Развитие детского творчества на занятиях в доу по аппликации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 09:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть процесс развития детского творчества на занятиях по аппликации в ДОУ.
Задачи:
Рассмотреть сущность и содержание понятия «детское творчество»
Рассмотреть виды детского творчества.
Проанализировать работу над аппликацией, как средство развития детского творчества.
Разработать методические рекомендации по проведению занятий по аппликации.

Вложенные файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА НА ЗАНЯТИЯХ В ДОУ ПО АППЛИКАЦИИ.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

Для передачи образа детям предоставляются другие материалы: карандаши, тонкие веточки, семена. Например, изготовляя аппликацию бабочки, брюшко можно сделать не только из листочка, но и нарисовать, приклеить тонкую веточку; для глаз использовать мелкие семена или тоже нарисовать.

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной  техникой вырезывания - симметричным, силуэтным, многослойным, а также  техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику.

Дошкольники осваивают  новые способы прикрепления деталей: пришивание их к ткани. При этом дети получают два варианта изображения: плоскостное и полуобъемное (когда  между основой и деталью подкладывается вата). Во втором случае изображение более выразительное. Полуобъемная аппликация получается и при частичном наклеивании деталей, например только середины снежинки, цветка, бабочки и т.п.

Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные  декоративные узоры как из геометрических, так и из растительных форм. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей. В старшем возрасте дети делают аппликацию из соломки, намазывая клеем контур предмета и наклеивая на него нарезанную соломку.

Дошкольники могут выполнять многослойные сюжетные аппликации из бумаги, ткани, сухих листьев. Этот вид аппликации наиболее трудный. В отличие от рисунка в многослойной сюжетной аппликации всегда остается строго определенной последовательность расположения и наклеивания (пришивания) форм: сначала общий фон (земля, море, небо). Затем выкладываются и приклеиваются предметы заднего плана, а потом среднего и переднего. Детям 6-7 лет можно предложить сделать карандашом эскиз будущей работы [22, c. 149].

Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.

Своеобразие аппликации заключается как в характере  изображения, так и в технике  ее исполнения. Изображение в аппликации обладает большой условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения - рисунком, живописью.

Для аппликации характерна более обобщенная форма, почти без деталей. Чаще всего  используют локальный цвет, без оттенков, причем один цвет от другого резко  отличается. Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезывание отдельных форм и прикрепление их к фону. Как средство художественного оформления аппликация создает своеобразный декоративный эффект. Иногда вырезанные формы применяются для оформления помещения (например, бумажные салфетки и кружева для оформления цветочных горшков, различные разноцветные фигуры для наклеивания на стекла окон в качестве праздничного оформления).

Аппликационные  вырезки из ткани, меха и кожи используют при оформлении одежды, выполнении панно. Иногда вырезанные части прикрепляют к фону не полностью, и аппликация получается частично объемной. Например, лепестки цветка прикрепляются только у середины, а концы его отстают от фона. Это придает большую выразительность изображению.

Простота и легкость исполнения аппликации делают ее доступной для детского творчества. Ребята могут как использовать готовые формы, окрашенные в определенные цвета, так и создавать композиции, вырезывая элементы узоров, сюжетных изображений и т.д.

Таким образом, занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию изобразительных умений и навыков, с другой - развитию творческих способностей детей. В своей работе я использую разные виды аппликации.

Дошкольники овладевают всеми процессами выполнения аппликации - вырезыванием и наклеиванием форм. Подготовительными упражнениями к освоению этого вида деятельности являются игры с мозаикой, при помощи которой дети, раскладывая готовые геометрические формы, знакомятся с их особенностями, цветом, способами расположения, принципами создания узора.

Овладению процессом  аппликации помогает вырезывание без  наклеивания (дети режут бумагу, изготовляя для игры билеты, флажки и т.п., учатся пользоваться ножницами).

В детском саду используют такие виды аппликационных работ, как наклеивание готовых форм (декоративное - из геометрических и растительных форм и предметное - из отдельных частей или силуэтов) и вырезывание и наклеивание форм (отдельных предметов, сюжетное, декоративное).

Дошкольники могут  вырезывать формы по частям или в виде силуэта. Составление предмета из отдельных частей для них легче, как и всякое конструктивное изображение в рисовании или лепке. Силуэтное вырезывание сложнее для детей, так как им все время необходимо сопоставлять общие контуры предмета с пропорциями отдельных его частей. Поэтому вырезывание сложных форм предусматривается программой только в подготовительной группе.

 Аппликация  содержит большие возможности  для развития фантазии, воображения,  творческих способностей детей.  Так, узор может быть составлен как из готовых геометрических, так и из растительных форм, вырезанных самими ребятами. Использование готовых форм в декоративных работах позволяет дошкольникам сосредоточить все внимание на ритмичном чередовании элементов в узоре, подборе красивых цветовых сочетаний.

Навыки, приобретенные  на занятиях аппликацией, дети используют в других видах деятельности, главным  образом в конструировании, при  изготовлении теневого театра, световых украшений, елочных игрушек.

Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности. Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, нашивания аппликации на основу, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе. Это возможно только тогда, когда воспитатель умело регулирует и применяет на занятиях наиболее эффективные методы обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но чаще требуют от детей активного, созидательного, а не репродуктивного применения усвоенных знаний и умений [14, c. 98].

Правильно организованное занятие по аппликации в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе.

Следовательно, есть все основания рассматривать  занятия по аппликации как важный элемент гармоничного развития детей. Многолетний педагогический опыт свидетельствует  о том, что выявить и постепенно развивать способности можно у всех детей. Нужно придерживаться той точки зрения, что не талантливых детей нет и каждый ребенок способен к усвоению основ изобразительного искусства.

Занятия по аппликации способствуют  решению проблемы, связанной с  развитием цветового восприятия дошкольников и оказывают большое влияние на развитие изобразительного творчества детей. 

Вывод: на занятиях по аппликации у дошкольников воспитывается умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и необходимостью совместной деятельности. Это предполагает совершенствование таких черт личности ребенка, как требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, осуществление принципов сознательности, дисциплины, взаимопомощи и поддержки. Дошкольники получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях. Уровень овладения умениями и навыками, предусмотренными программой по аппликации, позволяет осуществить и определить степень готовности каждого ребенка к успешному обучению в школе, дальнейшему усвоению содержания и техники разных видов художественного ремесла.

 

 

2.2 Методические рекомендации по проведению занятий по аппликации

 

Рассмотрев  особенности детского творчества занятиях по аппликации с дошкольниками, были сформулированы методические рекомендации воспитателям, которые помогут им более качественно, эффективно и  интересно организовывать занятия по аппликации.

1. Перед организацией  цикла занятий с детьми каждой  возрастной группы целесообразно  составить перспективный план  работы на год, в котором  определяются виды детского творчества, последовательность их изучения  и освоения с учётом возможностей детского сада.

2. После каждого  цикла занятий по одному виду  аппликации следует проводить  итоговое занятие.

3. Для обучения  и формирования детского творчества  рекомендуется использовать только  подлинные предметы народного  искусства и их изображения.

4. Чем старше  дети, тем больше нужно давать  теоретических заданий с учётом  интересов каждого ребёнка, событий,  происходящих в детском саду, дома.

5. Воспитателю следует пробуждать интерес воспитанников к аппликации, желание действовать с ней, учить видеть в ее знакомых формах новые сочетания.

6. Воспитатель  предоставляет детям возможность самим распределять обязанности между участниками работы.

7. Чтобы мнение воспитателя не было навязано детям, ему желательно включиться в совместное изготовление поделок и так же, как и всем участникам коллективного труда, отвечать за какое-нибудь конкретное дело.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе курсовой работы мной были сделаны следующие выводы:

Творчество  рассматривается учеными как  человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.

На сегодняшний  день творчество перестает быть неким  таинством, в которое, по мнению ряда ученых (А. Бакушинский, Е. Флёрина, В. Глоцер, Б.Джефферсон, и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Д.Б.Богоявленская, Н.Н.Поддьяков, А.В.Брушлинский и др.).

Творчество  в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.

Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется (П.М.Якобсон, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова, О.С.Ушакова, А.Г.Тамбовцева (Арушанова), Т. В. Кудрявцев и др.). Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества (музыкальное, изобразительное, литературное и т.п.), связанные прежде всего с анализом продукта деятельности.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности  в отображении впечатлений ребенка  об окружающем мире.

В процессе занятий  аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором  сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т.д.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная  обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших  цветовых пятен.

Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного  возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок, аппликация из тканей и природного материала.

В последнее  время в детских садах стали  практиковаться занятия занимательного характера, в которых аппликативной  техникой является техника коллажа, которая заключается в том, что в  изображении сочетаются различные по фактуре материалы. Эта техника может сочетать аппликацию и коллаж, вводить коллаж в красочный слой живописного полотна и все это делается для создания неповторимого художественного образа.

Занятия аппликацией в технике коллажа или близкой к нему, как правило носят интегрированный характер так как воспитатель знакомит с новой техникой, демонстрирует ее возможности, обучает детей техническим приемам. Для развития интереса используется интеграция с другими видами деятельности: развитие речи, музыка, ознакомление детей с художественными произведениями.

Информация о работе Развитие детского творчества на занятиях в доу по аппликации