Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 13:47, курсовая работа
Исходя из цели, выдвигаются следующие задачи исследования:
1.Изучить учебно-методическую литературу по теме исследования.
2.Изложить теоретические основы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
3.Определить основное содержание воспитательно-образовательной работы по развитию морфологической стороны речи в дошкольном возрасте.
4.Выявить морфологические ошибки в речи детей старшего дошкольного возраста.
5.Разработать методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений по развитию морфологической речи детей старшей дошкольной группы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста 5
1.1 Исторический обзор по исследованию грамматического строя речи 5
1.2 Типичные ошибки в освоении детьми грамматической стороны речи 7
1.3 Сущность грамматического строя речи, значение и задачи 9
1.4 Методика формирование морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста 11
Глава 2. Опытно-практическое изучение проблемы формирования морфологической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста 17
2.1 Выявление морфологических ошибок в речи детей старшего дошкольного возраста 17
2.2Методические рекомендации по устранению ошибок в образовании родительного падежа множественного числа у старших дошкольников. 19
2.3 Эффективность разработанных методических рекомендаций 20
Заключение 22
Список литературы 24
спать — … (спи)
петь —
… (пой)
пить — … (пей)
бить — … (бей)
рисовать — … (рисуй)
танцевать —… (танцуй)
стоять —… (стой)
С целью проверки умения образовывать прилагательные в сравнительной степени предлагалось закончить предложение по образцу:
Небо синее, а море еще синее.
Тропинка длинная, а дорога еще... (длиннее)
Вечер темный, а ночь еще... ( темнее)
Дуб высокий, а сосна еще… (выше)
Березка тонкая, а рябина
еще... (тоньше)
Река глубокая,
а море еще... (глубже)
При обследовании, двое детей правильно образовывали заданные формы, восемь детей совершили незначительное количество ошибок и двое детей допустили большое количество ошибок. (Приложение 2)
Анализ результатов обследования показал, что наибольшее количество ошибок дети допускают в употреблении существительных родительного падежа множественного числа.
Таким образом, частой морфологической ошибкой у детей старшего дошкольного возраста является образование существительных родительного падежа множественного числа, причиной этого может быть недостаточная работа воспитателя и родителей в данном направлении.
2.2Методические рекомендации
по устранению ошибок в
Полученный результат показал, что для некоторых детей в старшей группе необходима организация системы дидактических игр и упражнений для развития морфологической речи.
Целью было подобрать дидактические игры и упражнения для целенаправленной планомерной работы над усвоением детьми образования существительных в родительном падеже множественного числа.
В методические рекомендации вошли упражнения для индивидуальных занятий, дидактические игры для занятий с подгруппой детей, а также фронтальное занятие для работы со всей группой, с целью профилактики возможных ошибок. ( Приложение 3, 4)
В играх используются игрушки, предметы, предметные картинки, сюжетные картинки. Рекомендуется использовать предметные и сюжетные картинки из пособий по развитию речи – М.Г.Борисенко, В.С.Володиной, О.И.Соловьевой. Усложнение игр идет за счет подбора более трудных слов из списка тем. (Приложение 5)
В список вошли темы: «Фрукты», «Овощи», «Мебель», «Посуда», «Головные уборы», «Одежда» и «Обувь». Самыми сложными являются темы «Одежда» и «Обувь», поскольку содержат много нетипичных форм, исключения из правил. Все эти темы вошли в конспект фронтального занятия.
Кроме этого предлагается уделять внимание созданию специальных речевых ситуаций вне занятий (на прогулке, на экскурсии, в группе), когда воспитатель дает образец правильного употребления существительных в родительном падеже множественного числа, например:
а) Дети одеваются на прогулку.
– Ребята, посмотрите, сколько красивых разноцветных шапок, шарфов, варежек на вас надето: и красных, и синих и зеленых.
–Давайте возьмем с собой на прогулку побольше лопаток, будем лепить снеговика.
б) На прогулке.
– Посмотрите сколько облаков на небе.
– Как много бабочек красивых летает.
в) Подготовка к обеду.
– Мы накрыли столы к обеду. На наших столах много блюдец, ложек, вилок, стаканов. И т.д.
Обучение детей правильной разговорной речи дает хорошие результаты, если эта работа ведется в контакте с родителями.
Для родителей разработана памятка, в которой указаны правильные образцы существительных в родительном падеже множественного числа, употребление которых вызывает затруднения. Также указаны правила исправления ошибок. (Приложение 6)
Кроме того, воспитатель должен постоянно следить за речью детей в играх, в быту, исправлять встречающиеся ошибки.
Таким образом, для исправления и предупреждения морфологических ошибок в речи детей необходима целенаправленная и систематическая работа, как на занятиях, так и вне занятий.
2.3 Эффективность разработанных методических рекомендаций
Использование дидактических игр и упражнений с грамматическим содержанием является необходимым при обучении старших дошкольников морфологически правильной речи. Так как в игре знания детей усваиваются гораздо быстрее и прочнее, лучше формируется умения и навыки, в том числе и по изменению формы слова.
Некоторые игры необходимо повторить 3 – 4 раза (учитывая интерес к игре детей), это способствует лучшему закреплению умений детей образовывать существительные в родительном падеже множественного числа.
Большое значение для полноценного речевого развития детей имеет работа не только на занятиях, но и вне занятий: на прогулках, в утренние и вечерние часы в группе. Воспитатель организует с детьми игры, проводит упражнения, направленные на то, чтобы закрепить умения и навыки, полученные ими на занятиях.
Дидактические игры и упражнения должны стать неотъемлемой частью повседневной жизни ребенка, стимулировать его двигательную и познавательную активность.
Личный опыт у детей неодинаков, и это приводит к широкому многообразию индивидуальных особенностей речевого развития. В каждой возрастной группе есть дети, хорошо владеющие грамматикой русского языка, и рядом же находятся их сверстники, которые допускают множество ошибок. Поэтому работа по грамматике в детском саду должна строиться так, чтобы предоставлять каждому ребенку возможность решать посильные речевые задачи. Учитывая это, работа строилась по принципу «от простого к сложному».
Подобранная и разработанная серия дидактических игр, упражнений с грамматическим содержанием могут эффективно помочь в употреблении детьми существительных в родительном падеже множественного числа. Эффективность их проявится лишь при систематической и целенаправленной работе.
Таким образом, для эффективного формирования морфологически правильной речи необходим набор специальных дидактических игр и упражнений, их постоянное обновление и усложнение.
Заключение
Проведено исследование по теме «Развитие морфологической стороны речи старших дошкольников».
В ходе исследования была изучена проблема – как развивать морфологическую сторону речи у детей старшего дошкольного возраста.
В процессе исследования решались следующие задачи:
1.Изучить учебно-методическую
литературу по теме
2.Изложить теоретические
основы формирования грамматиче
3.Определить основное
содержание воспитательно-
4.Выявить морфологические ошибки в речи детей старшего дошкольного возраста.
5.Разработать методические
рекомендации для воспитателей
дошкольных учреждений по
6. Доказать эффективность разработанных рекомендаций.
Проведенное исследование показало:
– изучение грамматического строя речи началось сравнительно недавно, оно связано с именами известных психологов, педагогов, лингвистов, и в настоящее время имеется широкий спектр вопросов для его исследования.
– типичные ошибки в детской речи связаны с тем, что дети, не справляясь со сложностью грамматики русского языка, образуют грамматические формы по немногим, ранее усвоенным образцам; также в русском языке много нетипичных форм (исключений из правил), употребляя которые дети часто ошибаются.
– своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития ребенка; оно предполагает формирование морфологической, синтаксической сторон речи и овладение способами словообразования, которые познаются детьми дошкольного возраста в практике живой речи.
– в зависимости от возрастной группы, расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению дошкольниками и, наряду с закреплением уже сформированных грамматических навыков, усложняется содержание их обучения.
– частой морфологической ошибкой у детей старшего дошкольного возраста является образование существительных в родительном падеже множественного числа, причиной этого может быть недостаточная работа воспитателя и родителей в данном направлении.
– для исправления и предупреждения морфологических ошибок в речи детей необходима целенаправленная и систематическая работа, как на занятиях, так и вне занятий.
– для эффективного формирования морфологически правильной речи необходим набор специальных дидактических игр и упражнений, их постоянное обновление и усложнение.
Список литературы
Информация о работе Развитие морфологической стороны речи старших дошкольников