Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 13:27, контрольная работа
Дошкольный возраст — важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.
Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается определённый «багаж», необходимые не только для перехода к следующему этапу развития, но и для всей будущей жизни. Венцом эволюционного и исторического развития процессов человека является его способность мыслить.
1 Понятие мышления, его виды и формы………………………………………3
2 Этапы развития детского мышления………………………………………….4
3 Особенности логического мышления старших дошкольников…………….6
4 Математические игры - как средство развития логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………7
5 Вывод…………………………………………………………………………….9
6 Литература………………………………………
План
1 Понятие мышления, его виды и формы………………………………………3
2 Этапы развития детского мышления………………………………………….4
3 Особенности логического мышления старших дошкольников…………….6
4 Математические игры - как средство развития логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………7
5 Вывод…………………………………………………………………
6
Литература……………………………………………………
1 Понятие мышления, его виды и формы
Дошкольный возраст — важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.
Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается определённый «багаж», необходимые не только для перехода к следующему этапу развития, но и для всей будущей жизни. Венцом эволюционного и исторического развития процессов человека является его способность мыслить.
Человек много знает
об окружающем его мире. Он знает химический
состав далеких звезд, он знает законы
высшей нервной деятельности, он знает
о существовании рентгеновских лучей,
ультразвуков, хотя не имеет возможности
воспринимать все это. Человек отражает
в сознании не только предметы и явления,
но и закономерные связи между ними. Например,
люди знают закономерности между сторонами
прямоугольного треугольника и другое.
Все эти знания получены человеком не
только с помощью анализаторов. Возможности
познания окружающего мира с помощью анализаторов
очень ограничены. Человек очень мало
знал бы об окружающем мире, если бы его
познание ограничивалось только теми
познаниями, которые дают зрение, слух,
осязание и другие анализаторы. Возможность
глубокого и широкого познания мира открывает
человеческое мышление. Что же такое мышление?
В чем его сущность?
Определение мышления в разных источниках трактуется по-разному. Несколько примеров определений мышления.
Мышление — «процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности»
Мышление – высшая форма отражения мозгом
окружающего мира, наиболее сложный познавательный
психический процесс, свойственный только
человеку
Мышление
– форма психического отражения, свойственная
только человеку, устанавливающая с помощью
понятий связи и отношения между
познавательными феноменами.
Человек может мыслить
с разной степенью
Предметно–действенное
мышление – это вид мышления, связанный
с практическими действиями над предметами.
Наглядно-образное
мышление – это вид мышления, который
непосредственно опирается на восприятие
или представления.
Словесно-логическое
(абстрактное мышление) - по преимуществу
характеризующее старших школьников и
взрослых, - это мышление понятиями, лишенными,
непосредственной наглядности, присущей
восприятию и представлениям.
Кроме видов мышления, есть формы мышления.
Различают три основные формы мышления: понятие ,суждение,
умозаключение.
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и конкретизации, классификации.
Таким образом, мышление сложный психический процесс имеющий виды, формы, операции.
2 Этапы развития детского мышления
Одной из наиболее известных теорий формирования и развития мышления человека является теория, разработанная Ж. Пиаже [18]. Знаменитый швейцарский психолог первым исследовал содержание представлений о мире и о физической причинности.
Ж. Пиаже считал центральной характеристикой детского мышления его эгоцентризм. Дошкольник не в состоянии четко отделить свое существование и свои возможности от внешнего мира. Он обнаружил, что многие дети дошкольного возраста не владеют способностью выполнения операций в уме [18, с. 256].
Пиаже пришел к выводу о том, что в своем развитии мышление детей проходит через следующие четыре стадии.
1. Стадия сенсомоторного
2. Стадия дооперационного
3. Стадия конкретных операций. На
этой стадии находятся дети
в возрасте от 7-8 лет до 11-12 лет.
Они могут выполнять операции
с конкретными предметами, причем
действия, входящие в состав таких
операций, становятся обратимыми. Однако
дети этого возраста еще не
в состоянии выполнять
4. Стадия формальных операций. Она
включают детей в возрасте
от 11-12 лет до 14-15 лет. Эти дети
в состоянии выполнять
Л. С. Выготский изучая процесс развития понятий у детей выделил следующие четыре стадии формирования понятий у детей.
1. Стадия синкретического мышления. Дети, находящиеся на этой стадии, не справляются с решением задачи по формированию понятий, и вместо поиска существенных признаков понятия подбирают предметы на случайной основе.
2. Стадия комплексного мышления. Предметы на данной стадии объединяются детьми в группы на основе общих для них, объективных признаков. Однако эти признаки являются случайными, несущественными для сравниваемых предметов.
3. Стадия псевдопонятий. На этой стадии дети действуют, казалось бы, правильно, подбирая предметы по их существенным признакам. Создается впечатление, что они понимают, что означает соответствующее понятие. Однако в этих определениях не выделяются существенные признаки соответствующих предметов.
4. Стадия настоящих понятий. На данной стадии дети не только правильно действуют, но и дают верные словесные определения понятиям, выделяя в них наиболее общие и существенные признаки соответствующих предметов.
П. Я. Гальперин предложил теорию развития мышления, которую он назвал теорией планомерного (поэтапного) развития умственных действий. Эта теория представляет и научно обосновывает процесс постепенного превращения внешних, практических действий с материальными предметами во внутренние, умственные действия с понятиями. Этот процесс закономерно проходит через следующие этапы.
1. Этап формирования
2. Этап выполнения действия во
внешней, развернутой форме, с реальными
материальными предметами. На этом
этапе соответствующее
3. Этап выполнения действий в
плане громкой речи. Здесь отработанное
на предыдущем этапе действие
проговаривается вслух с
4. Этап выполнения действия в
плане речи «про себя». На данном
этапе действие
5. Этап выполнения действия в
плане внутренней речи. Это завершающий
этап формирования умственного
действия, на котором оно становится
полностью внутренним, оказывается
связанным с внутренней речью,
выполняется быстро и
Н.Н. Поддъяков доказал, что в возрасте 5-6 лет происходит интенсивное развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов. То есть наглядно – действенное мышление, является как бы подготовительным. Оно способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, создаёт основы для формирования представлений и понятий, тем самым, способствует формирования наглядно-образного мышления, которые характеризуются тем, что разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком при помощи представлений, без применения практических действий Психологи отмечают, что наглядно-образное мышление является основой для образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий.
3 Особенности логическое мышление старших дошкольников
Словесно-логическое мышление осуществляется при помощи логических операций с понятиями, без опоры на реальный предмет или конкретный образ. Например, вычисления в уме или мысленное «проигрывание» развития ситуации. Этот вид мышления характерен для взрослых людей, так как он быстрее и удобнее, не требует внешнего антуража. Правда, иногда и взрослому человеку, чтобы понять конструкцию чего-то, требуется увидеть изображение или проделать какое-то действие.
Словесно-логическое мышление самое сложное, оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. В дошкольном возрасте можно говорить лишь о предпосылках развития этого вида мышления.
Уже к трем годам ребенок начинает понимать, что предмет можно обозначать при помощи другого предмета, рисунка, слова. Выполняя разные действия, ребенок часто сопровождает их словами, и может показаться, что он мыслит вслух. Но фактически на этом этапе ребенок пользуется в своих мыслительных действиях не словами, а образами. Речь играет вспомогательную роль. Так, дошкольники четырех-пяти лет, когда им давали специально испорченные игрушки, во многих случаях правильно определяли причину поломки и устраняли ее. Но рассказать, почему они так делали, не смогли, указывая на какие-то второстепенные признаки игрушки (В. С. Мухина,).
Слово начинает использоваться как самостоятельное средство мышления по мере усвоения ребенком выработанных человечеством понятий — знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленных в словах. Взрослые часто ошибаются, считая, что слова имеют для них и дошкольников один и тот же смысл. Для ребенка используемые слова — это слова-представления. Скажем, слово «цветок» может в сознании ребенка быть крепко связанным с образом конкретного цветка (например, розы), и предъявленный кактус в качестве цветка не рассматривается. На протяжении дошкольного возраста ребенок постепенно переходит от единичных понятий к общим.
К шести годам понятия детей становятся глубже, полнее. Чтобы слова превратились в понятия, требуется специально организованное обучение ребенка со стороны взрослого. Систематическое овладение понятиями начинается в процессе школьного обучения. Однако и специально организованные занятия со старшими дошкольниками позволяют им освоить некоторые понятия.
Например, при формировании понятий о количественных характеристиках и отношениях вещей детей учат пользоваться таким средством, как мера. Скажем, с помощью цветной веревочки определенной длины, используемой в качестве меры, ребенок вместе с взрослым измеряет предметы разного размера, сопоставляя их между собой. При помощи меры величина определяется объективно, независимо от внешнего вида. Ребенок может убедиться, что высокий шкаф и низкий стол могут быть одинаковой длины. Позднее уже без внешней опоры меры (цветной веревочки) ребенок в уме может делать правильные выводы о величине объектов.
Важно управлять этим иначе это вызовет трудности при школьном обучении. В дошкольном возрасте ребенок овладевает некоторыми абстрактными понятиями: о временных отношениях, причине и следствии, пространстве и т. д. При этом понятия о конкретных предметах образуются, конечно же, легче и быстрее.
Хотя логическое мышление дает возможность решать более широкий круг задач, осваивать научные знания, не стоит торопиться сформировать у дошкольника этот вид мышления как можно раньше. Сначала важно создать прочный фундамент в виде развитых образных форм. Именно образное мышление позволяет ребенку находить решения, исходя из конкретной ситуации.
Предельная обобщенность, схематичность логического мышления часто оборачивается слабостью, порождая явление, которое носит название «формализм мышления». Сознание ребенка оперирует сухими схемами, и потому оказывается неспособным к адекватному решению задач развития. Развитию логического мышления способствуют игры, конструирование, аппликации, рисование, слушание сказок, драматизация и другие детские продуктивные виды деятельности.
Информация о работе Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста