Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 17:40, курсовая работа
Цель исследования: изучение эффективности применения комплекса занятий по формированию музыкально-ритмических навыков в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
Исследовать в психолого-педагогической литературе вопрос об основах музыкально-ритмических движений;
Рассмотреть особенности развития музыкально-ритмических движений у детей 6-7 лет;
Диагностика и анализ уровня музыкально-ритмических навыков у детей 6-7 лет;
СОДЕРЖАНИЕ
Проблема формирования музыкально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста приобретает в настоящее время особую актуальность. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
Положительное влияние музыки на общефункциональную деятельность организма доказано. Об этом писал И.М.Сеченов [17], характеризуя взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений Музыка, а в основу ее заложен ритм является одним из самых выразительных средств общения между людьми и их единения.
Ритм в основе своей имеет моторную природу. Об этом
с несомненностью говорят все наиболее
фундаментальные экспериментально-
Методологической и теоретической основой исследования являются подходы к проблеме развития музыкально – ритмических движений, разработанные известными психологами и педагогами Л.С.Выготским [7], Б.М. Тепловым [18], В.А. Сухомлинским [17], Д.Б. Элькониным [27], теория и методика музыкального обучения и воспитания В.А. Ветлугиной [5], Н.А.Метлова [13], современные методологические пособия и практические разработки А.И. Бурениной [4], Е.Ю. Шаламоновой [19], И.В. Бодраченко [3], И.М.Каплуновой, И.А.Новокольцевой [9], Г.И.Анисимовой [1], М.Ю.Картушиной [10].М.Ю.Картушиной [10].
Искусство так широко и прочно вошло в жизнь и быт человека, что теперь уже невозможно представить себе, каким бы был мир без музыки, литературы, театра, кино, живописи, без творений архитекторов и мастеров прикладного искусства. Все это, по выражению великого русского писателя Л.Н.Толстого «стало также необходимо для людей, как пища и питье, и одежда, даже необходимее» [30].
Почему же искусство так нужно
людям? Этот вопрос с давних пор волнует художников, искусствоведов,
философов и психологов.
Искусство родилось в далекой древности,
на заре человечества, чтобы облегчить
сложное, делать трудное радостным. Труд
превращался в искусство, когда люди, занятые
им, заботились не только об удобстве и
практической ценности создаваемых ими
предметов, но и о красоте, и совершенстве
их формы.
Искусство призвано служить
обогащению и развитию мира наших чувств.
Воспитание чувств всегда было той сферой,
где могущество искусства проявляется
с особой очевидностью. В том, что любое художественное
произведение обращено не только к нашей
мысли, но и, в первую очередь, к миру наших
чувств как раз и скрыта тайна неиссякаемой
притягательной силы искусства, его чарующей
власти над людьми.
Искусство обладает способностью сплачивать
людей, оно помогает противостоять разобщенности,
равнодушию, чувствам затерянности и ненужности
в большом мире.
Объединяющая сила искусства
проявляется не только тогда, когда огромный
зрительный зал живет одним, когда он разом
замирает или вдруг в едином порыве разражается
бурей аплодисментов. Человек ощущает
эту силу и в те минуты, когда остается
наедине с книгой или звуками музыки.
Эта чудесная способность искусства волновать
и оказывать сильное воздействие на самих
художников и на тех, к кому обращено их
искусство - на зрителей и слушателей -
с давних пор приковывала к себе пытливые
умы.
В результате к настоящему времени накопилось
немало довольно разноречивых теорий.
Среди них есть религиозно-мистическое,
прописывающее искусству некую божественную
силу, есть такие, которые объясняют его
воздействие аристотелевским «катарсисом»
или фрейдисткими идеями. Однако эти идеалистические
теории не выдерживают строгой проверки
научными данными.
Подлинно научное объяснение характера и силы воздействия искусства на человека может быть построено только на основе новейших исследований физиологии, психологии и естественных наук. А таких данных накоплено уже немало. Правда приходится признать, что не всем видам искусства исследователи уделили равное внимание.
Особенно тщательному и широкому изучению подвергалось воздействие музыки на человека. Почему именно музыки? Прежде всего потому, что изо всех видов искусства музыка, пожалуй, обладает наибольшей властью над настроениями и чувствами людей. И, естественно, более сильные реакции значительно легче уловить и сделать предметом изучения. Проведение исследований в этой области облегчается также наличием достаточно стройной, тщательно разработанной системы теоретических основ музыки.
Много интересных научных наблюдений и опытов по
изучению воздействия музыки на людей
относится к концу XIX - началу XX веков. Среди
них работы великого русского физиолога
И.М.Сеченова. В своем классическом труде
«Рефлексы человеческого мозга» (1866г.)
он писал о тесной взаимосвязи слуховых
ощущений с мышечными. Он подчеркивал,
что слуховое восприятие, как и мышечное,
связано с временными ощущениями [25].
Его ученик, известный русский физиолог
И.Р.Тарханов в своей статье «О влиянии
музыки на человеческий организм», выпущенной
в 1893 г. в Петербурге, писал об экспериментальном
пути исследования действия музыки на
ритм дыхания и на сердцебиение.
Ритмические упражнения благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения. Профессор Крестовников в своей книге «Очерки о физиологии физических упражнений» писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, повышается поглощение кислорода [15].
Всем основным функциям человеческого организма свойственна определенная ритмичность; ритм характерен для сердцебиения, дыхания, ходьбы, речи и т.д. Поэтому и на мышечную работу ритм влияет благотворно. В то же время ритмические звуки музыки помогают сосредоточиться на выполнении определенных трудовых операций, отвлекая от посторонних раздражителей.
Ритм содействует появлению некоторого автоматизма, который также облегчает работу. Наконец музыка способствует возникновению определенной одинаковой ритмичности в движениях сразу целого коллектива лиц, работающих вместе.
Музыка обладает способностью захватывать нас своим ритмическим строем. Слушая зажигательную танцевальную мелодию, каждый из нас в свое время непременно ловит себя на том, что его пальцы непроизвольно сами начинают вдруг отбивать такт, голова и туловище плавно покачиваются в ритме мелодии, а ноги так и не стоят на месте, готовые тут же сорваться в пляс.
Движение очень важно для здорового развития организма. Оно усиливает процесс обмена веществ, способствуя лучшему питанию, кровоснабжению, обновлению тканей, придает силу мышцам и гибкость суставам. Ритмические движения, танцы помогают сохранить бодрость и отличную форму, а вместе с ними и молодость.
Большим энтузиастом изучения воздействия музыки на физическое состояние организма человека был наш выдающийся психиатр и невролог академик В.М.Бехтерев. В Петербурге незадолго до первой мировой войны Советом Психоневрологического института была учреждена специальная комиссия для изучения влияния музыки на живой организм и на человека. В мае 1914 г. В.М.Бехтерев выступил на заседании этой комиссии с докладом «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства» [8]. В нем Бехтерев убедительно показал насколько необходимо приобщение ребенка к музыке в самом раннем возрасте для нормального, здорового развития детского организма. Как было установлено, вначале заметное воздействие на маленького ребенка оказывает ритм, а затем уже звуковысотные сочетания и тембр: поэтому музыкальное развитие ребенка целесообразно осуществлять с помощью разнообразных видов движений (в хороводах, плясках) путем постепенного усложнения музыкального материала.
Несомненный интерес представляют работы известного советского психолога Б.М.Теплова. По его мнению, восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения» [26]. Классифицируя музыкальные способности Теплов подробно останавливается на развитии у детей музыкально-ритмического чувства: «Едва ли на первых этапах музыкального обучения можно найти другой, более прямой и целесообразный путь развития музыкально-ритмического чувства, чем ритмика, понимая как передача ритма музыки в простых и легко доступных детям движениях».
Основоположником ритмики как
действенного метода музыкального воспитания
является швейцарский музыкант-педагог,
профессор Женевской консерватории по
классу теории музыки, сольфеджио и гармонии,
пианист, композитор и общественный деятель
Эмиль Жак-Далькроз (1856-1950).
Далькроз искал новые пути в музыкальной
педагогике.
Занимаясь в Женевской консерватории
со студентами, он обратил внимание на
то, что далеко не все могут выполнять
ритмический рисунок в пределах определенного
метра и достаточно точно координировать
движения при игре на музыкальном инструменте.
Своей плодотворной практической деятельностью
он доказал, что возможно перевести музыкальный
ритм в пластические движения человеческого
тела, понимая, что ритм музыки теснейшим
образом связан с моторной, мышечной реактивностью
человека. Так, постепенно им была создана
система ритмической гимнастики, которая
впоследствии стала называться ритмикой.
В отличие от обычной гимнастики,
подчиненной только метру, в ритмической
гимнастике Далькроза все движения шли
от музыки.
С усложнением ритмических заданий выявлялась и воспитательная
роль уроков ритмики: они развивали у студентов
внимание, сосредоточенность, укрепляли
волю, стремление достичь поставленной
цели, вырабатывали слаженность действий
всего коллектива [17].
Занятия ритмикой положительно влияли также на общий тонус учащихся, снижая утомляемость.
Назначение своей системы Далькроз сформулировал так: «Цель ритмики - подвести ее последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий не столько «я знаю», сколько «я ощущаю», и, прежде всего, создавать у них непреодолимое желание выражать себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения». [17]
Свой метод ритмического воспитания Далькроз изложил в ряде статей и книг. В 1910 г. он возглавил Институт музыки и ритма в Хеллерау (под Дрезденом), который был организован для детей местных рабочих, а в 1915 г. - Институт Жак-Далькроза в Женеве.
Вскоре подобные учебные заведения были созданы последователями швейцарского педагога во многих странах Западной Европы, в Америке, Японии.
В России активной пропагандисткой системы Далькроза стала его ученица Н.Г.Александрова (профессор Московской консерватории), которая в 1909 г. начала регулярно проводить занятия по ритмике на организованных ею курсах, в музыкальных школах, кружках.
Особенно широко развернулась деятельность Н.Г.Александровой после Октябрьской революции. Она возглавила Московский институт ритмического воспитания, созданный в 1920 г. по инициативе А.В.Луначарского, преподавала в консерватории, выступала с докладами, которые сопровождались показательными уроками [17].
Благодаря широкой пропаганде, ритмика стала вводиться в музыкальных учебных заведениях, в хореографических, цирковых, театральных училищах и театрах, в психоневрологических лечебницах.
Ее сподвижники и последователи - В.А.Гринер, М.А.И Е.А.Румер, Е.В.Конорова, Н.П.Збредева, Н.А.Метлов, З.К.Шушкина и др. творчески развивали, обогащали основные положения этого музыкально-педагогического метода и тем самым подняли его нп качественно новую ступень
Неоценимый вклад в развитие музыкально-ритмического воспитания в нашей стране внесла Е.В.Конорова, которая преподавала ритмику в ряде московских театров и в течение двадцати лет работала в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. Е.В.Конорова является создателем программ по ритмике и автором методических пособий. Она неоднократно проводила всесоюзные конференции и семинары по ритмике, выезжала в другие города с докладами и демонстрацией показательных уроков.
Информация о работе Развитие музыкально ритмических движений у детей 6-7 лет на музыкальных занятиях