Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 17:41, реферат
На протяжении многих лет мы дискутируем: среди специалистов есть педагоги,
хорошо разбирающиеся в музыкальном воспитании дошкольников; это с одной
стороны, с другой - есть специалисты и по музыкальному воспитанию детей в
школе. Школьные учителя утверждают: «Трудно работать с первоклассниками, так
как они не могут назвать подчас ни одного композитора, не знают песен,
которые разучивали в детском саду». Воспитатели в свою очередь считают: «У
нас дети учились петь, танцевать, а в школе - только один урок музыки».
К сожалению, приходится констатировать: правы и те, и другие.
Введение.
1. Чувство ритма у детей младшего школьного возраста.
2. Музыкальная память у детей младшего школьного возраста.
3. Музыкальное мышление у детей младшего школьного возраста.
4. Музыкальный слух.
Заключение.
Список использованной литературы.
В музыковедении делаются попытки создать целостную концепцию музыкального
мышления на основе применения идей современной психологии, эстетики,
лингвистики, теории информации, кибернетики и т.д. Но наиболее эффективным,
на наш взгляд, является подход к музыкальному мышлению со стороны именно
музыки. Специфика музыкального мышления в творчестве, исполнении, восприятии
побуждает нас глубже проникать в природу самого музыкального искусства и
именно там искать ответы, столь необходимые сегодня музыкальной педагогике.
Достоинство музыкального искусства заключается не в конкретике изображения
каких-либо картин или явлений, а в обобщённом выражении в музыке чувств,
мыслей, идей. Чтобы наиболее обобщённым образом подойти к проблеме
музыкального мышления, попытаемся рассмотреть её в сравнении с самыми
стержневыми сторонами мышления, тем более что законы мышления в музыке,
конечно, соотносятся с общими законами и принципами мышления вообще.
В философском аспекте обращает на себя внимание три основные функции
мышления: познание существенных связей и отношения предметов и явлений,
творческое созидание новых идей, способность к вычленению, удержанию и
оперированию всем объёмом понятий, образов. представлений. С психологической
точки зрения, мышление - это целенаправленное использование, развитие и
приращение знаний. Эти трактовки не противоречат, а во многом совпадают и
дополняют друг-друга, потому что в каждом из философских аспектов
присутствуют психологические и наоборот. Анализ различных подходов в изучении
мышления с точки зрения нашего исследования, привёл нас к выделению трёх
важнейших аспектов развития музыкального мышления младших школьников: это
объём, связь и творчество. Рассмотрим общие музыкальные основы этих трёх
аспектов и специфику их преломления в музыкальных занятиях с учениками
начальных классов.
Развитое мышление человека характеризуется способностью образования
содержательных абстракций, помогающих воспроизводить целостность явления,
процесса или предмета. Психологи давно настаивают на возможно более раннем
развитии у школьников
способности к образованию
вычленяющих такие стороны, свойства и состояния предмета, которые сами по
себе обладают самостоятельностью. Это позволяет в сжатом виде охватывать
многообразие предметов, сводить их в определённые классы, а затем
опрерировать ими.
Что в музыкальном искусстве может выполнять роль содержательной абстракции,
обладающей определённой самостоятельностью и целостностью, позволяющей
осуществлять вышеописанные мыслительные операции? Ответ один - интонация. Но
не в привычном понимании музыкантов - чистая или нечистая, а в подходе к
интонации как к смыслу. Такой подход был разработан Б.В.Асафьевым в его
интонационной теории. В этой теории под интонацией, в широком плане,
понимается смысл речи, её психический тонус, настроенность. В более узком -
“фрагменты музыки”, “мелодийные образования”, “памятные мгновения”, “зёрна-
интонации”.
Интонационный подход в музыкальной педагогике наиболее целостно представлен в
программе по музыке для общеобразовательной школы Д.Б.Кабалевского.
Центральной темой его программы является тема второй четверти второго класса
- “Интонация”,
поскольку “именно она
к предельной абстракции, становится той поворотной точкой, с которой в
программе (Д.Б.Кабалевского - А.З.) начинается восхождение от абстрактного к
конкретному, к целому на новом уровне”. Проанализируем выделенные нами три
сферы мышления (объём, связь и творчество), с точки зрения интонационного
подхода.
ОБЪЁМ музыкального мышления я предлагаю рассматривать с точки зрения
развитости музыкально-
создаёт основу для формирования способности к связыванию отдельных
разрозненных музыкальных впечатлений в целостную картину музыкального
искусства и творческого проявления ребёнка в музыке. Действительно, если у
ребёнка нет “слов” (“фрагментов музыки”) в его интонационном словаре, то,
конечно, он не может следить за появлением в произведении новых интонаций,
сравнивать их и т.д. Поэтому задача накопления интонационного словаря у
младших школьников, а, особенно, представленности и закрепления в нём
“памятных мгновений” из классических произведений, кажется нам очень
актуальной и своевременной.
Акцент на классической музыке сделан не случайно. Опыт работы многих
учителей музыки за последние годы показывает, что уже в начальной школе
классические произведения, такие как “Сурок” Л.Бетховена, “Ария Сусанина”
М.Глинки, 3 часть 5 симфонии Л.Бетховена, “Вальс” из балета “Спящая
красавица” П.Чайковского, “Утро” Э.Грига и др. могут стать любимыми у
учеников. К сожалению, пока на уроках чаще доминируют детские песни, которые
в большинстве
своём имеют или
развлекательный характер. Большая часть из них может быть легко перенесена во
внеклассные занятия, для того чтобы успеть на уроках как можно ближе
познакомить учеников с настоящим высоким классическим искусством. К тому же,
следует осознавать, что только в общеобразовательной школе все ученики могут
иметь возможность систематически знакомиться с музыкальными шедеврами
Важно подчеркнуть, что под интонационным словарём мы понимаем не словарь
музыкальных терминов,
а “запас” музыкальных
запомнились ученикам.
Мышление, как процесс познания предметов или явлений, всегда включает в себя
поиск СВЯЗЕЙ: внешних и внутренних, существенных и несущественных. В
музыкальном искусстве особенно важна связь явлений в движении, изменчивости,
в соотношении звучащих элементов. Основой для наблюдения этих взаимосвязей
может служить интонация. Внутри произведения одна интонация вызывает другую,
связывается с ней. В самом музыкальном искусстве, в целом, интонация
становится тем основанием, которое связывает воедино все стороны и грани
музыкальной культуры: “... и факты творческие, и стилевые, и эволюцию
выразительных элементов, и формообразование... Явление интонации связывает в
единство музыкальное
творчество, исполнительство и слушание-
В массовой музыкальной педагогике пока ещё мало разработанных методов работы,
направленных на установление интонационных взаимосвязей между музыкальными
произведениями, изучаемыми на уроках, в творченстве определённого
композитора, стиля, жанра. Неразработанность подобных методов не позволяет
учащимся, особенно начальной школы, воспринимать каждое новое произведение
целостно, “видеть” связи нового произведения с уже известными ему по близкому
образному строю, стилевым и жанровым особенностям музыки, что тормозит
формирование целостного представления о музыкальном искусстве, как базе
полноценного музыкального творчества ребёнка.
4. Музыкальный слух.
Музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находятся в тесной
взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение
коротких, несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами
помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила
фразового ударения, особенности ритма и т.д. Но чаще всего на уроке
иностранного языка песни используются для фонетической зарядки на начальном
этапе урока.
Главная задача учителя - добиваться того, чтобы не пропадал у детей интерес к
предмету, чтобы предлагаемый ученику материал был доступен по трудности.
Большую роль в решении данных вопросов оказывают игры с применением коротких,
веселых, задорных песенок с применением жестов, мимики и движений. Особенно
это эффективно для шестилеток и младших школьников, у которых интерес к
изучению иностранного языка весьма велик.
Возраст 6 - 8 летних детей предполагает включение процесса обучения
произношению в контекст игровой, музыкальной деятельности. Целенаправленная
работа над формированием слуховых и артикуляционных навыков у малышей
проводится на специальном этапе урока - произносительной зарядке. В ее основе
- звукоподражательная
игра с интересными и
выбираются короткие, несложные по мелодическому рисунку песни с частыми
повторами и четким ритмом. В этом случае можно выбрать такие группы
упражнений, как : 1. Упражнения на тренировку детей в восприятии и
произнесении звуков и слов, образцов общения, содержащих их.2. Упражнения на
развитие у детей фонематического слуха. Речевой или фонематический слух - это
способность различать звуковой состав речи и синтезировать значение при
восприятии речи. Эта группа включает упражнения на а) дифференциацию звуков
(долгих и кратких гласных, межзубных, свистящих и т.д.), слов и образцов
общения, содержащих их, на слух; б) на звуковой анализ слов.
Заключение.
Необходимо с раннего возраста создать условия для развития основ музыкальной
культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального
развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства
дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и
как к важному явлению духовной культуре. Пусть это понимание будет
примитивным, но оно значимо для личности.
Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей
(музыкально-эстетическое сознание), можно приобщить их к музыкальной
культуре, заложить ее основы.
Дошкольный возраст
чрезвычайно важен для
музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито
Информация о работе Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста