Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить психологические особенности развития мышления у старших дошкольников.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Выявить, насколько актуальна проблема развития мышления старших дошкольников.
3. Подобрать методики диагностики уровня развития мышления старших дошкольников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития мышления у детей в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………………..
1.1 Изучение проблемы мышления в психолого-педагогической литературе, сущность мышления……………………………………………………………….
1.2 Виды и формы мышления……………………………………………………
1.3 Особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса развития мышления у детей старшего дошкольного возраста………………………
2.1 Диагностика уровня развития мышления у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………..
2.2 Анализ полученных результатов……………………………………………
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(версия 13,12,12).doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

7-5 баллов - средний  уровень развития обобщения,

не всегда может  выделить существенные

признаки предметов;

4 и менее  баллов - способность к обобщению  развита

слабо.

Игра "Данетка"

Сюда включены задания на формирование умения выделять существенные свойства (признаки) конкретных объектов и абстрагирование от второстепенных качеств, умение отделять форму понятия от его содержания, устанавливать связи между понятиями (логические ассоциации), формирование способности оперирования смыслом.

Суть этой замечательной игры для всех заключается в том, что ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то совершенно необычной ситуации, а игроки (дети или взрослые) должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: "да"; "нет"; "и да и нет"; "об этом нет информации"; "это не существенно".

Вопросы в "данетке" формулируются непосредственно  в процессе игры. Цель "данеток" - научить детей задавать сильные  вопросы, научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).

Достоинства "данеток":

1. У игры "Данетка"  нет ограничений по возрасту. Эта игра достаточно азартна  и интересна детям и взрослым. Вся хитрость в выборе действительно интересного объекта для данной категории играющих.

2. Игра "Данетка"  абсолютно проста в проведении. Например: "Я загадал растение  средней полосы. За десять вопросов  определите растение, которое я  загадал".

3. Легко варьировать  уровень трудности игры. Например, исходная ситуация: "Я загадал одного из героев сказки ''Семеро козлят''" - это просто. А вот "Я загадал философский термин" - это сложнее.

Визуальные "данетки"

На столе  раскладывают много предметов или  картинок. Задают вопрос: "Какой предмет я загадал?" Возможные отсекающие вопросы:· Предмет лежит в правой половине стола? "Да".· Предмет лежит в верхней четверти стола? "Нет" и т. д.Сократив поле поиска по "территориальному" признаку, можно использовать видовые признаки: форма, цвет, вес.

Ситуативные "данетки"

Ситуативные "данетки" отвечают на вопросы: Как это могло  произойти?Как выбраться из тупика? Как объяснить странное поведение  человека? Ситуативные "данетки" развивают умение находить причинно-следственные связи.

Например, объясните ситуацию:1. Один человек выкопал картофель, а другой его за это крепко поколотил.2. Человек очень любил летать, но с некоторого времени перестал пользоваться самолетом.3. Сначала они набили друг другу по огромной шишке, поссорились, потом познакомились, а потом поженились. Как это могло произойти?

Придумать тему ситуативной "данетки" ("Загадалки") без навыка бывает не просто. Если вам  трудно придумать ситуацию, поручите это детям. Превратите процесс придумывания тем ситуативных "данеток" в  веселое упражнение по развитию остроумия.  

   Можно предложить такой алгоритм. Сначала придумывается необычная ситуация, потом она описывается и задается вопрос: как такое могло произойти? Например, "Подул ветер и человек опоздал на совещание". А ситуация могла разыгрываться таким образом. Автомобиль, на котором надо было ехать этому человеку на совещание, выезжал из гаража. Подул ветер, незакрепленные ворота гаража пришли в движение и покалечили автомобиль.

Если придумать ситуацию будет трудно, то возьмите готовую ситуацию из литературного произведения, например сказки. Из сказки выбирается ключевая или необычная ситуация и обыгрывается таинственными вопросами.

Самое простое - это задумать героя известного детям литературного  произведения, - сказки, стихотворения, басни, даже песни (Татьяна Ларина, Буратино, Черномор , Иванушка - дурачок).

1. Испекли его для  людей, а съела его лиса. (Колобок)2. Сначала она его сильно полюбила  и объяснилась в любви, а  он ответил отказом, потом он  ее полюбил, объяснился в любви,  но она ответила отказом. (Евгений Онегин)3. Сначала он ее поймал, поговорил и отпустил. Потом она сама к нему приплывала, делала подарки, но обиделась и уплыла. (Золотая рыбка)4. Сначала его сделали, чтобы съесть, но не съели, потом он убежал и его съели. (Колобок)5. Один гений сказал второму, что он гений, за что и был отравлен вторым. ("Моцарт и Сальери" А.С. Пушкин)6. Кто-то похвастался и остался без завтрака. ("Ворона и Лиса" И. А. Крылов)7. Четверо зверей-музыкантов забрались друг на друга и сильно напугали разбойников. (Бременские музыканты)8. Все лягушки квакают. Но одна лягушка квакнула так, что шлепнулась с большой высоты в болото. В чем дело? (Лягушка-путешественница)

Темы для "данеток" и возможные продолжения игры

Какой овощ я задумал?- Это корнеплод? (Морковь, свекла, редис)- Это листовой овощ? (Капуста, салат)- Это плодовый овощ? (Помидоры, огурцы)

Какое имя я загадал?- Это мужское имя?- Имя начинается с гласной?- В нашей группе есть такое имя?

Какую часть одежды я  задумал?- Это верхняя одежда?- Это  мужская одежда?

Какую сказку я задумал?- Это русская сказка?

Какую историческую личность я задумал?- Это мужчина?

Какое дело я делаю  утром обязательно?Какой цвет я  задумал?Какое свойство мороженого, лампочки, арбуза, карандаша я загадал?Какую  страну я задумал?Какого писателя, сказочника, поэта, ученого я задумал?Какую известную битву я задумал?

 

Выводы по второй главе

В данном разделе мы привели  упражнения на развитие наглядно-образного  мышления, словесно-логического и  абстрактного.

Само понятие образного  мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Детям дошкольного возраста (до 5,5 - 6 лет) доступен именно данный тип мышления. Они еще не способны мыслить абстрактно (символами), отвлекаясь от реальности, наглядного образа. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать. Часть упражнений на развитие способности визуализации описаны в разделе по тренировке памяти. Мы не стали повторяться и дополнили их другими.

Примерно в возрасте 6-7 лет (с поступлением в школу) у  ребенка начинают формироваться  два новых для него вида мышления - словесно-логическое и абстрактное. Успешность обучения в школе зависит  от уровня развития этих типов мышления.

Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям при совершении любых  логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами. Упражнения по развитие этого вида мышления направлены на формирования у ребенка умения систематизировать слова по определенному признаку, способности выделять родовые и видовые понятия, развитие индуктивного речевого мышления, функции обобщения и способности к абстракции. Надо отметить, что чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию.

Здесь мы также приводим описание логических задач - это особый раздел по развитию словесно-логического  мышления, включающий в себя целый  ряд разнообразных упражнений. Логические задачи предполагают осуществление мыслительного процесса, связанного с использованием понятий, логических конструкций, существующих на базе языковых средств.

В ходе такого мышления происходит переход от одного суждения к другому, их соотношение через опосредование содержания одних суждений содержанием других, и как следствие формулируется умозаключение. Как отмечал отечественный психолог С.Л. Рубинштейн, "в умозаключении…знание добывается опосредованно через знание без каких-либо заимствований в каждом отдельном случае из непосредственного опыта".

Развивая словесно-логическое мышление через решение логических задач, необходимо подбирать такие  задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему), дедуктивного (от общего к единичному) и традуктивного (от единичного к единичному или от общего к общему, когда посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности) умозаключения.

Традуктивное умозаключение  можно использовать в качестве первой ступени обучения умению решать логические задачи. Это задачи, в которых по отсутствию или присутствию одного из двух возможных признаков у одного из двух обсуждаемых объектов следует вывод о, соответственно, присутствии или отсутствии этого признака у другого объекта. Например, "у Наташи собачка маленькая и пушистая, у Иры - большая и пушистая. Что в этих собачках одинаковое? Разное?"

Недостаточное развитие абстрактно-логического мышления - ребенок плохо владеет абстрактными понятиями, которые невозможно воспринять при помощи органов чувств (например, уравнение, площадь и т. д.). Функционирование данного типа мышления происходит с опорой на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других знаках.

Обычно этот тип мышления только начинает развиваться в младшем школьном возрасте, однако в школьную программу уже включаются задания, требующие решения в абстрактно-логической сфере. Это и определяет трудности, возникающие у детей в процессе овладения учебным материалом. Мы предлагаем упражнения, которые не просто развивают абстрактно-логическое мышление, но и по своему содержанию отвечают основным характеристикам данного типа мышления.

Сюда включены задания  на формирование умения выделять существенные свойства (признаки) конкретных объектов и абстрагирование от второстепенных качеств, умение отделять форму понятия от его содержания, устанавливать связи между понятиями (логические ассоциации), формирование способности оперирования смыслом.

                                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении  форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребёнка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности - познавательные интересы.

Мышление развивается  на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет  свои особенности.

Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения между действием, образом и словом. В решении задач всё большую роль играет слово.

Существует определённая последовательность в развитии видов  мышления в дошкольном возрасте. Впереди  идёт развитие наглядно-действенного мышления, вслед за ним формируется наглядно-образное и, наконец, словесно – логическое мышление.

Развитие словесно-логического  мышления у детей проходит как  минимум два этапа. На первом из них  ребенок усваивает знания слов, относящихся  к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений. Последнее обычно относится уже к началу школьного обучения.

Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи. И еще надо последовательно овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие отвлеченного, логического мышления. К тому же наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи. А это закладывается с раннего детства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Теории  мышления

Таблица 1.

 

 

 

 

 

Виды  мышления

                                                                                                             Таблица 2

 

 

 

 

 

Формы мышления

 

Таблица 3

 


Информация о работе Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста