Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 12:28, реферат
Все мы согласны с тем, что детская пре-ступность -- одна из острейших проблем се-годняшнего дня. Уверенно идет процесс омо-ложения правонарушителей. Растет среди них число девочек, увеличивается количество тяжких преступлений. Мы согласны с тем, что необходимо что-то делать. Надо только решить, что именно.
Таким образом, мы можем говорить о том, что к настоя-щему моменту в российском законодательстве подготовле-ны предпосылки для появления системной общегосудар-ственной технологии социальной работы с детьми группы риска. Полно и в соответствии с научными требованиями разработан целевой компонент государственного подхода в профилактической работе с детьми группы риска.
В анализируемых документах объектом применения об-щегосударственного подхода, с одной стороны, называются дети, граждане, семьи, попавшие в трудную жизненную си-туацию в соответствии с Федеральными законами «Об осно-вах социального обслуживания населения», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В соот-ветствии с Законом «Об основах системы профилактики без-надзорности и правонарушений несовершеннолетних», объектом работы является несовершеннолетний или семья, попавшие в социально опасную ситуацию. Признаки труд-ной жизненной ситуации и социальной опасной ситуации в приведенных текстах законов практически совпадают. При этом совпадают эти признаки и в реальной жизни.
Необходимо принять во внимание и тот факт, что ука-занные выше три важнейших закона по сути оформляют контур современного российского социального законода-тельства, регулирующего вопросы оказания социальной помощи и организации социальной работы с населением, в том числе и с детьми.
Несомненно, позитивным является определенная
поня-тийная общность этих законов. Трудная
жизненная или социально
Трудной жизненной ситуацией считается
такая, которая объективно нарушает
жизнедеятельность гражданина (инвалидность;
неспособность к
При этом детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, считаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие не-достатки в психическом и/или физическом развитии; дети -жертвы вооруженных и межнациональных конфлик-тов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных пересе-ленцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных уч-реждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные об-стоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Именно по отношению к трудности ситуации каждого ребенка в соответствии с вышеназванными законами органы и учреждения, в том числе и образования, должны пред-принимать необходимые действия, восстанавливающие права ребенка и ситуацию его благополучия.
В то же время три названных социальных закона рас-сматривают фактически по единому основанию различно-го объекта - потенциального клиента.
Закон «Об основах социального обслуживания населе-ния» выделяет, в первую очередь, в качестве объекта несо-вершеннолетних, по отношению к которым может быть применен специфический профессиональный инструмент социальной работы и органов социальной защиты населе-ния России - социальные услуги.
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» опи-сывает в основном положение несовершеннолетнего - уче-ника или учащегося какого бы то ни было образовательно-го учреждения, инструментом помощи которому выступа-ют собственно образовательные услуги и программы уч-реждения, системы образования в целом.
Закон «Об основах системы
безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и /или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный- безнадзорный, не имеющий места жиельства и/или места пребывания;
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое, вследствие безнадзорности или беспризорности, находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспита-нию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
- семьей, находящейся в социально
опасном положении, считается
такая семья, где дети
Принципиально с точки зрения закона выделение и бо-лее частных параметров возможного объекта профилакти-ческой работы. В соответствии со ст. 5 Закона «Об основах системы профилактики...», к лицам, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, отнесены следующие несовершеннолетние:
безнадзорные или беспризорные;
занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
содержащиеся в социально-
употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества;
совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
освобожденные от уголовной ответственности вслед-ствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем при-менения принудительных мер воспитательного воздействия;
не подлежащие уголовной ответственности
в связи с недостижением возрас
обвиняемые или подозреваемые в совершении пре-ступлений, в отношении которых избраны меры пресече-ния, не связанные с заключением под стражу;
условно-досрочно освобожденные от отбывания на-казания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
получившие отсрочку отбывания наказания или от-срочку исполнения приговора;
освобожденные из учреждений уголовно-исполни-тельной системы, вернувшиеся из специальных учебно- воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и/или после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и/или нуждаются в социальной по-мощи и/или реабилитации;
осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
осужденные условно, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
При этом профилактика безнадзорности и правонару-шений несовершеннолетних рассматривается как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, на-правленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, право-нарушениям и антиобщественным действиям несовершен-нолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуаль-ной профилактической работой с ними и их семьями, на-ходящимися в социально опасном положении.
Важнейшим, до сих пор неадекватно оцененным ново-введением, является представленная в законе индивиду-альная профилактическая работа, заявленная как ведущий инструмент и государственная технология работы с деть-ми группы риска.
Индивидуальная профилактическая работа - деятель-ность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и/или предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Введение института индивидуальной профилактичес-кой работы - явление весьма актуальное и своевременное. Превентивные меры однозначно защищают приоритет индивидуального подхода в решении проблем детей как компонент общегосударственной технологии.
Впервые в российской практике взаимодействия с деть-ми группы риска предусмотрена и определена мера ответ-ственности лиц за нераспространение конфиденциальной информации о ребенке. Законом декларируется невмеша-тельство в жизнь семьи, уточнены условия вмешательства государства в процесс воспитания ребенка.
Впервые за многие годы профилактической работы при-оритеты наказания и ответственного воздействия на ре-бенка, несовершеннолетнего, совершившего противо-правные действия, уступили место социально-педагоги-ческой работе по выявлению и предупреждению причин и действий со стороны несовершеннолетнего, которые могли бы квалифицироваться как противоправные, анти-общественные.
Законодателем предусмотрены условия развертывания индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего. Только решение Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может явиться пол-ноправным основанием для организации индивидуальной профилактической работы в отношении любого ребенка или семьи, оказавшихся в трудной или социально опасной ситуации.
Таким образом, введение института индивидуальной про-филактической работы решает как минимум две задачи:
организация адресной работы с детьми, которые дей-ствительно должны быть подвержены целенаправленному воздействию со стороны органов власти и правоохранительных органов в случае совершения ими неправомерных деяний,
защита несовершеннолетних и их семей от нерегламентированного, необоснованного и неквалифицированного вмешательства в жизнь под различными предлогами.
Все вышеприведенные размышления дают однознач-ный ответ на вопрос об объекте общегосударственной тех-нологии работы с детьми группы риска.
Выделенные особенности и
В то же время получен определенный опыт реализации социального законодательства, практика показала, что ве-домственная разобщенность в решении этих проблем иг-рает крайне негативную роль.
В современной психолого-
Перед специалистом в сфере профилактики и социаль-ной работы с детьми возникла задача профессионального освоения не только инструментальных средств и способов работы с несовершеннолетними, но и основ государствен-ного подхода в решении проблем несовершеннолетних, по-иск таких форм работы, которые обеспечивали бы успеш-ность социального развития ребенка.
Определенная противоречивость общегосударственно-го подхода в выборе объекта профилактики и социальной работы может быть преодолена путем согласования пози-ций и организации взаимодействия всех специалистов, занимающихся социальным воспитанием ребенка.
Это аксиома социального
Коль скоро социальное законодательство по целям совпада-ете ведущей категорией социальной педагогики - социальным воспитанием, необходимо проанализировать, насколько пере-чень субъектов социального воспитания совпадает с перечнем субъектов системы профилактики безнадзорности и правона-рушений, представленным в законодательстве.
В соответствии с текстом Закона
«Об основах системы
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их
прав, образуемые в порядке, установленном
законодатель-ством Российской Федерации
и законодательством субъек-
органы управления социальной защитой населения;
органы управления образованием;
органы опеки и попечительства;
органы по делам молодежи;
органы управления здравоохранением;
органы службы занятости;
органы внутренних дел.
В тексте закона предусмотрительно разведены функции и полномочия органов управления и учреждений, служб на-званных выше профильных государственных и местных органов власти. Таким образом, с одной стороны, с точки зрения государственного управления в число субъектов си-стемы включены все управленческие органы, реализующие те или иные функции по работе с детьми и несовершенно-летними. С другой стороны, в составе субъектов не просмат-риваются семья и организации, представляющие ее инте-ресы в обществе, кроме органов опеки и попечительства, не указана возможность участия в системе профилактики общественных объединений и организаций граждан, реа-лизующих целевые программы работы с детьми, в том чис-ле с детьми, имеющими трудности в поведении и развитии.
Информация о работе Работа социального работника с детьми с противоправным поведением