Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 20:24, курсовая работа
Цель курсового исследования: на основе теоритического анализа литературы и опытно-исследовательской работы разработать рекомендации по развитию мелкой моторики руки младших школьников на уроках трудового обучения.
Для достижения главной цели курсовой работы необходимо решить следующие основные задачи:
- раскрыть понятие и сущность мелкой моторики руки и особенности ее развития у младших школьников;
- дать характеристику особенностей уроков трудового обучения в младших классах;
- рассмотреть основные возможности уроков трудового обучения в развитии младших школьников;
- провести опытно-исследовательскую работу по развитию мелкой моторики руки у учащихся начальных классов;
- определить уровень развития мелкой моторики руки у младших школьников;
- проанализировать основные направления работы по развитию мелкой моторики на уроках трудового обучения.
В результате выполнения этого задания, было выявлено, что практически все ученики хорошо с ним справились. Такие результаты были обеспечены благодаря проведению пальчиковой гимнастики.
4. Следующим
упражнением было задание
Цель: Закрепить умение складывать квадрат по диагонали, четко совмещая стороны и углы.
Развивать: память, смекалку, мелкую моторику рук, учить придерживать совмещение сторон одной рукой.
Ход занятия:
1. Согните квадрат пополам, совмещая противоположные углы.
2. Перегните полученный треугольник (согнуть, совмещая углы, развернуть). Сложите такие же детали из оставшихся квадратов.
3. Составьте из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали, соедините заготовки с помощью клея. Установите ёлочку, перегнув её пополам по линиям перегибов».
В ходе данного упражнения дети работали активно, но у некоторых детей были трудности с точностью совмещения частей, что выражалось в неумении ребенка совмещать детали выкройки на глаз или неточности складывания сторон выкройки. Так же трудности были у детей с придерживанием сторон одной рукой, у детей разъезжалась бумага и мялась.
В виде таблицы 2.2. представим результаты развития уровня мелкой моторики рук у исследуемой группы учеников.
Таблица 2.2.
Всего учеников |
Уровни выполнения задания | ||||||||
высокий |
средний |
низкий | |||||||
кол-во уч-ся |
% |
кол-во уч-ся |
% |
кол-во уч-ся |
% | ||||
10 учеников |
6 |
60% |
3 |
30% |
1 |
10% |
Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе опытно-исследовательской работы по развитию мелкой моторики младших школьников практически все хорошо справлялись с поставленными заданиями и уровень мелкой моторики у детей в данном классе развит достаточно хорошо.
2.2. Основные направления работы по развитию мелкой моторики на уроках трудового обучения
Поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов мелкой моторики у учащихся младших классов являются актуальными и поэтому необходимо разработать рекомендации для педагогов по развитию мелкой моторики у младших школьников и коррекции его недостатков на уроках трудового обучения:
- Определять
заранее, на какие процессы в
развитии мелкой моторики
- Каждое занятие должно начинаться с нормализации тонуса рук. Для этой цели используются массаж, пальчиковая гимнастика. Каждое упражнение по развитию мелкой моторики рук рекомендуется начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук.
- После проведения массажа и пальчиковой гимнастики, направленных на нормализацию тонуса мышц кистей и пальцев и подготовки их к предстоящей работе, можно переходить к упражнениям, развивающие функций ладонно-пальцевого, щепотного и пинцетного захвата. Эти навыки захвата необходимы при работе с пластилином, при создании аппликации из бумаги, мелких бытовых предметов и природного материала.
- При работе с лепкой использовать не только глину, но и тесто, которое замешивается не только из муки, но и из бумаги. Кроме того, занятия лепкой можно проводить коллективно, что существенно повышает мотивацию детей.
- Аппликацией можно заниматься только тогда, когда у детей сформирован захват тремя и двумя пальцами, а также умение достаточно точно помещать предмет в определенное место. На первых этапах для соединения деталей используется пластилин или клей-карандаш. Очень эффективно выполнять аппликационные работы коллективно.
– Использовать игры и упражнения, формирующие умения воспринимать и различать величину, форму, цвет, положение предметов в пространстве, а так же умение владеть техникой рисования, лепки и др.
– Приучать учащихся младших классов видеть прекрасное в окружающем.
– Проводить на заключительном этапе каждого урока трудового обучения оценку работ учащихся.
Важным условием развития мелкой моторики рук у младших школьников является также то, что упражнения должны проводиться от простых к более сложным. [24; с.163]
Основная задача упражнений состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук на уроках трудового обучения.
Достигнуть этого можно путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простых к более сложным для ребенка заданиям по мере овладения ими.
Также важно использовать упражнения с дополнительным материалом: бисер, пластилин, пуговицы, шитье, вышивание, поделки из природного материала и др.
Использование упражнений на развитие пальцевой моторики играет положительную роль в обучении детей младших классов и позволяет:
- регулярно
опосредованно стимулировать
- совершенствовать внимание и память, психологические процессы, тесно связанные с речью;
- облегчить школьникам усвоение навыков письма;
- установить
положительное влияние
- при развитии тонкой моторики рук следует сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;
- сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, систематической, выделив для нее оптимальное время;
- повысить у детей интерес к подобным упражнения, превратив их в занимательную игру;
- вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть энергичными;
- начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом - обе);
- упражнения должны выполняться непродолжительно;
- все
упражнения выполняются
Давать сначала словесную инструкцию, сопровождая ее показом, затем показ устранять.
Развитию мелкой моторики способствуют различные виды труда, шитье, вышивание. Также вполне доступны и простейшие примеры плетения макраме. Вся эта работа требует сенсорно - двигательной координации, аккуратности, настойчивости.
Особую роль в развитии ручной
умелости играет умение
Кроме всего перечисленного, необходимо использовать различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного, слухового внимания. Все виды заданий проводятся в игровой форме, поэтому вызывают у младших школьников интерес и не приводят к переутомлению. [20; с.31]
Основная задача тренировочных упражнений состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук на уроках трудового обучения.
Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простых к более сложным для ребенка заданиям по мере овладения ими.
Таким образом, включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук на занятиях трудового обучения играет положительную роль в обучении детей.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ
Итак, можно сделать следующие основные выводы, подводя итоги второго раздела курсового исследования:
1. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей, обучающихся в младших классах, показывает, что у многих из них движения рук недостаточно целенаправленны и плохо подчиняются задачам деятельности.
2. Опытно исследовательская работа по развитию мелкой моторики рук была проведена с 10 детьми.
3. В ходе
опытно-исследовательской
4. Основная задача тренировочных упражнений по развитию уровня мелкой моторики рук младших школьников состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук на уроках трудового обучения.
5. Для развития ручной умелости и тренировки мелких мышц руки младших школьников, необходимо использовать, как традиционные и ставшие уже привычными виды детской продуктивной деятельности (рисование, плетение, аппликация), так и нетрадиционные виды (нанизывание бус, шнуровка, выкладывание мозаики, оригами).
6. Основные принципы работы по развитию мелкой моторики должны соответствовать основным педагогическим принципам: носить развивающий характер обучения, систематичность и последовательность, сознательности и активности в усвоении, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
Таким образом, подводя итоги курсовой работы, важно отметить, что мелкая моторика в жизни и деятельности, учащихся младших классов выполняет много разных функций.
Она активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.
Существует тесная взаимосвязь между тонкими движениями пальцев рук и функциональной зрелостью коры мозга ребёнка. Формирование мелкой моторики и зрительно-моторных функций в целом влияет на развитие артикулированности и связности устной речи, на формирование навыка письма, развитие школьно-значимых функций и косвенным образом на общее интеллектуальное развитие ребёнка.
Для развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации необходимо, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности.
Для этого необходимо включать в процесс обучения различные виды пальчиковых игр, в том числе со скороговорками, разные виды ручного труда, как плетение, нанизывание бус, оригами, мозаика, вырезание, вышивание, лепка, игровые упражнения с мелкими предметами и т.д.
Если эти игры, занятия и упражнения применять в комплексе, то они способствуют развитию разных групп мышц руки, развивают мышечный контроль, точность, гибкость и координацию движений.
Чтобы данная работа была эффективной, она должна проводиться регулярно и непрерывно, систематически. Для неё необходимо выделить определённое время в режиме дня и сетке занятий.
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка.
Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром.
В первом разделе курсовой работы были рассмотрены понятие и сущность мелкой моторики руки и особенности ее развития у младших школьников, дана характеристика и особенности уроков трудового обучения, а также основные возможности уроков трудового обучения в развитии младших школьников.
Второй раздел курсового исследования был посвящен опытно-исследовательской работе по развитию мелкой моторики учеников, определению уровня развития мелкой моторики руки у младших школьников, а также были предложены основные направления работы по развитию мелкой моторики на уроках трудового обучения.
Таким образом, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно.
И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина. Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеева С.И. Обучение с увлечением/ С.И. Агеева. – М.: Совэкспорткнига, 1991. – 146 с.