Работы по профессиональной направленности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 06:15, реферат

Краткое описание

В этих условиях возникает противоречие между потребностью общества в профессиональных педагогических кадрах и нежеланием большинства выпускников педагогических факультетов работать по специальности. Поэтому задача вузов состоит в переориентации студентов, которые формально выбрали педагогическую профессию, и в научно-обоснованном развитии их профессиональной направленности.

Содержание

Введение.
Направления к профессии и их этапы.
Методы направления к профессии.
Виды профессии.
Годность к профессии и выбор профессии.
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ.docx

— 60.00 Кб (Скачать файл)

Следующий, более сложный тип — личностное самоопределение — может рассматриваться как высшее проявление жизненного самоопределения, когда человеку удается действительно стать хозяином ситуации и всей своей жизни. Человек в этом случае как бы приподнимается и над профессией, и над социальными ролями и стереотипами. Принципиальным отличием личностного самоопределения от самоопределения жизненного является то, что человек не просто “овладевает ролью”, а создает новые роли и в каком-то смысле даже занимается социально-психологи­ческим нормотворчеством. когда окружающие могут ска­зать о нем не просто как о хорошем “семьянине”, “учителе” или “руководителе”, а как об “уважаемом Иване Иванови­че” или как об “уважаемой Авдотье Петровне”, которых нельзя просто соотнести с какой-то социальной ролью или профессией, так как они уникальны и неповторимы сами по себе, а и жизнь является целым событием в глазах окружающих и людей. Личностное самоопределение — это нахождение самобытного “образа Я”, постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей. Наконец, самый сложный тип — это самоопределение личности в культуре (как высшее проявление личностного самоопределения). Рассуждая о самоактуализирующейся личности. А.Г.Асмолов подчеркивает ее обязательную внутреннюю активность, направленную и на “продолжение себя в других людях” что в каком-то смысле позволяет говорить даже о социальном бессмертии человека как о возможности. Высший тип самоопределения - это тогда, когда вся жизнь человека и его дела (содеянное им) являются значительным вкладом в развитие культуры, понимаемом в широком смысле (производство, искусство, наука, религия, общение). когда о человеке можно сказать словами А М.Горького, что он стал "человеком человечества” (Асмолов. 1990. с. 360-363).

 

  1. Методы  направления  к  профессии.

Ситуация выбора профессии характеризуется большой социальной и личностной значимостью на фоне низкого социального и профессионального опыта человека, выбирающего профессию, что приводит к затруднениям в выборе, стремлению получить совет. Все его делает необходимым организацию специального вида помощи - консультирования по выбору профессии и дальнейшую разработку его теоретического и методического обеспечения.

Так же изменение социально-экономической ситуации, развитие производства, изменения в сфере образования требуют разработки новых подходов к подготовке молодежи к труду и выбору профессии. Любое изменение социально-экономической ситуации сопровождается изменением характера, форм и направления движения трудовых ресурсов, что обусловливает усиление внимания к проблемам формирования и распределения, трудовых ресурсов, процессу профессионального самоопределения.

Профессиональная консультация это тип психологического консультирования (если за основу брать сферы приложения)

Психологическая консультация (консультация психолога) – это получение специальной информации в области психологии: о себе, о людях, о взаимоотношениях, о жизненных возможностях, перспективах и рисках выбора и т.п.

Профессиональная консультация — это метод психологической помощи людям в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры, а также преодолении трудностей профессиональной жизни.

Развитие психологического профессионального консультирования

Социально-экономическая ситуация в начале XX в. в развитых странах обусловила необходимость рационального распределения рабочей силы. Это способствовало становлению профконсультационной службы в рамках профотбора. В 1920 — 30-е гг. в нашей стране, так же как в США, Англии, Германии, Швейцарии, Бельгии и других странах, развивались теория и практика профконсультационной работы.

В 1930-е гг. в Чикаго создается первая консультативная служба в одной из крупнейших электрических компаний США. Задача работающих в службе консультантов — помогать работникам компании в решении их профессиональных проблем. К этому времени в России уже существовало несколько психотехнических лабораторий, занимавшихся проблемами профотбора.

Американский ученый Ф.Парсонс разработал модель профконсультации, которая включала три этапа: 1) изучение личности и психических особенностей претендента на профессию (работу или учебу); 2) изучение требований профессии к человеку; 3) сопоставление данных, полученных на предшествующих этапах, с целью выдачи рекомендации о выборе профессии. В этой модели само консультирование как процесс диалога с клиентом, который американцы считают «чисто американским продуктом», проводится лишь на третьем этапе, когда человек непосредственно выбирает профессию1.

Профконсультирование в США опиралось на концепцию врожденной профессиональной пригодности человека, и поэтому главное внимание уделялось диагностике. В 1920-е гг. широкое распространение получили психотехнические тесты профессионального отбора Г.Мюнстерберга.

Отечественные ученые (А.П.Болтунов, Н.Д.Левитов, Н.А.Рыбников) сместили акцент в профессиональном отборе с рабочего места на человека. Они считали важнейшей задачей профконсультации нахождение оптимального соответствия между возможностями человека и требованиями, предъявляемыми различными профессиями.

Большое внимание в профконсультировании уделялось профдиагностике. В профконсультационной работе использовались следующие методы: тестирование, бланковые и аппаратурные методики, эксперименты на разных приборах, наблюдение и анализ индивидуальных особенностей с последующими рекомендациями относительно пригодности или непригодности человека к выбранной им профессии. Преобладал не подбор подходящей для человека профессии с учетом его способностей, а подбор человека к той или иной профессии. Подобная практика профконсультационной работы была вызвана тем, что заказчиками профконсультационных услуг были организации, стремившиеся решать свои проблемы поиска и подбора подходящих кадров для выполнения профессиональных функций. Тем самым нарушался принцип гуманного отношения к личности, ценностью личности становилась степень соответствия ее индивидуальности определенному требуемому профессией стандарту.

После Постановления ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» в России была прекращена всякого рода психотехническая деятельность, а вместе с ней остановлены и работы в области профконсультации.

Состояние профконсультационной деятельности в нашей стране до конца 1950-х гг. можно охарактеризовать как застой. В середине 1960-х гг. большое внимание стали уделять трудовому обучению и профориентации. В рамках возрождающейся психологии труда вновь начали исследоваться проблемы профконсультирования.

Разнообразие теоретических подходов к профконсультационной деятельности положило начало переходу от диагностического подхода в профконсультировании к концепции профессионального развития. В центр внимания все чаще ставились процессы целостного развития личности, признавалась необходимость непрерывности профконсультационной деятельности, содействующей осознанию того, что профессионализация проходит сквозь всю жизнь человека, а не сводится лишь к выбору профессии (К.М.Гуревич, Е.А.Климов, Т.В.Кудрявцев, К.К.Платонов и др.).

Профессиональная консультация в 1970 —80-е гг. развивается в рамках воспитательной концепции профориентации и является важным условием осуществления индивидуального подхода к личности выбирающего профессию с учетом формирования его профессиональной направленности. К сожалению, реальная практика в целом не обеспечивала декларируемого профессионального развития личности. В начале 1980-х гг. все острее ощущалось противоречие между теоретическими подходами, провозглашавшими идею приоритета личности, и практикой профконсультации, ориентированной на обслуживание потребностей народного хозяйства в кадрах.

Несмотря на то что не сложилось единого определения сущности профессиональной консультации, большинство авторов признают важность оказания поддержки личности в ее профессиональном становлении. Основная задача при этом заключается в выявлении внутренних ресурсов личности и раскрытии путей осознания себя в процессе профессионального самоопределения. В связи с этим усиливаются требования к психологической подготовке самих профконсультантов: от них требуются знания о психологических возможностях, внутренних ресурсах личности, ее скрытом потенциале, а также владение основами профессиоведения и профессиографии.

Основные направления профконсультирования.

Все основные направления профконсультационной работы можно разделить на две группы:

• профилактика профессионального становления личности, когда по мере возможного возникновения проблем упреждающе готовят оптантов, обучаемых, молодых специалистов, профессионалов к преодолению трудностей профессионального самоопределения;

• оперативная помощь в решении ставшей актуальной проблемы, когда личность испытывает трудности, обусловленные неуверенностью, некомпетентностью, профессиональным банкротством, а также пассивностью и беспомощностью, внутренними препятствиями, мешающими выбрать профессиональное учебное заведение или получить место работы и сохранить его за собой.

На основании анализа отечественной и зарубежной литературы можно условно выделить следующие направления организации профконсультационной помощи:

1. Справочно-информационное  направление предусматривает предоставление  клиентам актуальных и достоверных  сведений, содержащих характеристику  профессий, информацию о профессиональных  учебных заведениях, состоянии рынка  труда, вакантных рабочих местах  и т.п. Распространение этой информации  осуществляется путем издания  доступных, эстетически оформленных, красочно иллюстрированных рекламно-справочных  пособий.

2. Организационно-управленческий  подход подразумевает координацию  профконсультационной работы между различными образовательными учреждениями, службами занятости, отделами развития персонала предприятий, общественными организациями.

В настоящее время профконсультационная работа ведется в школах, центрах профориентации, службах занятости, на предприятиях. Особо следует выделить деятельность разного рода рекламно-посреднических фирм, обещающих потенциальным клиентам за вознаграждение прекрасное профессиональное будущее, материальное благополучие и успех.

3. Адаптационное профконсулыпирование направлено на оказание помощи лицам, поступившим в профессиональное учебное заведение или устроившимся на работу. Вхождение в незнакомый коллектив, усвоение новой социальной роли и овладение новой деятельностью порождают психическую напряженность и трудности. Действенную помощь в этих ситуациях могут оказать психологические службы в учреждениях и организациях.

4. Стимулирующее  профконсулыпирование предусматривает оказание помощи лицам, переживающим профессиональную стагнацию, депрессию. Главным при этом является формирование у клиента внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития, повышения квалификации, профессионального роста и карьеры. Важно обогатить представление личности о своих профессиональных возможностях, заложить уверенность в собственных силах и мотивировать профессиональное самосовершенствование.

5. Коррекционное профконсулыпирование направлено на оказание помощи лицам, переживающим кризис профессионального становления, трудности в профессиональном общении и сотрудничестве, конфликты. Проведение такого рода консультации требует глубокого психологического анализа внутреннего мира клиента, использования психотерапевтических технологий, установления доверительных отношений между психологом и клиентом.

6. Реабилитационное  консультирование осуществляется  для оказания помощи лицам, частично  потерявшим трудоспособность, и  инвалидам. Реализация этого направления, помимо владения психотехнологиями активизации потенциала личности и техникой психоанализа, требует наличия определенной правовой компетентности. Оказание морально-эмоциональной поддержки, формирование активной позиции, оптимизма являются важными составляющими этого вида консультирования.

7. Манипулятивное профконсулыпирование направлено на навязывание клиенту определенной профессионально ориентированной услуги.

Типы профконсультации.

Профконсультация стала актуальной в начале двадцатого столетия, ее возникновение было связано с проблемами выбора профессии. Выбор профессии долгое время рассматривался как поиск профессии, соответствующей психологическим характеристикам человека. Этот подход получил название диагностического. Профконсультация данного типа состоит из трех фаз:

1) изучения психических  и личностных особенностей претендента  на профессию (психодиагностическая  фаза);

2) характеристики  содержания труда, требований профессии  и их описания в психологических  терминах (профессиографическая фаза);

3) сопоставления  индивидуальных особенностей человека  с требованиями профессии и  принятия решения о пригодности  человека (фаза принятия решения).

Основные недостатки диагностирующей профконсультации :

• игнорируется изменчивость, динамичность мира профессий, вследствие чего человеку в течение профессиональной жизни, возможно, не раз придется менять профессию;

• наличие огромного числа профессий и специальностей негативно сказывается на профессиографической компетентности психолога-консультанта;

• не принимается во внимание профессиональное развитие личности, изменение ее направленности, компетентности и профессионально важных качеств;

• консультируемый исключается из процесса принятия жизненно важного для него решения.

Решающее значение в процессе принятия решения о выборе профессии имеют результаты диагностики. Консультируемому отводится пассивная роль. Диагноз однозначно определяет и прогноз будущей профессии.

Другой подход раскрывается в воспитательной концепции профконсультации. Сторонники этой концепции считают, что человека можно подготовить к выполнению любой профессии. Главное — правильно подобрать эффективные методы профессионального обучения. Отсюда и содержание этого типа профконсультации — изучение индивидуально-психологических особенностей человека и организация оптимального профессионального обучения.

Информация о работе Работы по профессиональной направленности учащихся