Работа с художественным текстом старших дошкольников в процессе игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре -важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа,служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... "

Вложенные файлы: 1 файл

работа передел.docx

— 41.94 Кб (Скачать файл)

дошкольников.

         Особое место занимают игры, которые  создаются самими детьми,  -  их называют творческими, или сюжетно  –  ролевыми.  В  этих  играх  дошкольники воспроизводят в  ролях  все  то,  что  они  видят  вокруг  себя  в  жизни  и деятельности взрослых. Творческая игра  наиболее  полно  формирует  личность

ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

         Игра – отражение жизни. Здесь  все «как будто»,  «понарошку»,  но  в этой условной обстановке,  которая  создается  воображением  ребенка,  много настоящего:  действия  играющих  всегда  реальны,  их  чувства,  переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка –  только  игрушки,  но любит их, как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик,  или  моряк, но чувствует себя отважным  пилотом,  храбрым  моряком,  который  не  боится опасности, по настоящему гордится своей победой.

         Подражание взрослым в игре  связано с работой  воображения.  Ребенок не копирует действительность, он  комбинирует  разные  впечатления  жизни  с личным опытом.

         Детское творчество проявляется  в замысле игры и  поиске  средств  в его  реализации.  Сколько  выдумки  требуется,   чтобы   решить,   в   какое путешествие  отправится,  какой  соорудить  корабль   или   самолет,   какое подготовить  оборудование!  В   игре   дети   одновременно   выступают   как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры.  Однако  они  не  вынашивают  свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению  роли  как  актеры.  Они играют для себя, выражая собственные мечты и стремления,  мысли  и  чувства, которые владеют ими  в настоящий момент.

         По этому игра – всегда импровизация. Игра  –  самостоятельная  деятельность,  в  которой  дети   впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет  единая  цель,  совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

         Дети сами выбирают игру, сами  организуют ее. Но в тоже время  не  в какой другой деятельности нет таких строгих  правил,  такой  обусловленности поведения, как здесь. По этому игра приучает детей подчинять  свои  действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

         В  игре  ребенок  начинает  чувствовать  себя  членом   коллектива, справедливо  оценивать  действия  и  поступки   своих   товарищей   и   свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить  внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы  общность  чувств  и  действий, способствовать установлению между детьми отношений,  основанных  на  дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

 

2.Художественный текст - сообщение, направленное автором читателю, зрителю или слушателю. Художественный текст:

- передает информацию;

- вырабатывает  новую информацию;

- хранит информацию.

Читатель художественного текста находится в отношении сотворчества к получаемому сообщению, он должен понять, что хотел сказать автор.

Художественный текс в игровой деятельности может быть авторским(подобран автором к игре),и самостоятельно подобран воспитателем.

Работа с художественным текстом-это важный этап в организации игровой деятельности,т.к игра становится более насыщенней,интереснее и приемлемей для ребенка.

Дети в старшем дошкольном возрасте более критично относятся к художественному тексту в игре. Поэтому выбирая игру надо внимательно изучить текстовое сопровождение.

Для работы с художественным текстом воспитателю необходимо:

-внимательно  изучить текст.

-выделить главную  тему в игре и в тексте(важно определить одну смысловую окраску)

-проговаривая  его в игровой деятельности  выделять голосовую, интонационную  окраску.

При выборе художественного текста к игре важно учитывать возрастные критерии детей(детям старшего дошкольного возраста можно предлагать текст от 4,5-9,10 строк, текст  должен нести смысловой характер, быть легким для заучивания, также к тексту может прилогаться музыкальное сопровождение.Художественный текст может находиться в начале игровой деятельности,в процессе,и в конце,как заключение

Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности.Художественный текст имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном.

В игровой деятельности с детьми стпршего дошк.возраста используются такие виды худ.текста.:

Пестушки – песенки, которыми сопровождаютс различные виды игровой дечтельности.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички-чаще используются в подвижных играх.

Приговорки –можно использовать в театрализованной,подвижной,дидактической игровой дея-ти реб-ка

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и частоговорки – в дидактических играх,направленных на обучение речи.

Дразнилки –в театрализованных,подвижных играх

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей,могут использоваться как сопровождение в различных игровых действиях.

В работе художественный текст используется также в различных видах деятельности:

— в обучении правильному произношению;

— в приобщении детей к белорусской национальной культуре;

— в непосредственно образовательной деятельности;

— в беседах;

— в наблюдениях

— в подвижных играх;

— в играх на развитие мелкой моторики;

— в театрализованной деятельности;

— в инсценировках.

 Игры дают  воспитателю возможность сделать  процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают  хороший настрой, бодрость, радость  от общения со сверстниками, а  это усиливает их способности  в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья  и лучшему духовному развитию.

Самые любимые игры для детей – это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки – это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Так, например, в игре «Стадо» мы используем закличку:

Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая, роса гладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки (например, игра «Молчанка» в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками). В игре мы используем попевочку:

Первенчики, червенчики,

Летели голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок –

Молчок!

Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

Следующий вид игр, в которыхя используется художественный текст-игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:

• Самомассаж.

• Шевеление пальчиков.

• Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем – и без помощи другой руки.

• Разведение пальцев и их сведение.

• Хлопки.

• Сжимание пальцев в кулак и разжимание.

• Помахивание кистями – сверху вниз.

• Помахивание кистями к себе и от себя.

• Вращение кистей – «фонарики».

Вместе с движениями произносим слова:

У бабы Фроси пяток внучат,

У бабы Фроси пяток внучат,

(Показывают  сначала одну руку с растопыренными  пальцами, потом – другую).

Все каши просят,

Все криком кричат:

(Вспеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).

Акулька – в люльке,

Аленка – в пеленке,

Аринка – на перинке,

Степан – на печке,

Иван – на крылечке.

(Пригибают пальчики  к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей,художественный текс употребляется в игровой-театрализованной деятельности Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т.д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки

Я рыжая лисица

Я бегать мастерица,

я по лесу бежала,

я зайку догоняла.

И в ямку – бух!

дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

Большое место в работе отвожу шутке, веселью. Для этого применяю докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги. Например, такой диалог:

— Где ты, брат Иван?

— В горнице.

— А что делаешь?

— Помогаю Петру.

— А Петр что делает?

— Да на печи лежит.

Планируя игры, худ.текст подбирают разнообразным не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).

Художественный текст используют и для развития навыков выразительной речи детей. Можно использовать  скороговорки:

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей;

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем практическую работу с художественным текстом с детьми   Дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка – это целая живая картина:

Сидит кот у ворот,

К себе кошечку ждет,

На балалаечке поигрывает,

Мышкам глупеньким подмигивает.

На материале детского фольклора составляю тематические игры-инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему. Будет можно использовать  игру-инсценировку «Репка», которую дети разыгрывали как маленький спектакль. Такие инсценировки мы разыгрываем по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая – зрители, а потом наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре товарищей.

Связь художественного текста и игры – общее место в эстетике и теории игровой деятельности. Правда, чаще об этом говорится в связи с процессами создания художественного произведения и исполнения (в тех видах искусства, где присутствует исполнительская деятельность).  Тем не менее, процесс художественного восприятия не в меньшей степени связан с действием игровых установок и соответствующим изменением состояния сознания. Не только собственно художественное творчество и исполнительство, но и художественное восприятие есть игра. Соответственно, понимание художественного произведения также несет в себе игровое начало. Нет никакой необходимости доказывать, что мысле-деятельностная игра (МДИ) основывается на стремлении максимально полно использовать творческий потенциал игровой деятельности и связанных с ней состояний сознания. К художественному тексту предъявляются требования:

1.Креативность. Восприятие и понимание художественного текста представляет собой деятельность творческого характера. С одной стороны, для того. Чтобы быть понятым, художественное произведение нуждается в творческой активности субъекта художественного восприятия. С другой стороны, свойство произведения искусства пробуждать творческий потенциал зрителя, читателя, слушателя является важнейшей составляющей его художественного качества. Чем произведение художественней, тем больший творческий потенциал личности оно высвобождает. Напротив, произведение, не требующее для своего понимания творческой активности, не может считаться подлинно художественным. Понимание как творческий процесс обладает качеством спонтанности. В значительной мере оно опирается на взаимодействие сознательных и подсознательных структур. Все сказанное можно с полным основанием отнести и к характеристике мыследеятельеностных методов.

2.Многозначность.  Как предмет понимания, художественное произведение обладает качеством многозначности. Такова природа художественного образа и художественного языка. Его интерпретация не просто допускает, но и предполагает определенную свободу. Такая неоднозначность выступает не как недостаток, а как ценность. Аналогичная «незаданность» характеризует многие фазы мыследеятельностного процесса. И здесь она также выступает как позитивный, существенный момент, без которого прекращается поступательное игровое движение.

Информация о работе Работа с художественным текстом старших дошкольников в процессе игровой деятельности