Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 21:03, курсовая работа
Цель исследования: изучить методику словарной работы на уроках русского языка, раскрыть исторические и психологические аспекты данной темы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по данной проблеме;
2. Рассмотреть различные подходы к словарной работе;
3. Определить значение словарной работы для улучшения грамотности
обучающихся.
дИректОр - крИк, рОт
зАвод - трубА
инЕй - бЕлый, снЕг
кАпуста - зАяц
кАрандаш - грАнь, бумАга
кАрман - дырА
кОнцерт - нОта, дО, хОр
кОрабль - вОлны, бОцман, кОк
лАдонь - лАпа
мАшина - шинА
сОбака - хвОст
к О рабль к О нцерт
Таким образом, способов введения нового слова из словарика очень много, нужно выбирать среди них наиболее удачные, интересные для проведения урока.
2.2. Этимологический анализ – важное средство
повышения грамотности
Есть одна интересная работа, дающая также положительный результат при усвоении слов с непроверяемым написанием и являющаяся важной для лингвистического развития учащихся. В последнее время на уроках русского языка при работе над этими словами успешно применяется этимологический анализ. Использование слова в речи требует понимания его точного смысла, умения связывать его с другими словами, правильно употреблять. Школьный этимологический анализ используется для того, чтобы пробудить у детей интерес к трудным словам, чтобы они легче усваивали их написание. В начальной школе такой анализ может быть не полным, а частичным, "упрощенным". Составляется список слов, которые объясняются путем этимологического анализа. Так, в 4 классе эти слова: телефон, телеграф, телевизор, телескоп. Учащиеся узнают, что первая часть слов теле - пришла в русский язык из греческого языка и обозначает "далеко". Ребята легче и осознанней запомнят графический образ этих слов. В латинском языке есть приставка кон-. Также можно знакомить обучающихся с написанием таких трудных слов, как конфета; ко- команда, командир; кол- коллекция, коллективный; ком- комиссия, компот. Ученики 4 класса хорошо усваивают слова с латинской приставкой де-: демонстрация, депутат, делегат, декорация.
Читая ребятам рассказ К. Паустовского о встрече с лесником, который любил искать словам объяснение, и которому это занятие доставляло большую радость. "Найдешь слову объяснение и радуешься", - говорил он писателю. "Почему отдельные растения, птицы, животные называются именно так", - говорил ребятам Купров. Показывает цветные рисунки с изображением гвоздики, малины, шиповника, синицы, медведя. Обучающиеся, рассматривая рисунки, делают свои первые "открытия": "Гвоздику так назвали потому, что по форме она похожа на гвоздь, шиповник имеет шипы, малина как бы состоит из малых ягод, синица - синяя, медведь любит мед и поэтому знает (ведает) где его искать". Целесообразно провести работу со стихотворениями Е. Серовой из цикла "Подскажи словечко":
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйся дикими
Алыми… (гвоздиками)
Для этимологического анализа слова использовался Купровым диалог Н. Сладковой "Сорока и медведь". "Но не всегда происхождение слова так ясно, так понятно. Очень часто о происхождении слова мы можем узнать только из особых книг, словарей", - говорил он. Так проходила работа со словом рябина, которое учащиеся часто пишут неверно. Сначала дети отгадали загадку: "Под ярусом-ярусом висит зипун с красным гарузом". Ученики читают слово, написанное на карточке, сначала про себя, затем два раза вслух и, наконец, проговаривают его хором. После этого записывают его в тетрадях или в словариках. Учитель показывает цветной рисунок с изображением ветки рябины и говорит: "Слово рябина произошло от славянского слова ряб, что означало рябой, пестрый; ведь сочетание мелких ярко-зеленых разных листьев рябины и оранжево-красных ягод этого деревца вызывает такое ощущение, что в глазах рябит". С использованием разборных таблиц составляются и записываются слова с корнем рябин-. Разборные таблицы используются учителем на уроке так: необходимые части слова пишутся на кусочках белой плотной бумаги, сложенных вдвое и аккуратно склеенных внизу. Причем каждая морфема пишется чернилами одного цвета (например, приставки - зелеными, корни - красными, суффиксы - коричневыми, окончания - черными).
В ходе объяснения и образования слова выбирает из всего "строительного материала", лежащего на столе, нужные морфемы и прикладывает к магнитной доске. Слово как бы строится на глазах учащихся. Ученики лучше его запоминают.
- Как мы назовем маленькую рябину? Что нам надо, чтобы образовать слово рябинка? Как называют рябиновую рощу, заросли рябины? Что нужно, чтобы образовать слово рябинник? Сколько "н" надо писать в слове рябинник? Почему? Как мы называем куст рябины? (Рябинный). Что потребуется для строительства этого слова? Сколько "н" надо писать в данном прилагательном? Почему? Как мы назовем варенье, приготовленное из ягод рябины? (Рябиновое). Что возьмем для этого слова?
В ходе беседы на доске и в тетрадях учащихся появляется следующая запись:
рябина ряб - пестрый, рябой
рябинка
рябинник
рябинный
рябиновое
На следующем уроке дети используют данные слова в предложениях:
Под рябиновым кустом цветик розовый цветет. Рябину называют осенней красавицей. Мама приготовила на зиму рябиновое варенье. За деревней растет целый рябинник.
Рассмотрим еще работу, которая прошла со словом иностранного происхождения - ветеран.
- Ребята, вам уже говорили,
что наш язык изменялся, слова
исчезали, появлялись новые, старые
слова вдруг становились
- Слово ветеран пришло к нам из французского языка, но родилось оно от латинского слова ветус, что значит старый. Записываем предложение: "Не стареют душой ветераны". Кроме того, в своей работе над словами с непроверяемым написанием использовал замену развернутого определения одним словом из словаря. Во время закрепления нового слова, опроса самостоятельной работы учащиеся получают задания типа "Ответить письменно одним словом: комната для занятий в школе; человек, который едет в поезде; перечень номеров, с которыми выступают на концерте; дорога с рядами деревьев по обеим сторонам; площадка, с которой производится посадка на поезд". Или другое задание:
1. Ответить на вопросы, ответы записать.
Кто продает билеты в кассах? Какую единицу массы составляет тысяча граммов? Как называется группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами? Как называется рисунок в книге?
2. При списывании вставить вместо точек нужные по смыслу слова.
1) Сообщение по телеграфу -… .
2) Килограмм - это тысяча… .
3) Смотр готовности войск -… .
4) Рисунок в книге -… .
5) Специалист в области
земледелия и сельского
6) Огородное растение, растущее кочаном -… .
7) Старый воин или человек, который долго где-либо работал -… .
11) Книга, в которой перечислены
в последовательном порядке
Как показывает практика, этимологический анализ - важное средство повышения грамотности. Это и понятно: при сознательном, интересном усвоении чего бы то ни было, степень запоминания значительно повышается. Немаловажно и то обстоятельство, что всякая сознательная работа приносит человеку большое моральное удовлетворение, чем механическая. Этимологические справки к словам можно взять в школьном этимологическом словарике Л. Успенского "Почему не иначе?", в "Занимательной грамматике" А.Т. Арсия и Г.М. Дмитриевой.
На помощь учащимся приходят детские поэты со своими небольшими шутливыми стихами. Вот учатся дети писать правильно слово "лимон". На доске можно располагать эти стихотворные шутки.
Г. Сапгир "Ли-мон":
Что за ли?
Что за мон?
В звуках нету смысла.
Но едва шепнут:
- Лимон… -
Сразу станет кисло.
Две первые строчки легко и быстро запоминаются: "Что за ли? Что за мон?". Значит, в этом слове ошибок не будет.
Считалка И. Дельянова:
Взял Егор в углу топор.
С топором пошел во двор.
Стал чинить Егор забор,
Потерял Егор топор,
Вот и ищет до сих пор…
Поищи и ты топор!
Третьеклассники обозначают ударение, определяют безударную гласную, отвечают на вопрос, устанавливают, в каких падежах употреблено слово топор.
Так, названия дней недели помогают запомнить стихи Б. Заходера "Муха-цокотуха":
Жила-была Муха-чистюха.
Все время купалась Муха.
Купалась она в варенье
В отличном клубничном варенье.
В понедельник - в вишневой наливке.
Во вторник - в томатной подливке.
В среду - в лимонном желе.
В четверг - в киселе и смоле.
В пятницу - в простокваше ,в компоте и в манной каше…
После того, как учащиеся выписали названия дней недели на доске и в тетрадях, провели орфографическую работу с ними, они отвечают на вопрос: "В каких падежах стоят существительные с предлогами, называющие дни недели"?
Таким образом, этимологический анализ является важнейшим средством повышения грамотности обучающихся. При интересном усвоении слов степень запоминания улучшается.
Заключение
Всем давно известно, что начальная школа – это важное время жизни тех, кого мы называем будущими членами общества. То, как проходит этот особый период развития и воспитания детей, может значительно отразиться на их дальнейшей судьбе, и, в конечном итоге, на судьбе самого общества.
Обучение в начальных классах имеет огромное значение, так как именно в это время происходит становление личности ребенка. В этот период дети получают основные знания для дальнейшего обучения и всестороннего развития личности. Особую роль на данном этапе играет формирование орфографических навыков обучающихся. Этому помогает использование в процессе обучения правописанию различного занимательного материала.
Каждому учителю необходимо знать свойства и особенности памяти обучающихся начальной школы. Использовать разнообразные формы приемы и методы работы для запоминания прочного усвоения словарно – орфографической работы. Работу нужно вести в системе. Также необходимо правильно идти в ногу с методикой, т.е. придерживаться методики работы над словом из словарика.
Учитель должен владеть разнообразными наглядными пособиями, занимательным материалом. Однако на уроках письма не всегда остается время для творческой работы, для разнообразия использования методов, активизирующих деятельность учащихся. Поэтому этой работе уделяют и доныне мало внимания, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учеников формируется и выправляется медленнее, чем этого хотелось бы.
Всем известно, что чем богаче активный словарный запас школьника, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Поэтому чтобы воспитать хороших и нужных обществу людей, нужно вовремя проводить соответствующую работу не только на уроках русского языка, но и на каких-либо внеклассных мероприятиях.
Список литературы
1. Агаркова, Н.Г. Обучение письму как основа для речевого развития младших школьников: учебное пособие для студентов пед. колледжей / Н.Г. Агаркова. – М.: Издательский центр Академия, 2008. -203с., ил.
2. Аномович, Е.А. Русский язык в начальных классах: учебное пособие для студентов средних пед. учебных заведений / Е.А. Амонович. – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2009. -169с.
3. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии: учебное пособие для студентов средних пед. учебных заведений / Д.Н. Богоявленский. – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2007. -86с., ил.
4. Власенков, А.И. Развивающее обучение русскому языку: учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений / А.И. Власенков. – М.: Издательский центр Академия, 2007. -359с.
5. Жинкин, Н.И. Психологические основы развития речи: учебное пособие для студентов пед. колледжей / Н.И.Жинкин. – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2009. -158с., ил.
6. Карпюк, Г.В. Обучение и воспитание младших школьников: учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений / Г.В.Карпюк. – М.: Издательский центр Академия, 2008. -438с.
7. Карупе, А.Я. Обучение детей в школе: учебное пособие для студентов пед. колледжей / А.Я. Карупе. – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2009. -76с.
8. Костомаров, В.Г. Русский язык среди других языков мира: учебное пособие для студентов средних пед. учебных заведений / В.Г. Костомаров. – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2007. -84с., ил.
Информация о работе Работа со словом из словарика на уроках русского языка