Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 12:28, реферат
Все мы согласны с тем, что детская пре-ступность -- одна из острейших проблем се-годняшнего дня. Уверенно идет процесс омо-ложения правонарушителей. Растет среди них число девочек, увеличивается количество тяжких преступлений. Мы согласны с тем, что необходимо что-то делать. Надо только решить, что именно.
Впервые за многие годы в российском законодательстве появились нормы и процедуры, согласовываемые с ведущи-ми законами педагогической деятельности, предусматри-вающие функции и задачи социально-педагогической реа-билитации несовершеннолетних в качестве приоритета профилактической работы.
В то же время законодательство ярко отражает картину динамики общественных и научных взглядов на проблемы детского неблагополучия и правонарушений в российском обществе:
с одной стороны, сам по себе государственный подход претендует на целостность разрешения проблем детей и защиты их прав;
с другой стороны, законодатель так и не определил, в
какой сфере социальной практики должна профессиональ-но осуществляться комплексная работа с детьми, нуждаю-щимися в помощи и поддержке со стороны государства.
Какое из направлений государственной социальной поли-тики может реализовать декларированные в законах прио-ритеты защиты прав несовершеннолетних?
Вновь, как это неоднократно было в российской истории, идеи социальной работы захватывают умы и сердца людей, готовых заниматься ею добросовестно и профессионально.
В то же время официального признания социальной ра-боты в качестве самостоятельного направления и инстру-мента социальной политики государства до настоящего времени не произошло. Органы и учреждения, специалис-ты, призванные законодателем осуществлять ежедневную социальную работу с детьми, выполняют свои обязаннос-ти в пределах профилактической работы, объективно за-щищают права несовершеннолетних, но ограничены в ре-шении этих задач масштабом и объемом профилактики.
В то же время только в рамках профессионально органи-зованной социальной работы можно максимально эффек-тивно провести адресную диагностику проблем клиента -ребенка - и предложить необходимый в каждом конкрет-ном случае способ взаимодействия и выхода из трудной жизненной ситуации.
По целям система профилактики и государственный подход в разрешении проблем детей ориентированы на достижение этого результата. Но списки субъектов сис-темы (читай: список носителей профессиональных инст-рументов решения детских проблем) и носителей техно-логии открытой социальной работы с ребенком крайне невелики.
При этом управленцам хорошо известно,
что именно но-сители профессиональных
технологий определяют содер-жание
идеологии, воспроизводимой в результате
их дея-тельности. В спроектированном
государственном подходе
При этом законодатель по сути противопоставил
выст-роенную систему
Глава 2. Технология социальной работы
с несовершеннолетними с
2.1. Методы работы социального работника с несовершеннолетними с противоправным поведением
Наилучшими методами решения этой проблемы остаются до сих пор методы, раз-работанные и успешно испытанные А. С. Макаренко в его педагогической деятельности. В последние десятилетия в нашей стране широко развернулись психолого-педагоги-ческие исследования по этой проблеме. Наибольшую изве-стность получили труды Д. И. Фельдштейна. Он указыва-ет четыре группы несовершеннолетних правонарушителей.
Представители первой группы характеризуются на-личием ряда примитивных, аморальных потребностей и антиобщественных взглядов и представлений. Они эгои-стичны, озлоблены, агрессивны, осознанно совершают правонарушения, не любят трудиться. Для исправления поведения таких подростков их нужно вовлекать в общественно полезные трудовые дела, используя прису-щее им упорство в достижении поставленной цели, стрем-ление к первенству, частично осознанное чувство их со-циальной неполноценности.
Ко второй группе относятся подростки
с деформиро-ванными
У подростков третьей группы наличествуют как дефор-мированные, так и позитивные потребности и взгляды. Но последние не стали регуляторами их поведения. Эго-изм и слабоволие обрекают их на асоциальные поступ-ки. Полезной для них в воспитательном отношении яв-ляется ритмичная и напряженная трудовая деятельность, работа, дающая возможность проявить себя и самоут-вердиться.
К четвертой группе можно отнести не верящих в себя, внушаемых, заискивающих перед более сильными това-рищами подростков. Представители этой группы -- слу-чайные правонарушители. Они слабовольны и неустойчи-вы перед дурным влиянием. У подростков этой группы важно пробудить интерес к нормальной жизни, создать перспективу развития личности, подвести их к включе-нию в полезную трудовую деятельность. Им необходима постоянная работа в коллективе, систематический конт-роль и оценка их деятельности, личная ответственность, активное участие в соревновании.
Рассмотрим способы социально - педагогической коррекции агрес-сивного поведения подростков. В длительном процессе их перевоспитания требуется обратить особое внимание на преодоление атрофии нормальных человеческих чувств у подобных правонарушителей. В целях исправления не следует: закреплять отрицательную оценку за подобными молодыми людьми, препятствовать их участию в обычных молодежных объединениях, слишком настой-чиво и бесцеремонно вовлекать в общие дела коллекти-ва учащихся. Наоборот, при перевоспитании правонару-шителей требуется выдержка, умение терпеливо и на-стойчиво объяснить неправильность их взглядов и пове-дения, переубеждать и открывать для молодежи достой-ные и увлекательные жизненные перспективы.
Агрессивность может проявляться у школьников средних классов в стычках между отдельными группа-ми. Спор между проживающими по соседству подрост-ковыми группами обычно идет из-за территориальных «сфер влияния»: клубов, кинотеатров, танцплощадок и т. п. Соперников туда стремятся не допускать. Для пре-дотвращения подобных действий рекомендуется органи-зация совместных массо-вых мероприятий, объединяющих подростков из сосед-них дворов. При этом важно помнить, что в подготовке этого мероприятия должны принять самое активное уча-стие лидеры этих дворовых групп подростков.
С несовершеннолетними, присваивающими чужие вещи, необходимо провести большую разъяснительную работу, показав негуманность их действий по отноше-нию к пострадавшему и сформировав правильное содер-жание понятия «честность» как важной личной и граж-данственной черты. Но дело этим не ограничивается. Следует предпринять все возможные меры по ликвида-ции педагогической запущенности такого школьника.
Стремление подростка испытать себя в рискованном деле (набег на соседский сад, сельскохозяйственные угодья и т. п.) не позволяет ему глубоко и серьезно задуматься над непра-вильной формой его осуществления. Поэтому необходима разъяснительная работа воспитателей по вскрытию проти-воправности таких действий. Требуется также, чтобы под-росток понимал не только свои интересы, но и встал на позицию пострадавшего. Наконец, необходимо больше и чаще вовлекать подростка в различные виды полезной деятельности, в которой он получил бы возможность удов-летворить указанные выше потребности.
2.2.Анализ деятельности
Работу социального педагога с несовершеннолетними - правонарушителями проанализируем на примере Майкопской воспитательной колонии.
Сегодня к жизни в Майкопской
воспита-тельной колонии
Здесь находятся такие как Сергей, который убегал из дома, воровал, ню-хал клеи, в 9 лет прибился к бомжам и устро-ился вместе с ними жить на кладбище. Отыс-кал себе перину, соорудил шалаш.
Другой пример «теплых отношений» отцов и детей -- жалостливое письмо матери. В семье помимо старшего, который досиживает в МВК срок за вооруженный разбой, подрас-тают еще двое -- четырех и двух лет. Мать найти работу не может, семья в прямом смыс-ле слова голодает. И просит убитая горем ро-дительница единственного кормильца за ре-шеткой: как освободишься, придумай что-ни-будь, но деньги достань. Где он будет доста-вать, и так понятно.
В общем, тех, кто попадает в колонию, труд-но назвать обычными детьми. Некоторые из них в силу своего «подзаборного» существо-вания не знают элементарных вещей, не обучены грамоте. А в умственном и фи-зическом развитии лет на пять отстают от сво-их благополучных сверстников. Одни впервые за свои 17 лет увидели по телевизору мультики и смеялись как 5-летние дети. Кто-то при-шел в восторг от того, какая это удобная вещь -- подушка, дивился белому постельному бе-лью, банным дням 2 раза в неделю, кто-то пер-вый раз в жизни наелся досыта. Такие вот со-циальные маугли, живущие по законам чело-веческих джунглей. Неудивительно, что все ра-ботники Майкопской колонии в голос призна-ются: работа с подростками самая трудная, по-скольку в силу переходного возраста и неус-тойчивой психики они взрывоопасны.
Проголодавшийся Сер-гей 16-
В них сидит не просто накопивше-еся отчаяние, горечь непонимания, тоска от не-нужности, но и нездоровый эгоцентризм, кото-рый не прошибут никакие гуманистические ак-сиомы. О том, как можно жить по-человечески, не грабя и не убивая, понятие очень слабое, вызывающее нигилизм. Так что задача персо-нала ВК, как не раз подчеркивали сами работ-ники колонии, это не тюремное наказание, а
реабилитация ребенка после того дна, на котором он пребывал, обучение новым правилам человеческого общежития. Получается пара-докс -- учить жизни в обществе в изоляции от самого общества. Но такова сегодня система «перевоспитания» падших, а педагоги и воспи-татели стремятся выполнить эту сверхзадачу.
Попытки наставить малолетних преступни-ков на путь истинный часто оцениваются об-ществом одной фразой -- «горбатого могила исправит».
Но работники колонии в это не верят. Они стараются помочь подросткам.
Помогают им предста-вители Духовного управления мусульман РА :нодарского края, Майкопской и Ады-гейской епархии Русской православной церк-ви, которая входит в состав попечительского совета. Еженедельные духовные беседы с от-цом Георгием у многих ребят вызывают не-поддельный интерес.
Большинство их них в прошлой жизни не только не умели учиться или работать, но и отдых их можно назвать специфическим: уко-лоться, надышаться, напиться и забыться. Педагоги и воспитатели стараются изменить понятие « свободное время». Для воспитанников организуется спортивные секции, кружки по инте-ресам.
Ребята теперь учатся в школе и осваива-ют в ПТУ 2-3 «хлебные» профессии, по плану воскресного дня с удовольствием играют в бас-кетбол и футбол, сражаются в шахматы. Тра-диционным для МВК стало участие во все-российских спортивных соревнованиях «Звез-ды надежды», проводимых во всех ВК страны Детским социальным фондом «Республика Спорт» совместно с ФСИН, при участии Феде-рального агентства по физической культуре, спорту и туризму. Оказывается, дети остаются детьми, даже преступив закон. Все равно в тайниках души живет тяга к прекрасному. И пусть к новогоднему празднику с трудом уда-ется запомнить слова и мотив детской песен-ки «В лесу родилась елочка» и выучить четве-ростишье, да и загадки даются с трудом, зато сколько удовольствия приносит президентский сладкий подарок и хоровод вокруг пушистой елки, купленной на рынке лично заместите-лем начальника МВК по воспитательной ра-боте. Здесь царят особая радость и несколь-ко иное понятие Нового года (сколько еще «мотать» осталось?).
За 6 месяцев до ос-вобождения отправляется запросы в службу за-нятости по месту жительства. Оттуда получа-ют справку-обязательство о том, что подрос-ток включен в список соискателей, но и толь-ко.
У воспитателей колонии есть программа, по которой они с работют с несовершеннолетними.Она дает возможность воспитателю не делить детей на "плохих" и "хороших", у каждого из них имеются "хорошие" и "плохие" стороны. У детей, находящихся в колонии, часто нарушено равновесие между "хорошими" и "плохими" сторонами: преобладают плохие. Но у каждого ребенка есть и хорошие стороны. Задача воспитателя, оказывающего ребенку помощь, - увеличить количество хороших и уменьшить количество плохих сторон. Для этого необходимо знать, какие сильные стороны у подростка имеются и в чем он отстает. С этой целью воспитатели должны иметь диагностическую карту развития качеств подростка данного возраста. Диагностическая карта разрабатывается психологом совместно с воспитателем. На основании анализа выделяются пункты для обучения: чему мы должны ребенка научить; чем мы можем помочь ребенку, чтобы он лучше мог функционировать в своем окружении. Все специалисты - воспитатель, психолог, социальный педагог - выделяют для себя те направления работы, которые могут помочь ребенку измениться в положительную сторону.
Информация о работе Работа социального работника с детьми с противоправным поведением