Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 17:40, курсовая работа
Цель исследования: изучение эффективности применения комплекса занятий по формированию музыкально-ритмических навыков в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
Исследовать в психолого-педагогической литературе вопрос об основах музыкально-ритмических движений;
Рассмотреть особенности развития музыкально-ритмических движений у детей 6-7 лет;
Диагностика и анализ уровня музыкально-ритмических навыков у детей 6-7 лет;
Незаменимым средством в работе с дошкольниками по формированию двигательных навыков являются и "игры со словом", использование которых знакомит детей с основными видами движений (пружинным, переменным шагом, поскоками, галопом, элементами танца и т.д.), совершенствует качество их выполнения.
Сила и преимущество музыкально-ритмической деятельности для формирования детского художественного творчества состоит в том, что она является синтезом нескольких видов искусств: музыки, драматизации, пластики, пантомимы и хореографии, объединяемых в единое художественное целое посредством создания музыкально-пластического образа. Основой служит музыкальное движение, танец в разных его видах: народный, характерный, классический, историко-бытовой, бальный, современный. Танец выражает различные эмоциональные состояния, чувства, переживания, где музыка, эмоции и движения тесно взаимосвязаны и взаимодействуют [5,6].
В процесс музыкально-ритмического творчества входит сочинение и исполнение детьми собственных музыкальных движений, упражнений, этюдов, танцевальных сценок, спектаклей, игр. Отличительной чертой музыкально-ритмического творчества является то, что в нём заключён синтез двух начал -исполнительного и продуктивного: дети придумывают собственные пляски, этюды, игры и одновременно их исполняют, продукт совпадает с процессом, исполнение и является продуктом творчества, что обусловливает эффективность формирования интереса как к предмету, так и к процессу деятельности.
Музыкально-ритмическое движение помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.
Даже элементарные движения: топ, шлеп, хлоп, верно скоординированные с музыкой, являются важнейшей базой для развития ребенка. Ведь выполняя их, ребенок откликается на определенный ритм, темп, мелодию, включая в работу оба полушария головного мозга.
Необходимо помнить, что есть правила, общие для работы с детьми всех возрастов. Занятие должно быть построено таким образом, чтобы активные движения чередовались с ходьбой или упражнениями, успокаивающими дыхание. Нельзя перегружать детей бегом или поскоками, так как это может привести к чрезмерным психо-эмоциональным и сердечно-сосудистым перегрузкам. Следует также учитывать индивидуальные возможности ребёнка. Только чёткое следование этим правилам сделает занятия ритмикой эффективными.
Задачей педагога в музыкально-ритмическом воспитании будет способствовать становлению музыкально-эстетического сознания учащихся и научить их чувствовать, эстетически переживать музыку в движении; воспитывать музыкальный вкус; способствовать формированию музыкально-культурного кругозора личности. Он обязан совершенствовать художественно-творческие способности учеников, развивая пластику движений, их ритмичность, выразительность в тесной взаимосвязи с музыкой, воспитывать и развивать художественно-творческие способности, инициативу, самостоятельность решений при составлении детьми танцевальных композиций, вариантов музыкальных игр и упражнений, инсценировании песен.
Исследование было проведено на базе МДОУ №103г. Рязани с 3 марта по 30 апреля 2014 г. Мы провели диагностику музыкально-ритмических навыков перед его апробацией по следующим видам музыкально- ритмических движений:
-упражнения;
-танцы и пляски;
-хороводы;
-игры;
-танцевальное творчество.
Критериями оценок стали следующие показатели:
Опираясь на программу М. А.Васильевой, в диагностике были использованы следующие показатели уровней развития музыкально-ритмических навыков [15].
Критериями оценок в развитии навыков детей в упражнениях стали:
Показатели уровней развития навыков детей в упражнениях.
Низкий уровень (1 балл): ребенок не слушает музыку, равнодушен к ней, все время отвлекается. Без настроения участвует в музыкальном движении, решает предложенную ритмическую задачу вне ритма музыки, действует фактически вне ее.
Средний уровень (2балла): ребенок достаточно спокойно слушает музыку. Не очень ярко проявляет себя в музыкальном движении, решает ритмическую задачу, только воспроизводя метрическую пульсацию.
Высокий уровень (З балла): ребенок с интересом и вниманием слушает музыку, эмоционально реагирует на нее. Очень эмоционален в движении, воспроизводит ритмический рисунок.
Критерии оценок в развитии навыков детей в танцах и плясках стали:
Показатели уровней развития навыков детей в танцах и плясках.
Низкий уровень (1 балл): ребенок не передает эмоционально-образное содержание произведения, не реагирует на смену частей музыки, темпа, не умеет выполнять перестроения, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.
Средний уровень (2 балла): ребенок достаточно спокойно слушает музыку ориентируется в пространстве, но не может самостоятельно выполнять перестроения, изменяет движения в соответствии с 2-х, 3-х частной формой произведения, но не меняет движения со сменой музыкальных фраз. У него нет навыка изменения темпа в движении.
Высокий уровень (3 балла): ребенок через движение передает эмоционально-образное содержание музыкального произведения. У него развито чувство ритма. Он свободно ориентируется в пространстве выполняет самостоятельно перестроения, меняет движения в соответствии с изменениями темпа, 2-х, 3-х частной формой произведения, со сменой музыкальных фраз.
Критерии оценок развития навыков детей в хороводах:
Показатели уровней развития навыков детей в хороводах.
Низкий уровень (1 балл): ребенок плохо ориентируется в пространстве, не эмоционально выполняет плясовые движения, не может самостоятельно инсценировать сюжет.
Средний уровень (2 балла): ребенок ориентируется в пространстве, но не совсем уверенно, не достаточно эмоционально исполняют плясовые движения, им не хватает творческой активности.
Высокий уровень (3 балла): ребенок свободно ориентируется в пространстве, ярко, эмоционально исполняет плясовые движения. Самостоятельно, творчески подходит к инсценировке сюжета песни.
Критерии оценки в развитии навыков детей в играх:
Показатели уровней развития навыков детей в играх.
Низкий уровень (1 балл): в играх ребенок не умеет действовать самостоятельно, выполняет движения не выразительно, не умеет использовать знакомые элементы танцевальных движений.
Средний уровень (2 балла): ребенок выполняет движения не достаточно выразительно, действует, подражая другим детям, использует мало танцевальных элементов.
Высокий уровень (3 балла): ребенок умеет действовать самостоятельно, выполняет движения выразительно, не подражая другим детям, творчески использует танцевальные элементы.
Критерии оценок развития навыков детей в танцевальном творчестве:
Показатели уровней развития навыков детей в танцевальном творчестве.
Низкий уровень (1 балл): ребенок не умеет самостоятельно придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, не умеет импровизировать под музыку движения разных персонажей, не проявляет инициативы при инсценировки песен, хороводов.
Средний уровень (2 балла): ребенок умеет придумывать движения к пляскам, танцам, но они не выразительны и одноплановы, не достаточно выразительно инсценирует под музыку движения разных персонажей. Слабо проявляет инициативу при инсценировке песен и хороводов.
Высокий уровень (3 балла): ребенок самостоятельно придумывает движения к пляскам, танцам, составляет танцевальную композицию, проявляя оригинальность и самостоятельность в творчестве. Умеет импровизировать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера, самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни, активно проявляют инициативу при инсценировки песен, хороводов. Для того, чтобы проверить уровень сформированности музыкально-ритмических навыков у детей старшей группы им были предложены задания по всем видам музыкально-ритмических движений, которые оценивали выразительность движений, ритмичность, правильность выполнения, самостоятельность, умение импровизировать, творческую активность.
Результаты диагностики представлены в виде таблицы 1.
Таблица 1
п / п |
Фамилия, имя ребенка |
Упражнения |
Танцы и пляски |
Хороводы |
Игры |
Танцевальное творчество |
Общая сумма очков |
1 |
Настя А. |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
10 |
2 |
Никита В. |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
7 |
3 |
Катя Г. |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
10 |
4 |
Игорь К. |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
8 |
5 |
Маша К. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
6 |
Вика Л. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
6 |
7 |
Дима М. |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
7 |
8 |
Ксения Н |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
11 |
9 |
Саша Т. |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
7 |
1 0 |
Саша Ш. |
2 |
1 . |
1 |
1 |
1 |
6 |
Низкий уровень: до 8 очков. Средний уровень: от 8-11 очков. Высокий уровень: от 12-15 очков.
Исходя из результатов данной таблицы, можно выявить уровень сформированности навыков музыкально-ритмических движений в процентном соотношении.
Таблица 2
Таблица уровня сформированности навыков музыкально-ритмических движений в %
№ п/п |
Фамилия имя ребенка |
Общая сумма очков |
% отношение |
Уровень развития умения |
1 |
Настя А. |
10 |
66.6% |
средний |
2 |
Никита В. |
7 |
46,6% |
низкий |
3 |
Катя Г. |
10 |
66,6% |
средний |
4 |
Игорь К. |
8 |
53,3% |
средний |
5 |
Маша К. |
5 |
33,3% |
низкий |
6 |
Вика Л. |
6 |
40% |
низкий |
7 |
Дима М. |
7 |
46,6% « |
низкий |
8 |
Ксения Н. |
11 |
73,3% |
средний |
9 |
Саша Т. |
7 |
46,6% |
низкий |
10 |
Саша Ш. |
6 |
40% |
низкий |
Низкий уровень( от 50% и ниже): ребенок не слушает музыку, равнодушен к ней, все время отвлекается, не передает эмоционально-образное содержание произведения, не реагирует на смену частей музыки, темпа, не может самостоятельно инсценировать сюжет, не умеет самостоятельно придумывать движения к пляскам, танцам, , в играх не использует знакомые элементы танцевальных движений.
Из таблицы видно, что 6 человек из 10 имеют низкий уровень сформированности музыкально-ритмических навыков. К таким детям относятся: Никита В., Маша К.. Вика Л., Дима М., Саша Т., Саша Ш.Это составляет 60% от общего количества детей.
Информация о работе Развитие музыкально ритмических движений у детей 6-7 лет на музыкальных занятиях