Формирование возможностей
речевого общения школьников предполагает
включение в жизнь ребенка специально
спроектированных ситуаций общения (индивидуальных
и коллективных), в которых учитель ставит
определенные задачи развития речи, а
ребенок участвует в свободном общении.
В этих ситуациях расширяется словарь,
накапливаются способы выражения замысла,
создаются условия для совершенствования
понимания речи.
Заботясь об обогащении лексикона
детей, мы должны понимать, что и слова,
усваиваемые детьми, распадаются на два
разряда. В первый из них, который можно
назвать активным запасом слов, входят
те слова, которые ребенок не только понимает,
но активно, сознательно, при всяком подходящем
случае вставляет в свою речь. Ко второму,
пассивному запасу слов относятся слова,
которые человек понимает, связывает с
определенным представлением, но которые
в речь его не входят. Новое предлагаемое
слово пополнит словесный активный запас
детей только в том случае, если оно будет
закреплено. Мало произнести его раз, другой.
Дети должны воспринимать его слухом и
сознанием возможно чаще. Только у ребенка
обладающего богатым словарным запасом
ребенка может сформироваться правильная
грамотная речь. Задача учителя максимально
оптимизировать процесс развития речи
и обогащения словаря.
Применяя различные методики
преподавания развития речи и обогащения
словаря можно добиться более ощутимых
результатов, чем, если пользоваться шаблонными
приемами. Детям интересна смена деятельности
и поэтому процесс освоения знаний будет
протекать более интересно, живо и без
утомления. Обладая развитой речью, ученик
начальной школы, будет лучше готовым
к среднему звену. Легче будут восприниматься
знания, передаваемые ему преподавателями,
меньше будет проблем при общении со сверстниками,
ответами у доски. Исходя из вышеперечисленного,
можно заключить, что словарь ребенка
является основой развития речи детей.
Чтение способствует развитию
словесно-логической и образно-эмоциональной
памяти.
При достижении поставленной цели курсового
исследования были решены следующие задачи:
1. Была проанализирована
методическая и психолого-педагогическая
литература по проблеме исследования.
2. Рассмотрены понятия «работа
над словом» в педагогической литературе.
3. Проведен анализ особенностей
и видов работы над текстом, словом.
4. Определена польза работы,
над словом в художественном произведении,
для понимания прочитанного.
В ходе чтения развивается умение
членить текст на смысловые куски и определяется
связь между ними, находить опорные слова,
предложения, группировать излагаемые
факты, ориентироваться в тексте, что помогает
понять смысл текста.
Таким образом, умение проводить
работу над текстом, во многом способствует
пониманию прочитанного, что доказывает
гипотезу, построенную мной в начале исследования.
Цель работы достигнута.
Задача учителя литературы
безмерно сложна. Необходимо так построить
урок, чтобы учащиеся не просто овладели
знаниями и умениями согласно требованием
программ, но смогли прикоснуться к слову
мастера, увидеть и почувствовать его
красоту, чтобы нашли какие-то нравственные
ориентиры для себя, для своего собственного
жизненного пути.
Ещё Гёте считал: «Мыслить-судить,
наслаждаясь текстом, и наслаждаться,
рассуждая».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- Айзерман Л.С. Уроки русского языка и
уроки литературы. Из опыта работы над
сочинениями в 4-5 классах // Межпредметные
связи в преподавании русского языка.
Пособие для учителей (3-е издание, переработанное
и переизданное)/ М.: Просвещение, 2007,- 68с.
- Болотнова Н.С. Слово в образной перспективе
художественного произведения // Вопросы
стилистики/ Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2008. -211с.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит: методическое
пособие (2-е изд. Переработанное и дополненное)/
М.: Просвещения 2001. -184с.
- Действенность художественного слова: методическое пособие (3-е изд. Дополненное и переизданное)/ Отв. ред. Е.В. Шпилевая/ Киев: Киев, 2009. -201с.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации: учебное пособие/ М.: Эксмо, 2002. -240с.
- Образовательная система «Школа 2100»/
М.: Баллас, 2004. -458с.
- Перспективная начальная школа: методическое
пособие/ М.: Академия, 2006. -127с.
- Пономарева А.Д. Речетворчество учащихся:
синергетический подход // Русский язык
в школе/ М.6 ИНФРА-М, 2002. -92с.
- Развитие творческой активности школьников//Под
ред. А.М.Матюшкина/ М.: Педагогика, 2001. -127с.
- Степанов Г.В. Язык. Литература. Поэтика: методическое пособие/ М. Педагогика 1998. -381с.
- Сальникова Т.П. Методика обучения чтению: методическое пособие/ М.: Просвещение, 2006. – 204с.
- Учебно-методический комплекс для четырехлетней
начальной школы/ Смоленск: Прогресс, 2003.
–132с.
1
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А.
Когда книга учит: методическое пособие
(2-е изд. Переработанное и дополненное)/
М.: Просвещения 2001. –С. 47.
2
Айзерман Л.С. Уроки русского языка и уроки
литературы. Из опыта работы над сочинениями
в 4-5 классах // Межпредметные связи в преподавании
русского языка. Пособие для учителей
(3-е издание, переработанное и переизданное)/
М.: Просвещение, 2007,- С.33
3
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации:
учебное пособие/ М.: Эксмо, 2002. –С.121
4
Развитие творческой активности школьников//Под
ред. А.М.Матюшкина/ М.: Педагогика, 2001. –С.91
5
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации:
учебное пособие/ М.: Эксмо, 2002. –С.136
6
Болотнова Н.С. Слово в образной перспективе
художественного произведения // Вопросы
стилистики/ Саратов: Изд-во Саратовского
университета, 2008. –С.82