Развитие внимания у младших школьников на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить приемы и методы развития внимания на уроках русского языка.
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;
- подобрать методики по диагностике и развитию внимания младших школьников на уроке русского языка;
- изучить психолого-педагогическую сущность процесса развития внимания младших школьников.

Содержание

1.Введение.
2. Глава 1. Сущность внимания.
3. Глава 2. Развитие внимания у младших школьников.
4. Глава 3. Развитие внимания детей на уроках русского языка.
5. Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом высокая продуктивность этих учеников обесценивается. Внимательные ученики отличаются от всех остальных  оптимальным сочетанием продуктивности и точности при выполнении заданий. За короткий промежуток времени они  успевают выполнить большой объем работы при минимальном количестве ошибок.       

 Встречаются невнимательные ученики,  концентрирующие внимание не  на учебных занятиях, а на чем-то  другом - на своих мыслях, далеких  от учебы, рисовании на парте  и т.д. Если такой ребенок смотрит в учебник, он не видит правило или упражнение, а целенаправленно изучает текст или рисунок, не имеющий отношения к данному уроку. Внимание этих детей достаточно развито, но из-за отсутствия нужной направленности они производят впечатление рассеянных. Для большинства невнимательных младших школьников характерна сильная отвлекаемость, плохая концентрированность и неустойчивость внимания.        

 Таким образом, можно сделать  вывод, что внимание детей младшего  школьного возраста характеризуется малой устойчивостью (10-15 минут), малым объемом, слабым распределением, неразвитой переключаемостью, преобладанием непроизвольного внимания. Преподавание в начальных классах должно быть интересным, эмоциональным, с широким применением наглядности. В младших классах (обычно в 1 и во 2) через каждые 10- 15 минут надо менять вид деятельности, чтобы предотвратить утомление, нельзя давать материал большой по объему, и такой, восприятие которого требует высокого уровня распределения внимания. Состояние внимания влияет на деятельность ребенка.       

 Очень часто, именно из-за неумения  управлять вниманием, из-за его  несформированности ребенок испытывает  трудности в школе. Анализ литературы показывает, что внимание необходимо младшему школьнику в учебной деятельности, так как именно в начальных классах закладываются основы успехов в будущем. В результате этой деятельности учащиеся 4 класса становятся более внимательными, чем учащиеся 1 класса: у них возрастает и совершенствуется способность к устойчивости, распределению и переключению внимания, увеличению объема внимания.    

Развитие внимания должно совершаться  в нескольких направлениях. Первое - это формирование умственных действий. Второе - обучение ребенка приемам контроля и оценки своих действий. Третье - создание соответствующей атмосферы развития произвольного внимания, главное условие которой -формирование положительной мотивации учебы.     

Ребенок, поступивший в школу, испытывает снижение самооценки. Очень важно  давать упражнения на развитие свойств внимания. При подборе игр, упражнений по развитию внимания надо помнить об особенностях внимания в учебном процессе. Опыты психологов показывают, что даже дети 1 класса способны к достаточно сильному, концентрированному и устойчивому, вниманию. Но для этого надо соблюдать определенные условия организации учебной деятельности. К ним относятся: хороший темп урока и продуманная его организация; четкость, доступность и краткость пояснений, указаний, которые учитель дает для работы; максимальная опора на активную мыслительную деятельность детей; бережное отношение учителя к вниманию детей, т.е. нельзя делать громкие замечания отдельным ученикам в то время, когда весь класс еще работает; разнообразие видов и форм заданий, подчиненных основной цели и теме урока; включение в учебную работу всех учеников, активизация инициативы детей.

 

 

Глава 3. Развитие внимания у детей на уроках русского языка.

 

В начальных классах становлению и развитию  внимания могут способствовать уроки трудового обучения, изобразительного искусства, музыки, литературного чтения, внеклассная работа, но особенно – уроки русского языка .Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля учащихся, что возможно только при сформированности достаточно высокого уровня произвольного внимания. Развитие произвольного внимания становится условием дальнейшей успешной учебной деятельности школьника, а следовательно, и задачей первостепенной важности для учителя.

Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача – продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельства. В силу особенностей своей работы учитель может изо дня в день, на каждом уроке и в разнообразных естественных ситуациях наблюдать за поведением детей, характером их учебной и внеклассной деятельности. В результате он имеет возможность получить достаточно полное, целостное представление о внимании школьников. Наряду с методом наблюдения учитель может использовать и ряд других приемов формирования внимания учащихся. Эти приемы построены на учебном материале и приближены к условиям реальных школьных занятий.

Кроме того, сами эти приёмы при систематическом применении могут выступать в качестве достаточно эффективного средства развития внимания. Среди таких приёмов можно назвать: словарный диктант с комментированием, предупредительный диктант, выборочный диктант, приём обнаружения ошибок в тексте, корректурные упражнения, игры на развитие внимания.

Словарный диктант с комментированием – это хорошо известный педагогам  методический приём становится одним из способов формирования внимания, если:

1)учитель читает каждое слово только один раз;

2)учащиеся могут взять ручки  только после прослушивания комментариев;

3)учитель внимательно следит  за тем, чтобы учащиеся не заглядывали  в тетради друг к другу.

Если учащийся не может записать слово после комментариев, ему разрешается сделать прочерк. При этом детей предупреждают, что прочерк приравнивается к ошибке. Перед началом работы, несмотря на то, что комментированное письмо - вид работы, известный учащимся с первого класса, целесообразно показать на нескольких примерах, как надо выполнять задание.

Комментированное письмо - достаточно сложная деятельность. Оно развивает мышление, внимание, речь учащегося. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как «ведущий» ученик не просто фиксирует внимание на орфограммах, а объясняет с помощью правил.

Следующим приёмом, формирующим внимание на уроках русского языка, является – выборочный диктант. Этот вид работы позволяет ускорить темп работы, помогает сосредоточить внимание на нужной орфограмме. Могут быть представлены задания разного характера: выписать однокоренные слова из прослушанного стихотворения, из загадки выписать слова с безударной гласной.

Одним из распространенных методических приёмов является предупредительный диктант. При проведении предупредительного диктанта перед записью отдельного предложения или целого текста устно проводится объяснение определенных орфограмм. Чтобы учащиеся более внимательно относились к устному орфографическому разбору, учитель предлагает во время диктанта письменно объяснить соответствующие орфограммы.

Приём обнаружения ошибок в тексте позволяет развивать индивидуальное внимание учащихся и автоматизировать действия контроля. Обнаружение ошибок в тексте требует, прежде всего, внимания и не связано со знанием правил. Это обеспечивается характером включенных в текст ошибок: подмена букв, подмена слов в предложении, элементарные смысловые ошибки. При анализе результатов этой работы, важным является не только количественный подсчет найденных, исправленных и не обнаруженных ошибок, но и то, как ученики выполняют работу: сразу включаются в задание, обнаруживая и исправляя ошибки по ходу чтения; долго не могут включиться, при первом чтении не обнаруживают ни одной ошибки; исправляют правильное на неправильное. Это задание дети выполняют поэтапно, т.е. сначала устанавливают смысл слова, делят на слоги, произносят их, проверяют соответствует ли слог слову в целом и на последнем этапе прочитывают все слово про себя, давая ему общую оценку. Таким образом, метод поэтапного формирования позволяет получить полноценное действие контроля, т.е. сформировать внимание.

На развитие объема внимания рассчитаны такие упражнения, смысл которых заключается, чтобы учащиеся на зафиксированном взглядом словесном материале должны успеть прочесть предъявляемый на короткое время материал и записать его. 

 С помощью специальных занятий  на уроках русского языка и  с использованием проблемных  нестандартных заданий можно  добиться значительных успехов   в формировании произвольного внимания младших школьников. Наблюдая за ними, видно, что дети становятся  более внимательными, менее рассеянными, учатся себя контролировать. Таким образом, работа по формированию  и развитию внимания учащихся начальных классов – дело важное и необходимое. Так как  при отсутствии внимания невозможна целенаправленная практическая деятельность.

 

Заключение.

Внимание всегда будет не отломленной частью жизни человека, оно всегда будет присутствовать рядом с нами. Развитие внимания всегда начинается с детского периода, где взрослые показывают детям и указывают на то, что они должны видеть и замечать. Ведь это им пригодиться на протяжении всей жизни.

Суть внимания – это дать понять и увидеть те маленькие мелочи, которые иногда невидны, но все-таки заметны. Человек учиться вниманию, чтобы не стать рассеянным, но притом он должен чувствовать с помощью внимания, что он переутомлен, и не пытаться надорвать не только здоровье, но и не сделать кучу ошибок из-за растерянного, в данный период, внимания.

Проведённый анализ психологической литературы позволил выяснить наиболее значимые характеристики внимания, на которые учитель должен опираться, используя систему приёмов организации и развития внимания.

Были изучены особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста. Возрастная особенность младших школьников — сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание. Из-за этого младшим школьникам трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них работе или на работе интересной, но требующей умственного напряжения. Это приводит к необходимости включать в процесс обучения элементы игры и достаточно часто менять формы деятельности.

При профессионально грамотной организации и осуществлении психолого-педагогических процессов обучения и воспитания, задачи психического развития детей решаются нормально.

В заключении хотелось бы добавить, что благодаря вниманию к нам приходит опыт, который важен в нашем современном мире. Замечая каждую деталь нашей повседневной жизни с помощью внимания, мы не только останавливаем или затормаживаем время, но начинаем чувствовать мир и тот миг жизни, который дан нам всего один раз.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.

 


Информация о работе Развитие внимания у младших школьников на уроках русского языка