Развитие изобразительного творчества детей 3-4 лет посредством нетрадиционных техник рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 22:17, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что проблема развития творческих способностей, творческого мышления, способность к творческому самовыражению дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.
Способность к необычному комбинированию элементов действительности, создание не имеющих в реальности аналогов, определяют главные черты творческого процесса: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций. В решении задач, связанных с развитием творчества ребенка-дошкольника, особая роль принадлежит изобразительной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ 7
1.1 Психолого-педагогические основы развития изобразительного творчества у дошкольников 7
1.2 Нетрадиционные техники рисования как средство развития детского изобразительного творчества 13
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 30
2.1 Изучение уровня развития изобразительного творчества у детей 3-4 лет 30
2.2 Содержание и методика работы по развитию изобразительного творчества у детей 3-4 лет посредством нетрадиционных техник рисования 49
2.3 Контрольный срез 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
ЛИТЕРАТУРА 95

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 21.92 Кб (Скачать файл)

«РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ»

Дипломная работа

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ 7

1.1 Психолого-педагогические  основы развития изобразительного  творчества у дошкольников 7

1.2 Нетрадиционные техники  рисования как средство развития  детского изобразительного творчества 13

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 30

2.1 Изучение уровня развития  изобразительного творчества у  детей 3-4 лет 30

2.2 Содержание и методика  работы по развитию изобразительного  творчества у детей 3-4 лет посредством  нетрадиционных техник рисования 49

2.3 Контрольный срез 79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93

ЛИТЕРАТУРА 95

ПРИЛОЖЕНИЯ 100

 

 

Введение

 

Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что проблема развития творческих способностей, творческого мышления, способность к творческому самовыражению дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.

Способность к необычному комбинированию элементов действительности, создание не имеющих в реальности аналогов, определяют главные черты творческого процесса: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций. В решении задач, связанных с развитием творчества ребенка-дошкольника, особая роль принадлежит изобразительной деятельности.

Использование нетрадиционных техник на занятиях изобразительной деятельностью как раз способствует решению творческих задач. Полезны эти занятия и для духовного развития детей. Работа с необычными материалами позволяет им ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности, креативность, что в конечном результате помогает общему психическому и личностному развитию.

Но, к большому сожалению, обучение изобразительному искусству в ДОУ зачастую по-прежнему носит репродуктивный характер: ребенок больше узнает, чем творит.

Практический аспект реализации развития изобразительных способностей детей дошкольного возраста также остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должны измениться технологии работы педагогов.

В практике дошкольных учреждений воспитатели часто не знают, как развивать творчество ребенка в изобразительной деятельности. Опираясь исключительно на собственную интуицию, свой опыт, они порой совершают ошибки. Используемые педагогами приемы обучения и развития творческих начинаний детей, в своей основе, однообразны. Не так успешно, как хотелось бы, применяемся создание игровой ситуации на многих занятиях. В организации работы с использованием нетрадиционных методов изображения преподаватели изобразительного искусства и воспитатели редко используют коллективную форму проведения занятия. А это приводит к обеднению содержания и снижению художественной ценности детских работ. В то же время использование рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм организации работы с использованием разнообразных нетрадиционных техник изображения способствует повышению художественного уровня выполняемых детьми работ, развитию их творческих способностей, развитию воображения, стимулирует интерес к выполняемой работе.

Также слабо используются возможности интегрированных занятий для развития творчества детей, что отрицательно сказывается на формировании личностно значимых мотивов деятельности и снижает интерес к ней. Поэтому, хотелось бы организовать процесс развития самых многофункциональных изобразительных умений таким образом, чтобы максимально реализовать творческие задатки дошкольников.

Исходя из вышеизложенных противоречий и анализа научной литературы и практики, были сформулированы цель, объект, предмет исследования, выдвинута гипотеза и обозначены задачи работы.

Цель бакалаврской работы – выявить влияние нетрадиционных техник рисования на развитие изобразительного творчества детей 3-4 лет.

Объект исследования – изобразительное творчество детей 3-4 лет.

Предметом исследования является развитие изобразительного творчества детей 3-4 лет посредством нетрадиционных техник рисования.

Гипотеза: мы предполагаем, что развитие изобразительного творчества детей 3-4 лет протекать успешнее, если привнести в занятие изобразительной деятельностью опыт использования нетрадиционных техник рисования

Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы  развития изобразительного творчества  детей 3-4 лет в психолого-педагогической  и специальной литературе.

2. Определить показатели  и выявить уровень развития  изобразительного творчества детей 3-4 лет в изобразительной деятельности;

3. Разработать содержание  и методы работы по развитию  изобразительного творчества у  детей 3-4 лет посредством нетрадиционных  техник;

4. Провести психолого-педагогический  эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), направленный  на более эффективное развитие  изобразительного творчества у  младших дошкольников.

Методы исследования:

- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования

- педагогическое наблюдение, беседа;

- психолого-педагогический эксперимент: формирующий, констатирующий и контрольный этапы;

- количественный и качественный анализ полученных данных.

В методологическую основу нашего исследования легли

- деятельный подход (Выготский Л.С., Давыдов В.В., Запорожец А.В.);

- педагогические положения о закономерностях художественного творчества и путях его развития (Ветлугина Н.А., Выготский Л.С., Дьяченко О.М., Казакова Т.Г., Комарова Т.С., Саккулина Н.П., Флерина Е.Ф., Юсов Б.П.);

- положения о возможности применения нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности дошкольников (Казакова Т.Г., Лыкова И.А., Мардер Л.Д., Саккулина Н.П).

Научная новизна:

- выявлена возможность развития изобразительного творчества детей 3-4 лет посредством нетрадиционных техник;

- определены требования и условия к подбору занятий, включающих использование нетрадиционных техник.

Практическая значимость бакалаврской работы состоит в том, что в ней представлены:

- комплекс занятий по изобразительной деятельности для детей 3-4 лет, направленный развитие их изобразительного творчества посредством нетрадиционных техник рисования;

- рекомендации в помощь педагогам, воспитателям и родителям, заботящимся о развитии детского изобразительного творчества.

База исследования: дошкольное образовательное учреждение, д/с №99 «Капелька», АНО «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА «ЛАДА»», г.о. Тольятти.

Структура исследования. Выпускная квалификационная бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, из списка литературы, состоящего из 63 источника, и 19 приложений.

 

 

Заключение

 

 

Проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать соответствующие выводы относительно теоретических и методологических подходов к данной проблеме.

Теоретические основы психолого-педагогической и научно-методической литературы показали, что в младшем дошкольном возрасте изобразительное творчество только зарождается. А возможность применения нетрадиционных приемов рисования в работе с детьми 3-4 лет создает потенциал для развития их воображения, творческого мышления и творческой активности в изобразительной деятельности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов универсальность их использования. Технология их выполнения интересна, доступна и привлекательна для детей, так как они открывают большие возможности выражения детских фантазий, желаний и самовыражению в целом. Взрослый и его ведущая роль в организации изобразительной деятельности, содержащей огромное количество творческих задач, играет здесь особо важное, значение. В процессе эксперимента нам удалось доказать существенное влияние нетрадиционных техник рисования на развитие изобразительного творчества детей 3-4 лет.

Результаты констатирующего эксперимента выявили в основном средний и низкий уровень развития изобразительного творчества дошкольников показывали необходимость проведения опытно-экспериментальной работы по развитию изобразительного творчества детей 3-4 лет.

В связи с этим, мы определили содержание формирующей работы по данной проблеме, которую проводили с детьми 3-4 лет экспериментальной группы в целях более эффективного развития изобразительного творчества у детей 3-4 лет посредством нетрадиционных техник. Формирующая работа содержала комплекс занятий с использованием нетрадиционных методик рисования, что способствовало развитию у дошкольников воображения, самостоятельности, воспитанию чувства прекрасного, настойчивости и трудолюбия, умения доводить работу до конца.

Итоговый контрольный срез был завершающим этапом нашего эксперимента, подтвердившим гипотезу исследования. Из полученных количественных результатов констатирующего эксперимента и контрольного среза наглядно видно, что высокий уровень значительно увеличился: на 26,7% (4 ребенка). Анализ проведенной нами работы также показал, что систематическая и целенаправленная работа воспитателя с младшими дошкольниками не только обогащает их технический опыт в использовании нетрадиционных техник рисования, но и способствует развитию всех психических функций детей. Мы также определили условия, обеспечивающие наиболее действенное использование нетрадиционных техник рисования как средства развития изобразительного творчества у младших дошкольников:

- комплексный подход к использованию нетрадиционных техник рисования как одно из стимулов развития изобразительного творчества у младших дошкольников;

- использование разных форм организации и методов руководства занятий нетрадиционных техник рисования (индивидуальная, коллективная, самостоятельна, кружковая работа);

- учет возрастных и индивидуальных возможностей дошкольников в изобразительной деятельности;

- привлечение родителей и преподавателей к работе по развитию изобразительного творчества детей посредством нетрадиционных техник рисования.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы по развитию изобразительного творчества показывают, что проведенная работа оказалась действенным средством развития изобразительного творчества средствами нетрадиционных техник детей младшего дошкольного возраста и является доказательством достоверности выдвинутой нами гипотезы в начале исследования.

 

 

Литература

 

1. Александрова, Н.С. Детское  эстетическое отношение к дымковской  народной игрушке. Учебное пособие / Н.С. Александрова - Киров: Изд. ВПГУ. 1997. -67 с.

2. Алехин, А. Д. Когда начинается художник / А.Д. Алехин - М.: Флинта, 1993. – 255 с.

3. Амонашвили, Ш.А. Размышления  о гуманной педагогике /Ш.А. Амонашвили - М.: Педагогика, 1996. – 244 с.

4. Афонькин С.Ю. Оригами  и аппликация / С.Ю.Афонькин, Л.В.Лежнева  – М.: Педагогика, 2006. – 333 с.

5. Безруких, М.М. Сенсомоторное  развитие дошкольников на занятиях  по изобразительному искусству / М.М.Безруких – М.: Наука, 2003. – 214 с.

6. Бехтерев, В.М. Объективная  психология/В.М. Бехтерев – СПб.: Речь, 1994. – 333 с.

7. Выготский, Л. С. Воображение  и творчество в детском возрасте, 3-е издание / Л. С. Выготский –  М.: Педагогика, 1998. – 355 с.

8. Выготский, Л.С. Избранные  психологические исследования / Л.С. Выготский - М.: Педагогика,1999. - 239 с.

9. Валлон, А. Психическое развитие  ребенка / А.Валлон - М.: Наука, 2005. - 458 с.

10. Годинай, Г.Н. Воспитание  и обучение детей младшего  дошкольного возраста / Г.Н.Годинай, Э.Г. Пилюгина - М.: Наука, 2000. - 356 с.

11. Григорьева, Г.Г. Изобразительная  деятельность дошкольников: Учебник  для студ. сред. пед. учеб. заведений - 3-е изд., испр. / Г.Г. Григорьева - М.: Академия, 1999. - 272 с.

12. Галанов, А.С. Занятия с  дошкольниками по изобразительному  искусству / А.С.Галанов [и др.]- М.: Наука, 2005 – 354 с.

13. Григорьева, Г.Г. Развитие  дошкольника в изобразительной  деятельности: учеб. пособие для педвузов / Г.Г. Григорьева – М.: Педагогика, 2006. – 241 с.

14. Грибовская, А.А. Юмор в  изобразительной деятельности дошкольников: конспекты занятий / А.А. Грибовская  – М.: Педагогика, 2007. – 266 с.

15. Дошкольникам о художниках  детской книги / Сост. Доронова Т.Н. - М.: Просвещение, 1991.-128 с.

16. Дронова, О.О. Декоративное  рисование как средство развития выразительности рисунка детей дошкольного возраста. Автореф. дис. канд. пед. Наук / О.О.Дронова - М., 1987. - 16 с.

17. Доронова, Т.Н. Природа, искусство  и изобразительная деятельность  детей / Т.Н.Доронова - М.: ВЛАДОС, 2004. – 289 с.

18. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные  техники рисования в детском  саду. Часть I/Г.Н. Давыдова – М. Скрипторий 2003, 2007 – 78 c.

19. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные  техники рисования в детском  саду. Часть II/Г.Н. Давыдова – М. Скрипторий 2003, 2007 – 72 c.

20. Зорин, С.С. Формирование  визуальной культуры / С.С.Зорин, Л.К. Веретенникова – М.: Академия, 2002. – 366 с.

21. Ильенков, Э.В. Об эстетической  природе фантазии / Э.В. Ильенков //Вопросы  эстетики. – М.: Просвещение, 1964. – 322 с.

22. Изобразительная деятельность  детей 3-4 лет: Методические рекомендации  для воспитателей экспериментальных  детских садов по программе  «Радуга» / Под ред. Т.Н. Дороновой, С.Г. Якобсон. - М., 1990. – 102 с.

23. Истоки гармонии: Методические  рекомендации для работников  дошкольных учреждений / Отв. ред. Т.Ю. Кулагина. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. - Вып. 1. – 99 с.

Информация о работе Развитие изобразительного творчества детей 3-4 лет посредством нетрадиционных техник рисования