Развитие дошкольного образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 11:29, контрольная работа

Краткое описание

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания. Отечественная и мировая педагогическая наука на всём протяжении своего развития уделяла пристальное внимание вопросам дошкольного воспитания детей. Содержание образования является той приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3
Возникновение и развитие дошкольного образования в России….….…5
Дошкольное образование конца XVIII - начала XIX вв……….…….......6
Советская система дошкольного образования…………………………...9
Дошкольное воспитание в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)……………………………………………………………………...........11
Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого социализма……………………………………………………...........14
Современное дошкольное образование………………………………....18
Заключение………………………………………………………………….……24
Список литературы………………………………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

Экскурс. Развитие дошк образования в России..doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Начиная с 1980-х гг., было создано и апробировано множество комплексных и парциальных образовательных программ. Велась интенсивная работа по созданию методических программ. Вместе с тем, в системе дошкольного образования наблюдалась негативная тенденция: снижение количества детских учреждений и числа детей в них.

 

6. Современное дошкольное образование

Не будет преувеличением сказать, что на сегодня ступень дошкольного детства рассматривается как один из главных образовательных резервов.

В современном научно-психологическом понимании детство выступает как закономерная последовательность целостных внутренне необходимых этапов развития личности.

В 1990 году охват детей учреждениями дошкольного воспитания в Российской Федерации составил примерно 70%. При этом было неудовлетворенно около 1 млн. заявлений родителей о приеме детей в детский сад. Кроме того была создана мощная инфраструктура в виде промышленности, выпускавшей детскую одежду, книги, игрушки и прочий необходимый инвентарь. И, что очень важно, было налажено серьезное научное (медицинское, педагогическое и психологическое) обеспечение дошкольного образования. Все эти факторы, включая последний, и сыграли свою решающую роль в период начала перестройки, когда отечественное образование в принципе оказалось вполне готовым к осмысленному проведению давно назревшей реформы.

В 1989 году была создана «Концепция дошкольного воспитания» (под редакцией В.Давыдова, В.Петровского), которая определила ключевые позиции обновления детского сада. Реализация этой концепции потребовала создания правовой базы. В 1991 году было принято «Временное положение о дошкольных учреждениях», определявшее в качестве основных функций ДОУ охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их интеллектуального и личностного развития, заботу об эмоциональном благополучии каждого ребенка.

Принятый в 1992 году Закон РФ «Об образовании» определил правовой статус дошкольных образовательных учреждений, их функции и обязанности. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» современное дошкольное образование носит вариативный характер, статья 12 закрепляет определение образовательного учреждения, под которым понимается учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Если говорить о вариативности содержания и программно-методического обеспечения образования детей раннего и дошкольного возраста, то на сегодняшний день педагогическая наука предлагает дошкольной практике более 48 комплексных и парциальных программ воспитания, обучения и развития детей. Наиболее востребованными в ДОУ регионов являются:

• «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под  ред М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. К омаровой),

• «Истоки» (научная редакция Л.А. Паромоновой и др.),

• «Детство» (В.И. Логинова, Н.А. Ноткина, Т.И. Бабаева),

• «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.),

• «Кроха» (Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочаткова),

• «Из детства — в отрочество» (ред. Т.Н. Доронова),

• «Радуга» (Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова),

• «Одаренный ребенок» (Л.А. Венгер, О.М. Д ьяченко и др.).

Инновационное движение в дошкольном образовании не уступает по своему масштабу школьному. Однако, на конец 2004 года уровень охвата детей дошкольными учреждениями составляла в среднем 59%.

Развитие дошкольного образования не стоит на месте.

10 апреля 2010 года В.В.Путиным  был подписан Федеральный закон  «Об утверждении Федеральной  программы развития образования».

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Закон об образовании РФ, где дошкольные учреждения называются начальной ступенью образования.

10.03.2010 г. вступил в силу Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009г. №655, ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. ФГТ устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации ООП ДОУ в части:

- определения структуры ООП ДОУ (соотношение частей, их объёма;

- обязательной части ООП и части формируемой участниками образовательного процесса);

- учитывают особенности реализации ООП ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Критерии оценки ООП:

- требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему:

1) обязательная часть– 80%, часть, формируемая участниками образовательного процесса – 20%;

2) части программы –  направления развития детей: социально-личностное  направление развития,  физкультурно – оздоровительное , познавательно-речевое, художественно-эстетическое направления развития .Появились 10 образовательных областей (Здоровье, Физическая культура, Социализация, Труд, Безопасность, Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка).

- разделы программы: «Пояснительная  записка», «Организация режима пребывания  детей в образовательном учреждении», «Содержание психолого-педагогической  работы по освоению детьми  образовательных областей», «Содержание коррекционной работы», «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы».

ООП ДОУ является моделью организации педагогического процесса.

В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно в соответствии с теоретико-методологическими основами считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста. В первую очередь – игра, как ведущая деятельность дошкольного возраста, а также коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкально-художественная, чтение (восприятие) художественной литературы. Таким образом, специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом «усвоения не в учебной,  а различных  видах деятельности».

Задача ДОУ – разработать  программу, как модель организации педагогического процесса. Модель организации педагогического процесса в конкретном детском саду предполагает, наличие  новой образовательной программы, как модель организации этого процесса. В ней отражается индивидуальность каждого ДОУ. Ведь даже если сто садов будут работать по программам «Детство», «Истоки» или «Радуга», все равно педагогический процесс у них разный, неповторимый. У каждого сада есть свои изюминки - вид детского сада, профессионализм педагогов, предметная среда, климатические, демографические и  другие условия.

Специалисты  в области дошкольного образования проанализировали все варианты организации педагогического процесса, и выделили  комплексно-тематическую модель, идущую от педагогической системы Жана Авидея Деклари, который ввел определение «проживание ребенком содержания через все виды детской деятельности», и предметно-средовую модель. Классическая форма этой предметно-средовой модели – педагогика Марии Монтессори.

До принятия ФГТ были три блока: учебный, который всегда представлялся занятиями по расписанию, по сетке занятий, блок организации режимных моментов, где решались педагогические задачи, наконец, самостоятельная деятельность детей, которая сводилась к организации предметной среды. Но главное не в этом, а в том, чтобы выстроить эту модель и интегрировать все 10 образовательных областей.

Принципиальные  отличия новой модели образовательного процесса ФГТ от старой модели на сегодняшний день состоят в том, что образовательный процесс: это непрерывная непосредственная образовательная деятельность (ННОД). Она включает НОД, СД детей и взрослых в режимные моменты, куда входит групповая и подгрупповая работа с детьми; самостоятельная деятельность детей, где очень большое внимание нужно уделить предметно-средовой модели организации детского пространства; взаимодействие с родителями, которые являются участниками образовательного процесса.

Если раньше была позиция – игра и учебная деятельность, то сегодня мы говорим – игра и другие виды детской деятельности. ФГТ нас сегодня к этому призывает, сегодня один из вариантов организации педпроцесса – комплексно-тематическое планирование и выбор тем, которые будут проживаться ребенком в каждой возрастной группе.

На сегодняшний день авторские научные коллективы с введением в действие ФГТ уже обновили и дополнили новым содержанием свои программы, однако только после их экспертизы и практики могут использовать их в образовательном процессе.

Принципиальные отличия новой структуры планирования от старой – это замена учебного блока на блоки образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей. И как следствие увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей, в которую входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность, не связанная с одновременным проведением режимных моментов.

Весь учебный блок в прежнем понимании не будет присутствовать в практике дошкольного образования. В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно в соответствии с теоретико-методологическими основами считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста.

В действующую структуру планирования по ФГТ вносятся  существенные изменения. Такие как, Интеграция образовательных областей. Интеграция –это объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития . Одна из форм осуществления интеграции в ДОУ –интегрированные занятия Интегрированные занятия дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Сегодня делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания»,  в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в уходе и опеке, но и в воспитании, и обучении, и развитии.

Для обеспечения качества дошкольного образования, осуществляемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, важно разработать единые требования к условиям содержания детей, а также единые требования к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса.

Главная задача и, соответственно, основной предмет обсуждения на современном этапе – это развитие российского дошкольного образования с позиций качества и общедоступности. Проблема общедоступности дошкольного образования решается сегодня за счет использования внутренних резервов системы образования, развития различных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию Федеральных государственных требований. Как и любая инновация, новые условия организации образовательного процесса трактуются неоднозначно и вызывают множество вопросов, сомнений, обсуждений.

С учетом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребенка, не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важнейших задач молодежной семейной политики.

 

Заключение

Детский сад – образовательное учреждение для детей дошкольного возраста (как правило, от 3 до 7 лет), в Российской Федерации один из видов детского дошкольного учреждения.

Система детских садов предназначена как для первоначальной социализации детей, обучения их навыкам общения со сверстниками, так и для массового, общедоступного решения проблемы занятости их родителей (для чего время работы детского сада в большинстве случаев совпадает с типовым рабочим графиком большинства профессий: с 8 до 18 часов пять раз в неделю). Дошкольное образование в России ориентировано на обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет.

Дошкольное образование осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребенка), но может осуществляться и дома в семье.

Классификация детских садов:

- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением, например: физического, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания;

- центр развития ребенка – детский сад;

- детский сад комбинированного вида;

- детский сад компенсирующего вида.

Существует другая классификация, в которой детские сады делятся на четыре большие группы: муниципальные, ведомственные, частные (коммерческие) и домашние (семейные). В зависимости от вида детского сада будет варьироваться и программа обучения, и количество детей в группе, и качество питания и игрушек, и даже, во многом, психологическая атмосфера.

Сегодня делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания»,  в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в уходе и опеке, но и в воспитании, и обучении, и развитии.

Для обеспечения качества дошкольного образования, осуществляемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, важно разработать единые требования к условиям содержания детей, а также единые требования к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса.

Главная задача и, соответственно, основной предмет обсуждения на современном этапе – это развитие российского дошкольного образования с позиций качества и общедоступности. Проблема общедоступности дошкольного образования решается сегодня за счет использования внутренних резервов системы образования, развития различных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию Федеральных государственных требований. Как и любая инновация, новые условия организации образовательного процесса трактуются неоднозначно и вызывают множество вопросов, сомнений, обсуждений.

Информация о работе Развитие дошкольного образования в России