Развитие речевого общения детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить психолого-педагогических условий успешного развития речевого общения детей 3-го года жизни в ДОУ. В связи с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
Изучить психологические основы развития речевого общения детей раннего возраста.
Выявить особенности речевого общения детей раннего возраста.
Проанализировать проблемы развития речевого общения в педагогической литературе.
Познакомиться с методами и приёмами развития речевого общения детей раннего возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы развития речевого общения детей раннего возраста………………….. 6
1.1.Психологические основы развития речевого общения детей раннего возраста…………….. 6
1.2. Особенности речевого общения детей раннего возраста. …….10
1.3. Вопросы развития речевого общения в педагогической итературе……………………16
Глава 2. Содержание и методика развития речевого общения детей раннего возраста……………. 20
2.1. Изучение особенности общения детей раннего возраста………20
2.2. Методы и приёмы развития речевого общения детей раннего возраста………………….25
Заключение…………………………………………………………….. 31
Литература…………………………………………………………… .. 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая для печ..docx

— 65.78 Кб (Скачать файл)

Часто у детей 2-3-х лет   возникает желание обратиться не только ко взрослому, но и к сверстнику. И в этом мы обязательно помогаем малышу, давая указания: «Пригласи Машу поиграть вместе», «Помоги найти Саше совочек», «Попроси у Тани мячик», и т.п. Используем и такие приемы: «Давай скажем вместе», «Я начну, а ты продолжи». Ситуаций множество. Любые попытки малыша вступить в общение поощряем, не оставляем без внимания, хвалим, вместе радуемся успехам. Активизируется словарь, ребенок овладевает словами просьбы, благодарности, учится строить фразовую речь.

Методы и приемы развития речи и речевого общения детей раннего возраста:

    • Чередование хоровых ответов с индивидуальными. Например, новую игрушку приглашают в группу сначала все дети, затем только мальчики, которые обещают ее не обижать, затем один ребенок, который предлагает спеть для нее.
    • Задания, предполагающие ответ действием: найди, покажи, выбери, принеси, сделай. Такие задания оживляют занятие, дают возможность детям сменить позу и подвигаться, а воспитатель выясняет, имеется ли данное слово или речевой оборот в пассивном словаре ребенка.
    • Специальные задания, побуждающие принять воображаемую ситуацию, побуждающие ребенка к самостоятельным инициативным высказываниям. Они вызывают эмоциональный отклик, способствуют формированию речевых и игровых умений.
    • Игры на звукоподражания и слова с определенным звуком: «Наши уточки с утра» (русская народная песенка), «Разговоры» (чувашская народная песенка), «Путаница» (К.И. Чуковский), «Мчится поезд» Э. Мошковской и др.
    • Имитационные и речевые упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, потешек, коротких рассказов. Слово в сочетании с жестом чрезвычайно важны в становлении речевой и умственной деятельности. Кроме того, зарождается интерес к художественному слову. Сначала стишок или потешка прослушивается детьми. Впервые малыш может на нее не отреагировать. Но после двух-трех прочтений радуется, узнает и пытается делать то, о чем говорится в тексте. В последующем, ребенок берет на себя роль соисполнителя, договаривая отдельные слова или оканчивая стихотворную фразу. И только после этого, пытается прочесть педагогу, сверстнику, игрушке, маме известные ему песенки, потешки, стихотворения.
    • Народные, дидактические, хороводные игры с действиями. В процессе таких игр один ребенок показывает движение, а остальные его повторяют. Особой популярностью пользуется у малышей игра «Зеркало», «Зайка серенький сидит».
    • Игры- инсценировки. Для этих игр используем дидактические игрушки. С помощью игрушки создаются модели положительного и негативного поведения, познаются действия с этой игрушкой, приобретаются практические навыки. Все это сопровождается речью. Благодаря особому эмоциональному состоянию, ребенок становится разговорчивее, с ним легче вступить в беседу.
    • Драматизации активизируют словарный запас детей, совершенствуют грамматический строй речи. Часто драматизации мы включаем в занятия по ознакомлению с художественной литературой, при этом учим детей не только проговаривать текст, но и изображать персонаж движением, мимикой, жестами.
    • Рассматривание сюжетных картин и беседы по картинам. Дети учатся не только понимать сюжет, но и выслушивать пояснения педагога, высказывать свои впечатления или суждения. Мы используем картины: «Дети играют в кубики», «Спасаем мяч», «Зимой на прогулке» и др.
    • Упражнения на развитие речевого дыхания: «Подуй на чай, султанчик, бабочку», «Произнеси протяжно, длительно». Внимание обращаем и на слитное произнесение звуков в звукоподражаниях «ау», «уа».
    • Настольно-печатные игры.
    • Пальчиковые игры.
    • Беседы с детьми, во время которых необязательно добиваемся четкого и ясного произношения слов. Стараемся в беседе не поправлять детей, а учить их слушать, повторять, имитируя речь воспитателя, усвоить смысл слов.

 Таким образом,  в  методике развития речи детей  раннего возраста  разработаны   методы и приемы формирования  у малышей  навыков речевого  общения , эффективность которых будет апробирована в практической части нашего  исследования.

 

 

 

 

 

                                               Заключение 
  Целью нашей работы    «Развитие речевого общения детей раннего возраста» является определение психолого-педагогических условий успешного развития речевого общения ребёнка в ДОУ.

Нами дано теоретическое обоснование особенностей развития общения детей 3-го года. В первой главе нашего исследования были рассмотрены теоретические основы проблемы развития речевого общения детей раннего возраста. 
Разработкой теоретических и практических вопросов развития речи детей 3-го года жизни занимались такие учёные, как Н. И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Р.С. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев и другие. Также необходимо отметить, что зарубежные исследователи не оставляют без внимания эту проблему.

Во второй главе мы изучили  методы и приёмы развития речевого общения детей раннего возраста.

  В результате  анализа   психолого – педагогической литературы  нами  выделены следующие существенные для нашего исследования положения.

  • Раннее детство - период интенсивного развития ребенка. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей.
  • Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится - предметная
  • Ситуативно-деловое общение со взрослым становиться основной формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто "источником предметов" и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.
  • Важнейшим приобретением (новообразованием) возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой, поэтому рассмотрим особенности речевого развития детей раннего возраста.
  • В развитии речи и речевого общения детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду, родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
  • Важное значение  имеет характер общения с ребенком с начала его появления. Является это общение взаимным и доброжелательным, или наоборот. С годами потребность в общении возрастает .
  • Речь - это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают - речь становится ненужной, и ее развитие тормозится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Список    литературы                                  

  1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец.  - М.: 1991.
  2. Аксарина Н.М. Важнейшие факторы развития речи детей раннего возраста. / Вопросы педагогики раннего возраста. - М.: Наука, 1964.
  3. Бахарева К.С. Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  4. Возрастные особенности психического развития детей. /Отв. ред. И.В. Дубровина, М.И. Лисина. - М.: Просвещение, 1982.
  5. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: 1982
  6. Гербова В.В. Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе: 2-4 года: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
  7. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1986.
  8. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П. и др. – М.: Просвещение, 2000.
  9. Левина. Р.Е. Заикание у детей // В кн:  Преодоление заикания  у детей.  /Под ред. Левиной Р.Е.- М.: 1975.
  10. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. /Под ред. А.Г.Рузской. - М,: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж:НПО"МОДЭК",1997.
  11. Лисина М.И. Проблемы и задачи исследования речи у детей. / Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. - М.: Просвещение, 1985.
  12. Лисина. М.И. Проблема онтогенеза общения.- М.: 1986.
  13. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста.                                 Методическое пособие. - М.: Айрис-Пресс, 2006.
  14. Лямина Г.М. Развитие понимания речи у детей второго года жизни //Вопр психологии.,1960,№3.
  15. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции детей. - М.: 1978.
  16. Лурия А.Р. Роль речи в психическом развитии ребенка. //Вопр. психологии,1958,№5.
  17. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  18. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Просвещение, 1999.
  19. Психология детей дошкольного возраста. // Под. ред. Запорожца А.В., Эльконкна Д.Б.-М.: 1964.
  20. Серова Е.В. Развитие речи, движений и голосового аппарата детей раннего возраста. –  // Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов). Автор – составитель Сотникова В. М. ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.
  21. Смирнова Е. О. Диагностика психического развития от 0 до 3-х лет. – М.:-МГУ,2002.
  22. Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н. Малыш начинает говорить. Развитие       речи ребенка от рождения до четырех лет. - М.: АСТ, Астрель, 2009.
  23. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). /Под ред. Ф.А.Сохина. Изд. 5-е, исправ. - М: Просвещение, 1981.
  24. Тихомирова Н.И. Речь и речевое общение в группе детей раннего возраста –  // Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов). Автор – составитель Сотникова В. М. ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.
  25. . Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2007.
  26. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте//  Под  ред.  Д.И.Фельдштейна - М.: -В., 1995.
  27. .Яшина В.И., Але<span class="List_0020Paragrap

Информация о работе Развитие речевого общения детей раннего возраста