Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 09:15, дипломная работа
Актуальность этой темы состоим в том, что в современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Сегодня особенно актуальной становится социально-психологическая и педагогическая помощь специалистов социальной сферы, в частности социального педагога. Социальный педагог работает с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живёт в постоянный ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие. В современном обществе объектом социально-педагогической деятельности всё чаще становятся так же неполные семьи.
Введение………………………………………………………………………...9
1. Теоретические аспекты работы социального педагога с неблагополучной семьей…………………………………………………………..10
1.1 Неблагополучная семья как фактор жизненного риска ребенка………………………………………………………………………………10
1.2 Характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие……………………………………………………………………19
1.3 Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка………………………………………………………………………………22
2. Опытно-экспериментальная работа социального педагога с учащимися из неблагополучных семей……………………………………30
2.1 Организация и методы исследования, анализ результатов первичного исследования…………………………………………………………23
2.2 Организация занятий, направленных на улучшение учебно-познавательной мотивации………………………………………………….46
Заключение…………………………………………………………………..55
Список использованной литературы
Этапы |
Средства |
I. Получение первичной |
Наблюдение. Анкетирование. Тестирование. Беседа. |
2. Выявление реальных |
Анкетирование. Беседа. |
3. Установление контакта с |
Консультации. Тренинг. Тренинговые упражнения. |
4. Разработка конкретного |
Консультации. Совместные планирования, беседы, дневники. |
5. Прогнозирование позитивных |
Беседы. Обсуждения литературы. |
6. Согласование воспитательных действий семьи, школы, их периодическая корректировка, анализ и контроль. |
Консилиум. Наблюдение. Беседы. Анкетирование. |
7. Демонстрация положительных |
Беседа. Тестирование. |
8. Координация действий школы, административных
органов по защите прав |
Письма, ходатайства. |
Примечание: Обязательное проявление в отношениях с родителями, членами семьи тактичности, доброжелательности, налаживание конструктивных отношений.
Основные виды неблагополучных семейных отношений
1. Деструктивная семья – отличается изолированностью отдельных ее членов, атмосферой эмоционального напряжения и конфликтности, отсутствием душевной близости.
2. Распадающаяся семья – характеризуется острым конфликтом между родителями, в который вовлечены дети. Назревает распад семьи.
3. Распавшаяся семья – семья, в которой один из родителей
4. Неполная семья – отсутствие одного из родителей.
5. Ригидная псевдосолидарная семья – отличается наличием доминирующего лидера, которому беспрекословно подчиняется все. В такой семье отсутствует эмоциональная теплота, царствует деспотизм.
Изучив специфику жизни и воспитания ребенка в семье вынуждены, заниматься корректировкой семейного воспитания, корректировкой отношений «родители – дети», «родители – школа». В режиме этой задачи выделяем два аспекта
1. Корректировка воспитания в отдельных семьях.
2. Работа с неблагополучными семьями.
Методы коррекционной работы с неблагополучными семьями представлены в таблице 4.
Убеждение |
разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка; |
Моральная поддержка |
по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным; |
Вовлечение в интересную деятельность |
поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы: |
Готовность сопереживать |
это часто отсутствует в неблагополучных семьях; |
Нравственное упражнение |
по формированию нравственных качеств. |
Направления и формы работы с неблагополучными семьями представлены в Таблице 5.
№ |
Направления работы с неблагополучной семьей |
Формы работа с неблагополучной семьей. |
1 |
Диагностика семейного неблагополучия. |
наблюдения специалистов; анкетирование детей и родителей; опросники; тесты; интервью узких специалистов; мини-консилиумы; тренинги; анализ документов; анализ продуктов детского творчества; анализ документации паспортно-визовой службы; сбор списков неблагополучных семей; составление социально-психологических паспортов семьи (микрорайона); протоколы СКДН; РКДН; заявки семьи на оказание помощи; анализ состояния здоровья детей; анализ развития, успеваемости. |
2 |
Индивидуальная помощь неблагополучной семье. |
советы по преодолению сложных жизненных ситуации; консультации специалистов; семейная терапия; индивидуальные беседы; индивидуальный социальный патронаж семей; психотерапия; родительские собрания на дому. |
3 |
Групповая работа с родителями из неблагополучных семей. |
группы риска; спортивные группы; тренинговые группы; консультирование; семейные вечера. |
4 |
Профилактика семейного неблагополучия. |
родительский всеобуч; ознакомление с психолого-педагогической литературой; обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей; семинары для учителей и родителей; лектории для детей; устройство на работу; летний лагерь; летняя площадка; постановка на учет ОВД, КДН. СКД; дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе. |
5 |
Помощь общества неблагополучным семьям. |
институт приемной семьи; институт молодой семьи; детские приюты; акции милосердия; акция помоги пойти учиться; материальная поддержка; привлечение спонсорской помощи; обмен одеждой, бывшей в употреблении; лишение родительских прав. |
Таким образом, педагогическая социология обладает специфическим научно-методическим потенциалом, позволяющим социологам активно включаться в решение проблем, связанных с неблагополучными семьями и воспитанием детей.
Дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи – только отношения к ребенку.
Основная задача социального работника в работе с неблагополучной семьей и состоит в том, что социальные работники должны находить способы помочь семье взять на себя личную ответственность за осуществление перемен к лучшему. Помочь семье или отдельному ее члену узнать, в каких пределах они могут действовать, добиваясь результата, и что нужно для того, чтобы расширить эти пределы.
В неблагополучных семьях складываются отношения, отрицательно влияющие на развитие личности ребенка, нарушающие его права, лишающие защиты. Неблагополучные семьи в большинстве своем не могут самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании детей, им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь. Дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, нуждаются в защите и поддержке со стороны педагогов.
Раннее выявление неблагополучных семей способствует эффективности коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на социально-педагогическую поддержку неблагополучных семей и воспитание детей.
2.3 Анализ результатов исследования
Проведенный анализ научно-исследовательской и учебной литературы, материалов периодической печати, публикаций по данному вопросу показал, что педагогическая социология обладает специфическим научно-методическим потенциалом, позволяющим социологам активно включаться в решение проблем, связанных с образом жизни детей и их семей.
Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к возникновению и развитию отклонений в поведении детей. На сегодняшний день такое печальное явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным.
Характеристика социально-неблагополучных семей очень разнообразна. Это семьи, где:
- родители ведут аморальный образ жизни (алкоголизм, уклонение от воспитания детей);
- родители жестоко обращаются с детьми (физическое, эмоциональное насилие);
- родители отсутствуют, а воспитанием занимаются другие лица
- попечители (низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, безработица).
Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития. Показателем семейного неблагополучия являются сами дети: их поведение, интересы, характер общения со взрослыми и детьми.
В теоретической части нашего исследования были рассмотрены научно-практические подходы к социально-педагогической поддержке неблагополучных семей, которые позволят провести опытно-эксперементальную работу по выявлению неблагополучных семей для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы в исходном положении.
Так, как критерием благополучия или неблагополучия семьи может служить ее воздействие на детей, стиль отношения к ребенку, к его здоровью, желание и возможность родителей создать оптимальные условия для его развития, то целью, опытно-эксперементальной работы является: выявление отношения к ребенку.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- выявить особенности внутрисемейных отношений между родителями и детьми
- разработать и интегрировать программу мероприятий, направленных на социально-педагогическую поддержку неблагополучных семьей
- дать оценку эффективности программы мероприятий.
Решение поставленных задач предусматривает социально-педагогический эксперимент, который включает в себя четыре этапа: организационный, диагностический, формирующий, сравнительный.
Заключение
В теоретической части настоящей работы были рассмотрены аспекты родительских отношений, понятие тревожности, особенности ее проявления и причины возникновения, а так же влияние родительских отношений на проявление тревожности у детей дошкольного возраста. В эмпирической части приводится описание методик экспериментальной части исследования, описан ход эксперимента, проведен анализ результатов эксперимента и соотнесение этих результатов с гипотезами исследования.
Для проведения эксперимента и исследования взаимосвязи детско-родительских отношений были использованы следующие методики:
-для исследования Тест «Кинетический рисунок семьи» тест разработан Р. Бернсом и С. Кауфманом.
- для исследования детско-
- Опросник "Поведение родителей и отношение детей к ним" (ПОР; Е. Шафер)
Изучение проблемы влияния типа детско-родительских взаимоотношений на эмоциональную сферу ребенка позволяет статистически доказать, что дисгармония отношений «родитель – ребенок» является существенным фактором, обуславливающим повышенный уровень тревожности у детей. Как показала корелляции наиболее значимыми оказались показатели отношения родителей по типу отвержения и разделения. Для получения более достоверных выводов по разным аспектам родительского отношения нужна большая статистика (большее количество испытуемых).
Анализ литературы и проведенное психологическое исследование указывают на то, что отношение родителя к ребенку понимающееся, как система разнообразных чувств и поступков и проявляющее в стиле воспитания и социальной установке оказывает значительное влияние на формирование личности ребенка. Неадекватный стиль воспитания, проявляющийся в виде доминирования родителя над ребенком, игнорировании его реальных потребностей, эмоциональном отвержении ребенка, занижении его возможностей, отношении как к более слабому - приводит к повышению уровня тревожности у ребенка. Наиболее приемлемым для ребенка типом отношения взрослого можно назвать тот, при котором родитель принимает и уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, одобряет его интересы и планы, кооперирует с ним, помогает ему, высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.
Список использованной литературы
1. Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 г «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее».
2. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 14.01.2014 г.
3. Буянова М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988
4. Макаренкова И.В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого-педагогические основы коррекционно-профилактической работы) /И.В. Макаренкова, А.В. Мисько. - М., 2004
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред.В. В. Давыдова. - М., 1996.
6. Зикратов В.В. Дисфункциональная семья как предмет и объект исследования социальной педагогики // Социальная педагогика. - 2006. - № 1. - С.41-50.
7. Землянухина Н.А. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка // Социальная педагогика. - 2005. - № 1. - С.81-83
8. Валиева Ф.А. Место и роль семейно-бытовых отношений в социализации личности // Учитель Башкирии. - 2004. - № 6. - С.88-91.
Информация о работе Работа социального педагога с учащимися из неблагополучных семей