Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 11:25, научная работа
развития звуковой культуры ребенка младшего дошкольного возраста, воспитывающегося в условиях дошкольного образовательного учреждения, посредством пальчиковых игр.
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда следующих задач:
1. Изучить теоретический аспект звуковой культуры как важной стороны речевого развития.
2. Определить сущность взаимосвязи пальчиковых игр с речевым развитием детей младшего дошкольного возраста.
3. Разработать тематические планы занятий по звуковой культуре речи.
Методы исследования.
1. Анализ специальной литературы (психологической, логопедической, дефектологической, медицинской).
2. Педагогическое наблюдение.
1. Введение
2. Теоретическая часть
3. Практическая
4. Заключение
5. Список литературы
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Мы знаем, как рано ребенок начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, проявлять рано выраженную чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов.
Хорошее стихотворение — та же музыка. Младшие дошкольники легко постигают его ритм, способны наслаждаться созвучием его строф, красотой построения. Эти музыкальные слуховые восприятия, связанные иногда лишь частично с пониманием влитого, в них содержания.
Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Максимально полезны для развития ребёнка – дошкольника пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.
Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. За этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, пониманию, суждению о нём. Суть фольклорных текстов - действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своём роде, удивительную, движущуюся стихию жизни.
Пальчиковые игры - необходимый вид деятельности для малышей. В таких играх с другими детьми и взрослыми ребёнок использует и развивает многие свои способности, в частности:
А) Улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка.
Б) Формируются навыки вербального и/или невербального общения.
В) Ребёнок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе.
Г) Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Д) Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
Е) Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
Ж) Развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, ребенок сможет «рассказывать руками» целые истории.
З) В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Упражнения можно условно разделить на три группы.
I группа. Упражнения для кистей рук
- развивают подражательную способность;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение
пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения
на другое.
II группа. Упражнения для пальцев
условно статические
- совершенствуют полученные ранее навыки
на более высоком уровне и требуют более
точных движений.
III группа. Упражнения для пальцев
динамические
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец
остальным. 6
Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок
выполняют движения
4. Ребёнок выполняет
движения с необходимой помощью
взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет
движения и проговаривает
Рекомендации по проведению игр:
• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
• Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
• Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.
• Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
• Используйте максимально выразительную мимику.
• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
• Выбрав две - три игры, постепенно заменяйте их новыми.
• Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.7
Насколько ребёнку понравится
игра зависит во многом от
исполнения взрослого. Для самых
маленьких важно спокойно-
Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Проводя развивающие занятия с малышами, было выявлено, что весёлых и разнообразных пальчиковых игр для постоянных занятий явно недостаточно.
В данном направлении были разработаны авторские пальчиковые игры. Для детей младшего дошкольного возраста были разработаны самые простые игры с пальчиками, в основе которых лежат стихотворения собственного сочинения, к которым подобраны движения с пальцами и руками.
У многих детей, пришедших во вторую младшую группу, были проблемы с общением, они стеснялись друг друга, не рассказывали стихи. В данном случае важными приемом общения и развития речи выступили стихи, сопровождаемые движениями пальцев про них самих: «Дашенька», «Сонечка», «Кариночка», «Настенька». После знакомства детей со стихотворениями о себе и заучивания этих стихотворений, они с интересом шли в группу и просили про них рассказать, а затем и с удовольствием рассказывали эти стихотворения сами.
Пальчиковые игры выступают сильным стимулом общения детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками. В качестве важного средства, увеличивающего эффективность пальчиковых игр, в работе используются различные наглядные пособия, вызывающие у детей естественный интерес, работу мысли и речевую активность.
В качестве наглядных пособий применяются натуральные предметы: посуда, орудия труда, растения, музыкальные инструменты, а также изобразительные пособия: картинки, фотографии с изображением птиц, животных, явления природы предметов и т.д.
Занятия и игры проводятся систематически. Интерес детей обусловлен не только доступностью и увлекательностью материала, но и положительно эмоциональной атмосферой.
В целом игры с пальчиками проводятся не навязчиво, чтобы дети не уставали, каждый раз разучивая одну новую игру, повторяются игры выученные ранее.
Текст каждой игры произносится максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполняются синхронно с текстом или в паузах.
Параллельно по данному направлению ведется работа с родителями. Используются разнообразные формы работы:
В ходе такой работы предлагается закрепление пройденного и изученного материала с детьми дома. Многие дети выступают с родителями, бабушками, дедушками, родными в роли воспитателя обучая их пальчиковым играм.
Для того чтобы проводить такую планомерную работу необходимо определить звукопроизношение детей. Воспитатель прислушивается к речи детей во время игр, занятий и в повседневной жизни. Можно уловить такие особенности, как недостаточность словаря, неумение правильно построить фразу, неустойчивое произношение звуков, заикание. После этих наблюдений необходимо проверить речь каждого ребенка.
Воспитатель может использовать предметные картинки для обследования свистящих (с,с'; з,з'; ц); шипящих (ш,ж,ч,щ);сонорных (л,л'; р,р'), звонких (в,б,д,г) звуков.
На каждый звук воспитатель последовательно проводит три этапа работы.
I этап. Подготовка артикуляционного аппарата, способствующая правильному произношению.
Цель: тренировка движений артикуляционного аппарата.
II этап. Уточнение произнесения данного звука.
Цель: а) тренировка артикуляционного аппарата
б) уточнение произнесения звука (для детей, у которых он имеется).
в) вызывание данного звука.
III этап. Закрепление произношения данного звука.
Цель: а) уточнение произношения данного звука в словах
б) улучшение произношения у ребенка
в) увеличение активного словаря ребенка.
Ясная дикция и четкое произношение могут быть выработаны при правильном речевом дыхании. Для правильного произношения звуков наряду с развитием движений органов речевого аппарата немалое значение имеет и работа по развитию речевого слуха.
Пальчиковые игры помогают развивать речевой слух и четко произносить слова.
Выполняя движения, ребенку необходимо запомнить небольшой текст. А чтоб тексты были понятны детям, я сочиняла их сама и придумывала к ним движения. Дети внимательно слушали и с удовольствием выполняли за воспитателем, четко проговаривая каждое слово.
Не все дети присоединялись к игре, поэтому стали рассказывать стихи про них самих: «Сонюшка», «Варенька», «Юленька» и др. дети с удовольствием включались в игру. Пальчиковые игры помогали развивать речь детей. Многие дети стали чище произносить звуки в словах, фразах.
В середине года дети играли с пальчиками самостоятельно. Они знали текст и сопровождали его движением рук.
Детям называлась пальчиковая игра, и дети могли сразу начать ее. При необходимости приходилось помогать тем детям, которые по возрасту меньше остальных.
В конце года дети знали уже очень много пальчиковых игр, как авторских, так и других.
В конце года были поставлены задачи:
У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных.
Многие звуки произносятся более правильно и четко, исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками т и д, исчезает замена шипящих звуков ш,ж,ч,щ свистящими с,з,ц.
Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще и несформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки л и р.
Воспитатель продолжает работу по улучшению звукопроизношения у детей, начатую в младших группах.
Для обследования звуков можно использовать предметные картинки. Свистящих (с,с', з,з',ц), шипящих (ш,ж,ч,щ),, сонорных (л,л',р,р'), звонких (в,б,д,г).
Диагностика во 2 младшей группе в конце года показала, что дети научились произносить звуки чище, внятнее. Речь детей стала уверенной, выразительной.
Поэтому в средней группе в начале года, проведя диагностику по разделу «Звуковая культура речи», были видны результаты своей работы.
Еженедельные пальчиковые игры обогащают словарный запас детей, развивают познавательные процессы. А это познавательно – речевой компонент ДОУ № 43.
В средней группе дети уже знают большое количество пальчиковых игр. Они легко могут по карточке - символу начать игру самостоятельно.
В середине года игры усложнились. Дети играли двумя руками, текст стихов был сложнее, чем в младших группах. Дети справлялись с играми и начинали играть самостоятельно. Они использовали игрушки, предметы – заменители. Например: «Черепашка», «Змея» (шарик, нитка) и т.д.
В конце года, проведя диагностику, были видны результаты по разделу «Звуковая культура речи».
Дети четко произносят слова. У большинства детей исчезло смягченное произношение согласных. Использование пальчиковых игр положительно сказалось на развитие звуковой культуры речи. Они делают произношение звуков чище и внятнее.
В старших группах была продолжена работа по разделу «Звуковая культура речи» посредством пальчиковых игр.
В этом возрасте дети смогут сами придумывать движения к играм. Пальчиковые игры будут интересны и старшим дошкольникам.
Пальчиковые игры являются важным средством развития звуковой культуры детей младшего дошкольного возраста, так как их основная задача - развитие слухового внимания, артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков и создание благоприятных условий для нормального развития звуковой стороны речи.
Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком.
Способность владеть языком и речью необычайно значима в жизни каждого человека. Она необходима для нормального вхождения ребенка в общество, его воспитания, обучения, становления личности, т.е. социокультурной адаптации. Своевременное выявление и грамотная интерпретация речевых возможностей (достижений) ребенка позволяют эффективно решать целый комплекс образовательных, развивающих и коррекционных задач, так как состояние речи - это важный диагностический признак развития ребенка.