Министерство просвещения ПМР
ГОУ «Приднестровский государственный
институт развития образования»
Кафедра педагогического менеджмента
и психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Работа
с молодыми педагогами »
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
ГЛАВА1. Молодой педагог
организации дополнительного образования ………………………………………………….6
1.1Проблемы подготовки
педагогов дополнительного образования ……………..6
1.2. Проблемы молодых специалистов……………………………………………...9
ГЛАВА 2. Организация
работы с молодым педагогом. …………..11
2.1. Составление запросов молодых
специалистов к психологу. Решение первоочередных
проблем молодых специалистов. ……………………………...11
2.2. Работа методической
службы в помощь молодому специалисту.
………….13
2.3. Организация наставничества.
Закрепление педагогов-наставников
за молодыми специалистами и
организация их работы. …………………………...15
2.4. Формы работы с молодыми
специалистами. ……………………… ..............18
2.5. Подготовка и осуществление
деятельности Школы молодого
педагога.
……………………………………………………………….............21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..
24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………….25
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, вопрос о работе в организациях
образования молодых специалистов поднимается
на разных уровнях. Об этом говорят чиновники
различного ранга, директора учебных учреждений,
методисты. А между тем по-прежнему существует
проблема и того, как привлечь в школу
грамотных молодых специалистов, и (что
ещё существеннее) того, как удержать их
там.
Согласно статистике,
из выпускников педагогических
вузов только половина идёт работать
в организации образования, к тому же очень
часто среди них те, кто не нашел себе более
высокооплачиваемой работы. Но еще печальнее
тот факт, что из этих молодых специалистов
почти половина уходит из системы образования
через несколько лет. Несколько лучше
ситуация складывается в гимназиях, лицеях,
колледжах, но и там вопросы привлечения
и обучения грамотных специалистов актуальны.
Вопросов, которые
надо решать, очень много: это
и финансовая поддержка, и система
моральных наград и поощрений,
и адаптация в коллективе, и, наконец,
методическая подготовка. Некоторые
вопросы (например, финансовые или
проблема престижа профессии
учителя в обществе) не находятся
в компетенции администрации
образовательного учреждения, это
дело времени и вопрос многих
образовательных реформ. А вот
проблемы адаптации в коллективе,
создание эмоционально благоприятной
атмосферы, вопросы методической
подготовки грамотного специалиста
вполне можно решить в стенах
учебного заведения.
Известно,
что окончание вуза, получение
диплома не означает, что начинающий
педагог уже является профессионалом.
Ему предстоит определенный путь
профессионального становления, первоначальной
частью которого является период
адаптации - "вживания" в профессию.
Между тем, молодой учитель сразу
начинает работать наравне со
своими опытными коллегами, потому
особенно значима проблема сокращения
адаптационного периода. Не случайно к
вопросу адаптации учителя в разное время
обращались ученые, педагоги и психологи:
Альберт А., Л.Г. Борисова, С.Г. Вершловский,
Т.А. Воробьева, , П.А. Жильцов, Н.А. Ершова,
Л.М. Митина, A.Г. Мороз, Г.И. Насырова, М.И.
Педаяс, П.А. Просецкий, М.И. Скубий, В.А.
Сластенин, А.И. Ходаков и др.
Психологическая адаптация молодых специалистов
предусматривает:
Наличие психологически комфортных
условий для профессиональной деятельности
педагога.
Оказание молодому специалисту
ненавязчивой психологической помощи
при решении вопросов, возникающих в процессе
работы.
Психологическое обеспечение
условий для формирования и развития
профессиональной компетентности в интересах
школы и запросов, интересов, потребностей
самого молодого специалиста.
Адаптация молодого специалиста
в образовательном учреждении включает
в себя:
актуализацию "сильных сторон"
деятельности педагога и спокойное преодоление
"проблемных ситуаций", возникающих
в его профессиональной деятельности;
анонимность разрешения "проблемных
ситуаций", возникающих в профессиональной
деятельности молодого специалиста, непубличном
характере решения проблем и публичном
характере представления достижений;
создание условий для наиболее
полной реализации педагогом его профессиональных
возможностей, создание различных "ситуаций
успеха".
Объектом
данной работы являются молодые педагоги
окончившие ВУЗы, начинающие педагоги
Предмет: развитие профессиональной
компетентности начинающих педагогов.
Цель данной работы состоит в изучении
факторов и проблем адаптации молодых
специалистов в системе дополнительного
образования, а также в оказании методической
и психологической помощи молодым специалистам
при решении проблем, возникающих в процессе
деятельности. Обеспечить постепенное
вовлечение молодого учителя во все сферы
профессиональной деятельности; способствовать
становлению профессиональной деятельности
педагога.
Задачи:
1.Выявить проблемы психологической
адаптации молодых специалистов
в системе образования. Создать
условия для профессиональной
адаптации молодого педагога
в коллективе.
3.Формировать и воспитывать
у молодых специалистов потребность
в непрерывном самообразовании.
4.Помочь педагогу, опираясь
в своей деятельности на достижения
педагогической науки и передового
педагогического опыта, творчески
внедрять идеи в учебно-воспитательный
процесс.
5. Способствовать формированию
индивидуального стиля творческой
деятельности; вооружить начинающего
педагога конкретными знаниями
и умениями применять теорию
на практике.
8.Приобщать
молодых специалистов к корпоративной
культуре (под корпоративной культурой
мы понимаем устойчивый, сложившийся в
процессе жизнедеятельности учреждения,
стиль работы его сотрудников, принципы
организации внутренних процессов учреждения
и стратегии деятельности, обеспечивающих
стабильное функционирование и развитие)
учреждения, объединять вокруг традиций
ОУ.
ГЛАВА 1: МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ
ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1Проблемы подготовки
педагогов дополнительного образования
Дополнительное образование
детей как вариативная составляющая общего
образования выполняет сегодня важнейшие
функции:
- информационную; обучающую;
- воспитывающую;
- развивающую;
- социализирующую;
- релаксационную.
Дополнительное образование
помогает подросткам в профессиональном
самоопределении, способствует реализации
их сил, знаний, удовлетворяет индивидуальные
потребности и развивает способности
детей, наполняет сферу досуга глубоким
духовно-нравственным и познавательно-развивающим
содержанием. Специфика содержания дополнительного
образования детей компенсирует недостатки
школьного образования, создаются условия,
способствующие осознанию воспитанниками
своих возможностей и развития дарований.
Образовательная политика нашей
республики, обусловливает необходимость
существенных изменений в дополнительном
образовании.
Вместе с тем, реальность такова,
что на сегодняшний день мало педагогов,
работающих в системе дополнительного
образования детей, имеют специальную
профессиональную подготовку. В перечне
педагогических профессий отсутствует
государственный стандарт подготовки
специальных кадров для системы дополнительного
образования детей, т.е. не отработана
подготовка педагога-специалиста по дополнительному
образованию детей, а значит недостаточно
и специалистов по этому направлению в
высших учебных заведениях.
Общеизвестно, что нынешний
выпускник ВУЗа не владеет специальными
теоретическими и практическими знаниями
для работы в системе дополнительного
образования на профессиональном уровне.
Более того, в организациях дополнительного
образования детей (дворцах, домах, центрах,
комплексах, студиях детского и юношеского
творчества; станциях и базах юных техников,
туристов, натуралистов и т.д.) сегодня
работают люди не только с работники культуры.
Требования, предъявляемые
сегодня к уровню содержания дополнительного
образования детей, таковы, что решить
их под силу только специалистам с высшим
педагогическим образованием. Необходимость
специальной подготовки для педагогической
деятельности в системе дополнительного
образования детей означает решение проблемы
кадрового обеспечения и определяется
существенной разницей в содержании работы
специалистов дополнительного образования
детей и специалистов-педагогов других
типов образования.
Безусловно, специалист в области
доплнительного образования детей кроме
специфики своего вида деятельности должен
знать принципы общей и социальной педагогики,
понимать соотношение задач различных
типов и видов образовательных учреждений,
видеть взаимосвязь дошкольного, школьного,
профессионального и дополнительного
образования, владеть навыками организации
коллективного взаимодействия детей в
условиях творческой деятельности, знать
особенности содержания и методику организации
детского досуга. Ведь педагог дополнительного
образования – это один из важнейших специалистов,
непосредственно реализующих дополнительные
образовательные программы различной
направленности, равноправный участник
партнерских отношений, совместной деятельности
с детьми, но это не снижает требований
к нему в качестве ведущего субъекта образовательного
процесса. Именно он организует и руководит
совместной работой, поддерживает свободное
развитие и воспитание своих подопечных.
От того, как он это делает, во многом зависят
успехи и достижения детей, их желание
познавать, открывать для себя новое, доводить
дело до конца, отвечать за свой выбор.
Все это обязывает педагога к ответственности,
компетентности, постоянному профессиональному
совершенствованию .
Современный педагог дополнительного
образования должен быть, прежде всего,
направленным на детей и обладать следующими
качествами: комуникативностью; стремиться
к партнерским отношениям со своими воспитанниками;
владеть знаниями, достаточными для разработки
авторской образовательной программы;
умением использовать в своей деятельности
разнообразные педагогические средства
и приемы, инновационные технологии; владеть
техникой исследовательской работы, ее
организации и анализа.
Он должен заниматься развитием
талантов и способностей школьников, включая
их в художественную, техническую, спортивную
деятельность; комплектовать состав творческих
объединений; способствовать сохранению
контингента обучающихся, реализации
образовательной программы; вести непосредственную
образовательную деятельность со школьниками
в определенном творческом объединении,
обеспечивая обоснованный выбор форм,
методов, содержания деятельности; участвовать
в разработке авторских образовательных
программ; нести ответственность за качество
их реализации; оказывать консультативную
помощь родителям по вопросам развития
способностей детей в системе дополнительного
образования.
Деятельность педагога дополнительного
образования должна способствовать определению
и дальнейшему развитию потенциальных
возможностей ребенка. В этой связи возрастают
требования к общей и профессионально-дидактической
культуре педагога дополнительного образования.
1.2 Проблемы молодых
специалистов
Кто он такой - молодой специалист,
окончивший институт? Во-первых, как профессионал,
он еще достаточно слаб - сдавая в институте
экзамены, он выучивал факты, которые просто
образовали в его сознании некоторую сумму
знаний. Как известно, чтобы действительно
знать предмет, по нему зачастую надо самому
прочитать аудитории курс. Такой практики
у молодого человека, естественно, нет.
И к тому же «Знания - это то, что осталось
после того, как мы все забыли», а опыта
у молодежи совсем нет.
Каждый год в образовательные
учреждения приходят молодые педагоги,
окончившие педагогические вузы или колледжи.
А в учреждения дополнительного образования
детей приходят молодые люди с большим
творческим потенциалом но при этом не
всегда имеющие педагогического образования,
и перед ними встает целый ряд проблем:
- выстраивание отношений с детьми,
педагогами, администрацией,
- нехватка педагогических и
социально-психологических знаний и опыта
построения социальных взаимодействий.
При этом начинающий педагог
выполняет в полном объеме те же функциональные
обязанности, что и педагог, имеющий определенный
опыт работы: выступает организатором
учебно-воспитательного процесса, создает
условия для реализации потенциальных
возможностей обучающихся и воспитанников,
общается с родителями.
В системе дополнительного
образования сегодня могут работать специалисты
различных областей искусства, науки,
техники; люди, развившие свое увлечение
до профессионального уровня. Значительную
часть педагогических кадров составляют
те люди, которые сами прошли эту школу,
затем получили специальное образование
и возвратились в свои учреждения дополнительного
образования в новом качестве – педагога-психолога,
педагога-организатора, педагога дополнительного
образования. Для этих педагогов необходимо
создавать условия для формирования системы
профессионального самоопределения, а
также включения его в сложную структуру
психологических ролей, обязательно сопровождающих
любую групповую деятельность, формирование
потребности у начинающих и вновь принятых
педагогов в непрерывном самообразовании
и росте профессиональной компетентности.