Развитие алгоритмического мышления младших школьников на уроках информатики, проводимых по методической системе Горячева А.В

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: исследование способов развития алгоритмического мышления у младших школьников на уроке информатики.
Задачи:
рассмотреть мышление с психолого-педагогической точки зрения;
изучить особенности ранних форм детского мышления;
изучить методы решения алгоритмических задач;
исследовать способы развития алгоритмического мышления на уроках информатики.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом переделанный afnz.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

Необходимость широкого внедрения средств информатизации в общественную практику ставит ряд проблем, связанных, в частности, с оптимизацией систем «человек – компьютер». В этом случае требуется учет компонентов человеческого фактора, таких, как личностные особенности и характеристики мышления учащихся, педагогов и методистов. Информатизация высшей, средней и профессиональной школы, по существу, означает начало революционных преобразований в области образования, сравнимого разве что с введением Я. А. Каменским предметного принципа преподавания научных дисциплин в школе.

Возникает законный вопрос: влияет ли (а если да, то в  какой мере) информатизация обучения на развитие мышления и на воспитании личности учащегося? Нетрудно представить  себе, что в недалеком будущем  человека будет окружать «компьютеризованная  экология» на работе, в учебе, в быту. В связи с этим всевозрастающим насыщением сфер общественного производства, управления, науки, образования и быта вычислительной техникой и ее усовершенствованием, очевидно, что, кроме всего прочего понизится возрастной порог овладения в школе компьютерной грамотностью и значительно расширится удельный вес занятий с использованием ПЭВМ. Отсюда следует, что проблемы психологического изучения влияния информатизации образования на умственное развитие учащихся необходимо рассматривать в перспективе, т. е. с учетом имеющийся на лицо и ясно обозначающийся объективно тенденцией возрастающего влияния информатизации как на жизнь общества в целом, так и на обучение, в частности. С этой точки зрения информатизация представляет собой не что иное, как одну из линий социализации психического развития человека в условиях. В силу этого ИКТ является постоянно действующим, всевозрастающим, необратимым и немаловажным фактором умственного развития школьника обучающегося в «дошкольную эру», с теми закономерностями, которые обнаруживаются в условиях компьютеризованного мышления по сравнению с некомпьютезированным. Если информатизацию понимать в узком смысле и сводить ее только лишь к введению еще одного курса в систему предметов обучения, то компьютеризованное мышление стоит рассматривать как еще одну разновидность «учебно-предметного» мышления, аналогично «математическому», «физическому», «биологическому» мышлению. Несколько шире компьютеризованное мышление можно трактовать как вид профессионального мышления программиста, аналогично мышлению ученого, инженера и. т.п. В пределе же оно представляет важную составляющую и органическую часть культуры умственного труда, все то, что она влечет позитивного и негативного для развития мышления и воспитания личности. Важно как можно больше нейтрализовать негативное и одновременно сформировать, усилить и развить позитивное. [20]

Виды профессионального  мышления современного человека, взаимодействующего с ЭВМ, можно дифференцировать в  диапазоне, задаваемом двумя полярными отношениями человека к компьютеру: условно назовем их «спекулятивным» и «авангардным». В первом случае мы имеем дело с человеком, который негативно относится к самой идее информатизации жизни общества, хотя он и пользуется информацией, которую сегодня нельзя уже получить независимо от различного рода общими спекуляциями, призывая, в принципе, отвергнуть и остановить процесс компьютеризации.

Во втором случае мы имеем дело с человеком, увлеченным такой ценностью современной  культуры и техники, как компьютеризованное обучение, и энергично проводящим это в жизнь, добиваясь включения новых средств ИТ. в современную культуру в качестве ее полноправного, перспективного и органичного компонента.

Между этими  двумя полюсами располагаются следующие три профессиональные  позиции операторская, программистская, системная реализация каждой из которых требует специфических форм мышления. Реализация наиболее простой операторской позиции заключается в умении человека оперировать компьютером при визуальном контроле с опорой на информацию, предоставленную на экране.

Широкое внедрение  компьютеров в практику производства и образования, выдвигает более  высокие требования к организации  мыслительной деятельности, но и создает  качественно новые условия для  развития мышления учащихся.

С психолого-педагогической точки зрения можно выделить несколько  линий таких изменений.

Во- первых, функционирование и развитие мышления осуществляется в упорядоченной экологически искусственной  среде, при задействовании сенсомоторного интеллекта. Происходит целенаправленное диалогическое взаимодействие человека с компьютеризированной экологией.

Во-вторых, осуществление  деятельности по программированию во взаимодействии с ЭВМ сказывающееся  и на его личности. Развивается  в общении не только людьми, но и с компьютером.

 В-третьих, использование ЭВМ для повышения эффективности своей профессиональной деятельности за счет решения им подлежащих алгоритмизации задач на компьютере создает новые, радикальные условия для культивирования у себя личных типов рефлексии (интеллектуальной, личностной, коммуникативной, кооперативной, эксклюзивной, экзистенциальной). Это связано с тем, что привлечение компьютера для решения задач человеком - пользователем ЭВМ, позволяя фиксировать различные этапы и промежуточные результаты поиска решения задач, обеспечивает как бы экспликацию на дисплее особенностей протекания мыслительного процесса, объектируемого в символически компьютеризованной форме. Таким образом, создаются радикально иные условия для культивирования рефлексии в режиме тотального, параллельного слежения за дисплейно-программируемой разверткой осуществляемого процесса решения. Более того, постоянная возможность контроля, корректировки, оптимизации тех или иных фрагментов программы решения обеспечивает предельно активное осуществление рефлексии в этом мыслительном процессе, опосредованном диалогом с ЭВМ. Компьютеризованное мышление (в отличие от некомпьютезированного) является в большей степени производно определяемым фактором социального разделения труда и выступает в совершенно новом качестве, как индивидуально проявляющееся. Иначе говоря, в современной культуре возникает принципиально новый тип "компьютеризованной" личности, который становится все более массовым и тем самым требует специального научного, в том числе психологического изучения. Мышление этой личности нового типа помимо указанных выше новых качеств (производных от компьютеризации) компьютерной кооперативности и телекоммуникативности - характеризуется также новым стилем рефлективности. Этот рефлексивный стиль формируется в процессе овладения человеком всеми сложившимися к настоящему времени. режимами работы с компьютером, игровым, экспериментным, обучающим, программно-творческим. Основными компонентами алгоритмического мышления являются:

  1. Структурный анализ задачи;
  2. Разбиение большой задачи на малые;
  3. Сведение нерешённой задачи к решённым;
  4. Планирование возможных ситуаций и реакций на них;
  5. Понимание и использование формальных способов записи решения. [17]

Главное в обучении при развитии алгоритмического мышления – составление и анализ алгоритмов.

Развивать алгоритмический  стиль мышления можно без компьютера и даже независимо от того, есть какие-либо компьютеры в мире или нет.

Поскольку речь идет о развитии алгоритмического стиля  мышления, то компьютеры из цели обучения превращаются в средство. Компьютеры нужны для того, чтобы развивать алгоритмический стиль мышления. С ними учить интереснее и эффективнее. Школьники больше успевают усвоить, если у них есть компьютеры с соответствующим программным обеспечением

  • 1.3. Компьютерные программные средства, развивающие алгоритмическое мышление

  • Существует  много различных программ, способствующих развитию у детей алгоритмического мышления. При проведении регулярных развивающих занятий, систематически организованных занимательных заданий создаются благоприятные условия для формирования такого ценного качества  как алгоритмическое мышление, как самостоятельность, проявляющаяся в активном и инициативном поиске решения задач, в глубоком и всестороннем анализе их условий, в критическом обсуждении и обосновании путей решения, в предварительном планировании и проигрывании разных вариантов осуществления решения. Компьютерные упражнения как одна из многих форм урока должны подготавливаться всем предшествующим занятием и становиться, тем самым, апофеозом урока. В любом уроке информатики непременно должны присутствовать компьютерные и некомпьютерные фрагменты. Разумное их сочетание должно определяться как методическими, так и эргономическими (санитарно-гигиеническими) требованиями.

    Несмотря на то, что большинство обучающих программ проектируются с целью сформировать тот или иной конкретный навык, компьютерная программа, включенная в урок, должна по возможности нести многоцелевую методическую нагрузку. И, действительно, многие из программных средств обучения пересекают в себе разные педагогические направления.

    Роботландия 96

    Новая версия широко известной системы  раннего изучения информатики. Роботландия 96 отличается от предыдущих версий более  современным и удобным интерфейсом. В ее состав включены новые программы. За два года, проведенные в стране Роботландия, учащиеся научатся решать логические задачи, управлять роботами, вычислительными машинами и откроют для себя мир фантастических красок, удивительных звуков и умных программ. Вниманию школьников предлагаются различные тренажеры, редакторы, простые и сложные исполнители, а также книги для чтения. В программный комплекс также вошли алгоритмические этюды (Перевозчик, Монах, Конюх, Переливашка и другие), исполнители (Кукарача и Корректор, Турнир знатоков), которые способствуют формированию алгоритмического мышления учащихся.

    Радуга в компьютере.

    Программно-методический комплекс предназначен для использования  в учебном процессе во втором классе. Является продолжением ПМК «Радуга в компьютере 1». В составе комплекса 27 игр, предназначенных для усвоения учебного материала по узловым темам школьной программы для второго класса. Рассмотрены такие темы, как умножение и деление, сложение и вычитание, нахождение периметра и площади, действия с дробями, развитие навыков устного счета и многое другое. Игры по русскому языку предназначены для развития навыков разбора слов по составу, разбора предложений, контроля орфографии и т.д. Развивающие игры обеспечивают развитие зрительной памяти, алгоритмического мышления, внимания, анализа позиционного строения чисел, способности к формализованному восприятию материала, логического мышления в сфере количественных и пространственных отношений.

    Просвет

    Игра "Просвет" относится  к серии «Путешествие в Сообразилию». Игра способствует развитию способностей анализировать, обобщать, сопоставлять и сравнивать. [15]

    Вывод по главе I

    Мышление - это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами.

    Существует  множество классификаций видов  мышления.

    По форме  выделяют 3 вида мышления:

    • наглядно - действенное мышление;
    • наглядно - образное мышление;
    • словесно-логическое мышление.

    По характеру  решаемых задач бывают:

    • теоретическое;
    • практическое.

    По степени развернутости выделяют два вида:

    • дискурсивное;
    • интуитивное.

    По степени  новизны и  оригинальности  выделяются два вида: репродуктивное  (воспроизведение) и  продуктивное (творческое) мышления.

    Широкое внедрение компьютеров  в практику производства и образования, выдвигает более высокие требования к организации мыслительной деятельности, но и создает качественно новые условия для развития мышления учащихся. Вряд ли будет преувеличением сказать, что при этом вызываются к жизни и активно задействуются такие пласты мышления и даже личности человека, которые в "докомпьютерную эпоху" было трудно представить себе явно.

    Основными компонентами алгоритмического мышления являются:

    1. Структурный анализ задачи;
    2. Разбиение большой задачи на малые;
    3. Сведение нерешённой задачи к решенным;
    4. Планирование возможных ситуаций и реакций на них;
    5. Понимание и использование формальных способов записи решения.

    Главное в обучении при развитии алгоритмического мышления – составление и анализ алгоритмов.

    Также существует много различных программ, способствующих развитию у детей алгоритмического мышления. При проведении регулярных развивающих занятий, какие – либо занимательные задания, создаются благоприятные условия для формирования такого ценного качества  как алгоритмическое мышление, как самостоятельность, проявляющаяся в активном и инициативном поиске решения задач, в глубоком и всестороннем анализе их условий. Большинство обучающих программ проектируются с целью сформировать тот или иной конкретный навык, компьютерная программа, включенная в урок, должна по возможности нести многоцелевую методическую нагрузку.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ, ПРОВОДИМЫХ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ГОРЯЧЕВА А.В.

  • 2.1 Особенности методической системы Горячева А.В.

  • Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.

    Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, полагаем, что в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении ими практики работы на компьютере.

    Рассматривая два направления  пропедевтического изучения информатики  – развитие логического и алгоритмического, с одной стороны, и освоение практики работы на компьютере, с другой, можно  заметить их расхождение по нескольким характеристикам, связанным с организацией учебного процесса.

    Информация о работе Развитие алгоритмического мышления младших школьников на уроках информатики, проводимых по методической системе Горячева А.В