Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 17:17, курсовая работа
Краткое описание
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет и он достигнет стадии формально - логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.
Содержание
Введение Глава 1. Этапы развития мышления в дошкольном возрасте 1.1 Особенности мышления в раннем детстве 1.2 Словесно-логическое мышление и его связь с предыдущими этапами 1.3 Формирование и развитие логической сферы дошкольников Глава 2. Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр 2.1 Обучение математике в старшей группе детского сада 2.2 Педагогические возможности игры в развитии логического 2.2 Логико-математические игры как средство активизации обучения математике Заключение Список использованной литературы
2.2 Педагогические возможности
игры в развитии логического
Теоретические
и экспериментальные работы А.С. Выготского,
Ф.Н. Леонтьева, С.Л. Рубенштейна свидетельствуют
о том, что ни одно из специфических качеств
- логического мышления, творческое воображение,
осмысленная память - не может развиваться
у ребёнка независимо от воспитания, в
результате спонтанного созревания врожденных
задатков. Они формируются на протяжении
детства, в процессе воспитания, которое
играет, как писал Л.С. Выготский “ведущую
роль в психическом развитии ребенка”.
Необходимо
развивать мышление ребенка, нужно научить
его сравнивать, обобщать, анализировать,
развивать речь, научить ребенка писать.
Так как механическое запоминание разнообразной
информации, копирование взрослых рассуждений
ничего не дает для развития мышления
детей.
В.А. Сухомлинский
писал: “…Не обрушивайте на ребёнка лавину
знаний…- под лавиной знаний могут быть
погребены пытливость и любознательность.
Умейте открыть перед ребёнком в окружающем
мире что-то одно, но открыть так, чтобы
кусочек жизни заиграл перед детьми всеми
цветами радуги. Открывайте всегда что-то
недосказанное, чтобы ребёнку хотелось
ещё и ещё раз возвратиться к тому, что
он узнал”.
Поэтому
обучение и развитие ребёнка должны быть
непринужденными, осуществляться через
свойственные конкретному возрасту виды
деятельности и педагогические средства.
Таким развивающим средством для старших
дошкольников выступает игра.
Несмотря
на то, что игра постепенно перестаёт выступать
в качестве ведущего вида деятельности
в старшем дошкольном возрасте, но она
не теряет развивающих функций.
Я.А. Коменский
рассматривает игру как необходимую для
ребёнка форму деятельности.
А.С.Макаренко
обращал внимание родителей на то, что
“воспитание будущего деятеля должно
заключаться не в устранении игры, а в
такой организации её, когда игра остаётся
игрой, но в игре воспитываются качества
будущего ребёнка, гражданина” [2, 17].
В основном
виде игры сюжетно-ролевой, творческой
отражаются впечатления детей об окружающем
их знания, понимании происходящих событий
и явлений. В огромном количестве игр с
правилами запечатлены разнообразные
знания, умственные операции,
Действия,
которые дети должны освоить. Освоение
это идёт по мере общего умственного развития,
вместе с тем в игре это развитие и осуществляется.
Умственное
развитие детей происходит как в процессе
творческих игр (развиваются умения обобщать
функции мышления), так и дидактической
игре. Само название дидактические говорят
о том, что эти игры имеют свою цель умственного
развития детей и, следовательно, могут
рассматриваться как прямое средство
умственного воспитания.
Соединение
в дидактической игре обучающей задачи
с игровой формой, наличие готового содержания
и правил даёт возможность педагогу более
планомерно использовать дидактические
игры для умственного воспитания детей.
Очень важно,
что игра - это не только способ и средство
обучения, это ещё и радость, и удовольствие
для ребёнка. Все дети любят играть, и от
взрослого зависит, на сколько эти игры
будут содержательными и полезными. Играя,
ребёнок может не только закрепить ранее
полученные знания, но и приобретать новые
навыки, умения, развивать умственные
способности. В этих целях используются
специальные на умственное развитие ребёнка
игры, насыщенные логическим содержанием.
А.С.Макаренко прекрасно понимал, что одна
игра, даже лучшая, не может обеспечить
успеха в достижении воспитательных целей.
Поэтому он стремился создать комплекс
игр, считая эту задачу важнейшей в деле
воспитания.
В современной
педагогике дидактическая игра рассматривается,
как эффективное средство развития ребёнка,
развитие таких интеллектуальных психических
процессов как внимание, память, мышление,
воображение.
С помощью
дидактической игры детей приучают самостоятельно
мыслить, использовать полученные знания
в различных условиях в соответствии с
поставленной задачей. Многие игры ставят
перед детьми задачу рационального использования
имеющихся знаний в мыслительных операциях:
находить характерные
признаки в предметах и явлениях окружающего
мира;
сравнивать,
группировать, классифицировать предметы
по определенным признакам, делать правильные
выводы.
Активность
детского мышления является главной предпосылкой
сознательного отношения к приобретению
твердых, глубоких знаний, установления
различных отношений в коллективе [9, с.
36].
Дидактические
игры развивают сенсорные способности
детей. Процессы ощущения и восприятия
лежат в основе познания ребёнком окружающей
среды. Также развивает речь детей: наполняется
и активизируется словарь, формируется
правильное звукопроизношение, развивается
связная речь, умение правильно выражать
свои мысли.
Некоторые
игры требуют от детей активного использования
видовых, родовых понятий, упражняют в
нахождении синонимов, слов, сходных по
значению и т.д. В процессе игры, развитие
мышления и речи решается в непрерывной
связи; при общении детей в игре речь активизируется,
развивается способность аргументировать
свои утверждения, доводы.
Итак, выяснили,
что развивающие способности игры велики.
Посредством игры можно развивать и совершенствовать
все стороны личности ребёнка. Нас интересуют
игры, развивающие интеллектуальную сторону
игры, которые способствуют развитию мышления
младших школьников.
Математическими
играми считаются игры, в которых смоделированы
математические построения, отношения,
закономерности. Для нахождения ответа
(решения), как правило, необходим предварительный
анализ условий, правил, содержание игры
или задачи. По ходу решения требуется
применение математических методов и
умозаключений [5, с. 31].
Разновидностью
математических игр и задач являются логические
игры, задачи, упражнения. Они направлены
на тренировку мышления при выполнении
логических операций и действий. С целью
развития мышления детей используют различные
виды несложных задач и упражнений. Это
задачи на нахождение пропущенной фигуры,
продолжение ряда фигур, на поиск чисел,
недостающих в ряду фигур (нахождение
закономерностей, лежащих в основе выбора
этой фигуры и т. д.)
Следовательно,
логико-математические игры это игры,
в которых смоделированы математические
отношения, закономерности, предполагающие
выполнение логических операций и действий.
Л.А.Столяров
выделяет следующую структуру обучающей
игры, которая включает основные элементы,
характерные для подлинной дидактической
игры: дидактическую задачу, игровые действия,
правила, результат.
Дидактические
задачи:
всегда разрабатываются
взрослыми;
они направлены
на формирование принципиально новых
знаний и развитие логических структур
мышления;
усложняются
на каждом новом этапе;
тесно связаны
с игровыми действиями и правилами;
представляются
через игровую задачу и осознаются детьми.
Правила
строго зафиксированы, определяют способ,
порядок, последовательность действий
по правилу.
Игровые
действия позволяют реализовать дидактическую
задачу через игровую.
Результаты
игры завершение игрового действия или
выигрыш.
В логико-математических
играх и упражнениях используются специальный
структурированный материал, позволяющий
наглядно представить абстрактные понятия
и отношения между ними.
Специально
структурированный материал:
геометрические
формы (обручи, геометрические блоки);
схемы;
схемы-правила
(цепочки фигур);
схемы функции
(вычислительные машины);
схемы операции
(шахматная доска).
Итак, педагогические
возможности дидактической игры очень
велики. Игра развивает все стороны личности
ребёнка, активизирует скрытые интеллектуальные
возможности детей.
2.2 Логико-математические
игры как средство активизации
обучения математике
Интерес
к математике у старших дошкольников поддерживается
занимательностью самих задач, вопросов,
заданий. Говоря о занимательности, мы
имеем в виду не развлечение детей пустыми
забавами, а занимательность содержания
математических заданий. Педагогически
оправданная занимательность имеет целью
привлечь внимание детей, усилить его,
активизировать их мыслительную деятельность.
Занимательность в этом смысле всегда
несет элементы остроумия, игрового настроя,
праздничности. Занимательность служит
основой для проникновения в сознание
ребят чувства прекрасного в самой математике.
Занимательность характеризуется наличием
легкого и умного юмора в содержании математических
заданий, в их оформлении, в неожиданной
развязке при выполнении этих заданий.
Юмор должен быть доступен пониманию детей.
Поэтому воспитатели добиваются от самих
детей доходчивого разъяснения сущности
легких задач-шуток, веселых положений,
в которых иногда оказываются ученики
во время игр, т.е. добиваются понимания
сущности самого юмора и его безобидности.
Чувство юмора обычно проявляется тогда,
когда находят отдельные веселые черточки
в различных ситуациях. Чувство юмора,
если им обладает человек, смягчает восприятие
отдельных неудач в сложившейся обстановке.
Легкий юмор должен быть добрым, создавать
бодрое, приподнятое настроение.
Атмосфера
легкого юмора создается путем включения
в занятия задач-рассказов, заданий героев
веселых детских сказок, включения задач-шуток,
путем создания игровых ситуаций и веселых
соревнований.
а) Дидактическая
игра как средство обучения математики.
На уроках
математики большое место занимают игры.
Это главным образом дидактические игры,
т.е. игры, содержание которых способствует
либо развитию отдельных мыслительных
операций, либо освоению вычислительных
приемов, навыков в беглости счета. Целенаправленное
включение игры повышает интерес детей
к занятиям, усиливает эффект самого обучения.
Создание игровой ситуации приводит к
тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно
для себя и без особого труда и напряжения
приобретают определенные знания, умения
и навыки. В старшем дошкольном возрасте
у детей сильна потребность в игре, поэтому
воспитатели детского сада включают ее
в уроки математики. Игра делает уроки
эмоционально насыщенными, вносит бодрый
настрой в детский коллектив, помогает
эстетически воспринимать ситуацию, связанную
с математикой.
Дидактическая
игра является ценным средством воспитания
умственной активности детей, она активизирует
психические процессы, вызывает у учащихся
живой интерес к процессу познания. В ней
дети охотно преодолевают значительные
трудности, тренируют свои силы, развивают
способности и умения. Она помогает сделать
любой учебный материал увлекательным,
вызывает у детей глубокое удовлетворение,
создает радостное рабочее настроение,
облегчает процесс усвоения знаний.
В дидактических
играх ребенок наблюдает, сравнивает,
сопоставляет, классифицирует предметы
по тем или иным признакам, производит
доступные ему анализ и синтез, делает
обобщения [8, с. 75].
Дидактические
игры предоставляют возможность развивать
у детей произвольность таких психических
процессов, как внимание и память. Игровые
задания развивают у детей смекалку, находчивость,
сообразительность. Многие из них требуют
умения построить высказывание, суждение,
умозаключение; требуют не только умственных,
но и волевых усилий – организованности,
выдержки, умения соблюдать правила игры,
подчинять свои интересы интересам коллектива.
Однако
не всякая игра имеет существенное образовательное
и воспитательное значение, а лишь та,
которая приобретает характер познавательной
деятельности. Дидактическая игра обучающего
характера сближает новую, познавательную
деятельность ребенка с уже привычной
для него, облегчая переход от игры к серьезной
умственной работе.
Дидактические
игры особенно необходимы в обучении и
воспитании детей шестилетнего возраста.
В них удается сконцентрировать внимание
даже самых инертных детей. Вначале дети
проявляют интерес только к игре, а затем
и к тому учебному материалу, без которого
игра невозможна. Чтобы сохранить саму
природу игры и в то же время успешно осуществлять
обучение ребят математике, необходимы
игры особого рода. Они должны быть организованы
так, чтобы в них: во-первых, в качестве
способа выполнения игровых действий
возникала объективная необходимость
в практическом применении счета; во-вторых,
содержание игры и практические действия
были бы интересными и предоставляли возможность
для проявления самостоятельности и инициативы
детей.
б) Логические
упражнения на занятиях математики.
Логические
упражнения представляют собой одно из
средств, с помощью которого происходит
формирование у детей правильного мышления.
Когда говорят о логическом мышлении,
то имеют в виду мышление, по содержанию
находящееся в полном соответствии с объективной
реальностью.
Логические
упражнения позволяют на доступном детям
математическом материале, в опоре на
жизненный опыт строить правильные суждения
без предварительного теоретического
освоения самих законов и правил логики.