебаться
от 0 (самая неблагополучная) до 10 (наиболее
положительная оценка). Подробное
описание по каждой семье
Таким образом, у 53% (01, 02, 05, 06, 08, 11, 12,
14) семей взаимоотношения носят
неустойчивый характер, т.е. они могут
быть и негативными и
Следовательно, на основании полученных
данных можно сделать
7% семей (06) – абсолютно неблагополучные семьи
40% (03, 04, 07, 09, 13, 15) – скорее неблагополучные
53% (01, 02, 05, 06, 08, 11, 12, 14) – переходные
0% семей – абсолютно благополучные семьи.
Полученные данные наглядно изображены в виде диаграммы
Диаграмма 3
Семейные взаимоотношения детей и взрослых в быту
2.2 Организация
занятий, направленных на улучшение
учебно-познавательной
Семейное воспитание – это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. Именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности. [21]
Система принципов семейного воспитания:
1. Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.
2. Родители должны
понять и принять своего
3. Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей.
4. Диагностическое единство
искреннего, глубокого уважения
к личности и высокой
5. Личность самих родителей
идеальная модель для
6. Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.
7. Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.
8. Оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.
Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия, как правило, ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с обществом.
Ошибки семейного воспитания исправить гораздо труднее, чем обнаружить, поскольку педагогические просчеты семейного воспитания чаще всего имеют затяжной хронический характер. Особенно трудно поправимы и тяжелы по своим последствиям холодные, отчужденные, а порою и враждебные отношения родителей и детей, утратившие свою теплоту и взаимопонимание. Неблагополучие в семье должно предупреждаться задолго до того, как ребенок попадает в поле зрения органов профилактики.
Социальные педагоги в работе с неблагополучными семьями должны:
- содействовать нормализации отношений в семье;
- защищать права ребенка
и создавать условия для
В практике социально-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности социального педагога с семьями. В настоящее время социальными педагогами активно используются следующие модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая и медицинская. Использование той или иной модели зависит от характера причин вызывающих проблему детско-родительских отношений
Педагогическая модель базируется на предположении о недостаточной педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы выступает ребенок. Используя данную модель, социальный педагог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителей, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.
Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств. Поэтому помимо анализа жизненной ситуации необходима помощь внешних сил (пособия, разовые выплаты и т.п.).
Психологическая модель используется, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, в личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.
Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики – семья, дети и дети с нарушениями общения.
Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Помощь заключается в проведении психотерапии (лечении больного и адаптации здоровых членов семьи к проблемам больного).
Влияние неправильного воспитания в неблагополучных семьях на поведение и характер ребенка представлено в Таблице 1.
Таблица 1.
Влияние неправильного воспитания в неблагополучных семьях
Типы неправильного воспитания |
Словесная характеристика |
Способ обращения с детьми |
Последствия |
1. Гиперпротекция |
«Делаю все для ребенка, всего себя посвящаю ему» |
Ограничение его самостоятельности |
Замедленная социализация, неспособность проявить самостоятельность, инфантильность. |
2. Условия повышенной моральной ответственности |
«Не хочу иметь такого ребенка» |
Никогда не хвалят, отсутствие системы поощрения, часто ругают |
Подавление желаний, неуверенность в себе, страх |
3. Условия эмоционального |
«Ненавижу всех детей», «Не стану из-за них расстраиваться» |
Отчуждение, избежание контактов, жесткие поступки |
Агрессивность, замкнутость, замедленное эмоциональное развитие. |
4. Гипопротекция |
«Делай, что хочешь, только оставь меня в покое» |
Отсутствие внимания и интереса к увлечениям и переживаниям детей |
Агрессия, асоциальное поведение |
5. Условия жестких |
«Ты мне надоел, от тебя все мои несчастья» |
Частые наказания, побои |
Высокий уровень агрессивности, серьезные нарушения межличностных отношений |
Основные типы воспитания в семьях с алкогольной зависимостью и необходимое педагогическое воздействие (Таблица 2)
Таблица 2.
Основные типы воспитания в семьях с алкогольной зависимостью
Тип воспитания |
Характеристика |
Возможная помощь педагогов и семьи |
«Герой семьи» |
Сверхответственность, контроль за ситуацией в семье, заниженная самооценка, чувство одиночества. |
Убеждать, что не стоит приносит в жертву семье свои занятия в кружке, общение с друзьями. Учить радовать себя, развивать психическую гибкость, помогать распознавать добрые чувства. Поощрять успехи, быть рядом после неудач. |
«Возмутитель спокойствия» («козел отпущения») |
Непоседа, синдром детской гиперактивности, неосознанно вбирает в себя все несчастья семьи и показывает их миру. В психологическом портрете чувство отверженности. |
Напоминать ребенку, что вы недовольны определенными моментами его поведения, внутреннему переживанию. Четко и ясно называйте ему правила поведения, объясняйте, почему поступать надо так, а не иначе. Хвалите его за любой поступок. Попробуйте поставить его в позицию лидера. Помогайте ему выразить свои чувства. |
«Талисман» |
Юморист вжился в роль шута горохового, раздвоенный психопатический портрет: клоун и страх, гнев, стыд. Неуверенность в себе. |
Надо учить открыто, выражать свои чувства, помочь найти друга, индивидуальное внимание, доверие, объяснить ребенку, что нормально испытывать гнев, печаль, негодование. |
«Потерянный ребенок» («девочка – сущий ангел») |
Любит помогать оказавшимся в беде. Не по годам самостоятельна, не жалуется, не рассказывает о проблемах. Чересчур тихая и положительная. Когда ситуация дома накаляется, – преображается, появляется ярость. Хочется родительской любви. |
Необходимо дать почувствовать, что она принадлежит к группе, классу и не занимает важного места в коллективе. Нельзя принуждать ребенка жить в «куче». Поощряйте ребенка. Побеспокойтесь, чтобы были занятия по душе: работа или игра для ребенка; рассказывайте об успехах другим, показывайте рисунки, поделки. |
Информация о работе Работа социального педагога с учащимися из неблагополучных семей