Работа социального педагога с учащимися из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 09:15, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность этой темы состоим в том, что в современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Сегодня особенно актуальной становится социально-психологическая и педагогическая помощь специалистов социальной сферы, в частности социального педагога. Социальный педагог работает с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живёт в постоянный ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие. В современном обществе объектом социально-педагогической деятельности всё чаще становятся так же неполные семьи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...9
1. Теоретические аспекты работы социального педагога с неблагополучной семьей…………………………………………………………..10
1.1 Неблагополучная семья как фактор жизненного риска ребенка………………………………………………………………………………10
1.2 Характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие……………………………………………………………………19
1.3 Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка………………………………………………………………………………22
2. Опытно-экспериментальная работа социального педагога с учащимися из неблагополучных семей……………………………………30
2.1 Организация и методы исследования, анализ результатов первичного исследования…………………………………………………………23
2.2 Организация занятий, направленных на улучшение учебно-познавательной мотивации………………………………………………….46
Заключение…………………………………………………………………..55
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Михайлова И..docx

— 322.22 Кб (Скачать файл)

Таблица 3.

Алгоритм взаимодействия социального педагога с неблагополучной семьей

Этапы

Средства

I. Получение первичной информации  о семье и об отношении к  воспитанию.

Наблюдение. Анкетирование. Тестирование. Беседа.

2. Выявление реальных возможностей  улучшения обстановки в семье.

Анкетирование. Беседа.

3. Установление контакта с родителями, другими членами семьи, которые  могут повлиять на обстановку  в семье.

Консультации. Тренинг. Тренинговые упражнения.

4. Разработка конкретного поэтапного  плана совместных действий в  преодолении недостатков семейного  воспитания.

Консультации. Совместные планирования, беседы, дневники.

5. Прогнозирование позитивных результатов  взаимодействия для ребенка, его  родителей, членов семьи.

Беседы. Обсуждения литературы.

6. Согласование воспитательных  действий семьи, школы, их периодическая  корректировка, анализ и контроль.

Консилиум. Наблюдение. Беседы. Анкетирование.

7. Демонстрация положительных сдвигов, даже не очень существенных, эмоциональная  поддержка родителей.

Беседа. Тестирование.

8. Координация действий школы, административных  органов по защите прав ребенка  в случае необходимости.

Письма, ходатайства.


Примечание: Обязательное проявление в отношениях с родителями, членами семьи тактичности, доброжелательности, налаживание конструктивных отношений.

Основные виды неблагополучных семейных отношений

1.  Деструктивная семья – отличается изолированностью отдельных ее членов, атмосферой эмоционального напряжения и конфликтности, отсутствием душевной близости.

2.  Распадающаяся семья – характеризуется острым конфликтом между родителями, в который вовлечены дети. Назревает распад семьи.

3.  Распавшаяся семья – семья, в которой один из родителей

4.  Неполная семья – отсутствие одного из родителей.

5.  Ригидная псевдосолидарная семья – отличается наличием доминирующего лидера, которому беспрекословно подчиняется все. В такой семье отсутствует эмоциональная теплота, царствует деспотизм.

Изучив специфику жизни и воспитания ребенка в семье вынуждены, заниматься корректировкой семейного воспитания, корректировкой отношений «родители – дети», «родители – школа». В режиме этой задачи выделяем два аспекта

1. Корректировка воспитания в  отдельных семьях.

2. Работа с неблагополучными  семьями.

Методы коррекционной работы с неблагополучными семьями представлены в таблице 4.

Таблица 4.

Методы коррекционной работы с неблагополучными семьями

Убеждение

разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;

Моральная поддержка

по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;

Вовлечение в интересную деятельность

поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:

Готовность сопереживать

это часто отсутствует в неблагополучных семьях;

Нравственное упражнение

по формированию нравственных качеств.


      

  Направления и формы работы  с неблагополучными семьями представлены в Таблице 5.

Таблица 5.

 Направления и формы  работы с неблагополучными семьями

Направления работы с неблагополучной семьей

Формы работа с неблагополучной семьей.

1

Диагностика семейного неблагополучия.

наблюдения специалистов;

анкетирование детей и родителей;

опросники;

тесты;

интервью узких специалистов;

мини-консилиумы;

тренинги;

анализ документов;

анализ продуктов детского творчества;

анализ документации паспортно-визовой службы;

сбор списков неблагополучных семей;

составление социально-психологических паспортов семьи (микрорайона);

протоколы СКДН; РКДН;

заявки семьи на оказание помощи;

анализ состояния здоровья детей;

анализ развития, успеваемости.

2

Индивидуальная помощь неблагополучной семье.

советы по преодолению сложных жизненных ситуации;

консультации специалистов;

семейная терапия;

индивидуальные беседы;

индивидуальный социальный патронаж семей;

психотерапия;

родительские собрания на дому.

3

Групповая работа с родителями из неблагополучных семей.

группы риска;

спортивные группы;

тренинговые группы;

консультирование;

семейные вечера.

4

Профилактика семейного неблагополучия.

родительский всеобуч;

ознакомление с психолого-педагогической литературой;

обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;

семинары для учителей и родителей;

лектории для детей;

устройство на работу;

летний лагерь;

летняя площадка;

постановка на учет ОВД, КДН. СКД;

дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.

5

Помощь общества неблагополучным семьям.

институт приемной семьи;

институт молодой семьи;

детские приюты;

акции милосердия;

акция помоги пойти учиться;

материальная поддержка;

привлечение спонсорской помощи;

обмен одеждой, бывшей в употреблении;

лишение родительских прав.


 

Таким образом, педагогическая социология обладает специфическим научно-методическим потенциалом, позволяющим социологам активно включаться в решение проблем, связанных с неблагополучными семьями и воспитанием детей.

Дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи – только отношения к ребенку.

Основная задача социального работника в работе с неблагополучной семьей и состоит в том, что социальные работники должны находить способы помочь семье взять на себя личную ответственность за осуществление перемен к лучшему. Помочь семье или отдельному ее члену узнать, в каких пределах они могут действовать, добиваясь результата, и что нужно для того, чтобы расширить эти пределы.

В неблагополучных семьях складываются отношения, отрицательно влияющие на развитие личности ребенка, нарушающие его права, лишающие защиты. Неблагополучные семьи в большинстве своем не могут самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании детей, им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь. Дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, нуждаются в защите и поддержке со стороны педагогов.

Раннее выявление неблагополучных семей способствует эффективности коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на социально-педагогическую поддержку неблагополучных семей и воспитание детей.

 

2.3 Анализ результатов  исследования

Проведенный анализ научно-исследовательской и учебной литературы, материалов периодической печати, публикаций по данному вопросу показал, что педагогическая социология обладает специфическим научно-методическим потенциалом, позволяющим социологам активно включаться в решение проблем, связанных с образом жизни детей и их семей.

Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к возникновению и развитию отклонений в поведении детей. На сегодняшний день такое печальное явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным.

Характеристика социально-неблагополучных семей очень разнообразна. Это семьи, где:

-  родители ведут аморальный образ жизни (алкоголизм, уклонение от воспитания детей);

-  родители жестоко обращаются с детьми (физическое, эмоциональное насилие);

-  родители отсутствуют, а воспитанием занимаются другие лица

-  попечители (низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, безработица).

Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития. Показателем семейного неблагополучия являются сами дети: их поведение, интересы, характер общения со взрослыми и детьми.

В теоретической части нашего исследования были рассмотрены научно-практические подходы к социально-педагогической поддержке неблагополучных семей, которые позволят провести опытно-эксперементальную работу по выявлению неблагополучных семей для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы в исходном положении.

Так, как критерием благополучия или неблагополучия семьи может служить ее воздействие на детей, стиль отношения к ребенку, к его здоровью, желание и возможность родителей создать оптимальные условия для его развития, то целью, опытно-эксперементальной работы является: выявление отношения к ребенку.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

-  выявить особенности внутрисемейных отношений между родителями и детьми

-  разработать и интегрировать программу мероприятий, направленных на социально-педагогическую поддержку неблагополучных семьей

-  дать оценку эффективности программы мероприятий.    

Решение поставленных задач предусматривает социально-педагогический эксперимент, который включает в себя четыре этапа: организационный, диагностический, формирующий, сравнительный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В теоретической части настоящей работы были рассмотрены аспекты родительских отношений, понятие тревожности, особенности ее проявления и причины возникновения, а так же влияние родительских отношений на проявление тревожности у детей дошкольного возраста. В эмпирической части приводится описание методик экспериментальной части исследования, описан ход эксперимента, проведен анализ результатов эксперимента и соотнесение этих результатов с гипотезами исследования.

Для проведения эксперимента и исследования взаимосвязи детско-родительских отношений были использованы следующие методики:

-для исследования Тест «Кинетический рисунок семьи» тест разработан Р. Бернсом и С. Кауфманом.

- для исследования детско-родительских отношений был опрос родителей и детей направленного на определение характера отношений между родителями и детьми.

- Опросник "Поведение родителей и отношение  детей к ним" (ПОР; Е. Шафер)

 

Изучение проблемы влияния типа детско-родительских взаимоотношений на эмоциональную сферу ребенка позволяет статистически доказать, что дисгармония отношений «родитель – ребенок» является существенным фактором, обуславливающим повышенный уровень тревожности у детей. Как показала корелляции наиболее значимыми оказались показатели отношения родителей по типу отвержения и разделения. Для получения более достоверных выводов по разным аспектам родительского отношения нужна большая статистика (большее количество испытуемых).

Анализ литературы и проведенное психологическое исследование указывают на то, что отношение родителя к ребенку понимающееся, как система разнообразных чувств и поступков и проявляющее в стиле воспитания и социальной установке оказывает значительное влияние на формирование личности ребенка. Неадекватный стиль воспитания, проявляющийся в виде доминирования родителя над ребенком, игнорировании его реальных потребностей, эмоциональном отвержении ребенка, занижении его возможностей, отношении как к более слабому - приводит к повышению уровня тревожности у ребенка. Наиболее приемлемым для ребенка типом отношения взрослого можно назвать тот, при котором родитель принимает и уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, одобряет его интересы и планы, кооперирует с ним, помогает ему, высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Послание Президента Республики Казахстан  Н. А. Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 г «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее».

2. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 14.01.2014 г.

3. Буянова М.И.  Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988

4. Макаренкова И.В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого-педагогические основы коррекционно-профилактической работы) /И.В. Макаренкова, А.В. Мисько. - М., 2004

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред.В. В. Давыдова. - М., 1996.

6. Зикратов В.В. Дисфункциональная семья как предмет и объект исследования социальной педагогики // Социальная педагогика. - 2006. - № 1. - С.41-50.

7. Землянухина Н.А. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка // Социальная педагогика. - 2005. - № 1. - С.81-83

8. Валиева Ф.А. Место и роль семейно-бытовых отношений в социализации личности // Учитель Башкирии. - 2004. - № 6. - С.88-91.

Информация о работе Работа социального педагога с учащимися из неблагополучных семей