Развитие речи детей посредством сюжетно-ролевой игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования - подобрать комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Реализация данной цели потребовала решения следующих задач:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу.

2. Выявить особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста.

3. Провести диагностику развития речи детей старшего дошкольного возраста.

4. Подобрать комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие речи детей.

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

     Содержание  игры, отмечает Д.Б. Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в  качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

     В зависимости от глубины представлений  ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. По содержанию игры дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов родителей и др.

     В настоящее время распространены игры в путешествия, в том числе  и космические: расширилась сфера  отображения труда взрослых (обслуживающий труд в банке, на транспорте, служба охраны и правопорядка и др.) В старшем дошкольном возрасте продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий (положил голову на ладошку – уснул) дети активно используют речевые комментарии («Все как будто поспали – и сразу в зал на праздник!»; «Давайте так: мы уже прилетели в Африку!»). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.

     Таким образом, на протяжении дошкольного  детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:

  • усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связности изображаемого;
  • постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений)

     Содержание  сюжетно-ролевой игры воплощается  ребенком с помощью роли, которую  он берет на себя в процессе игры, Д.Б. Эльконин называет единицей игры, ее центром (с.245). Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста. На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам.

     В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, представлениям, не соответствуют их полу. Так, мальчики отказываются исполнять роль воспитателя, заведующей дошкольного учреждения, в игре в школу соглашаются быть только учителем физкультуры. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий (есть свободная полоса на аэродроме, значит, самолет может приземлиться), сколько смысл социальных отношений (полоса свободная, но надо запросить диспетчера, чтобы не случилось аварии).

     Взятые  на себя роли взрослых и отношения  между ними дети реализуют посредством  игровых действий. Роль не может  быть осуществлена без соответствующих действий. Роль и связанные с ней действия определяют все остальные стороны сюжетно-ролевой игры: бумажки становятся деньгами и билетами для выполнения роли пассажиров и кассира. Взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде. Игровые действия – это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер.

     Особое  место в структуре сюжетно-ролевой игры занимают игровые и реальные отношения. Игровые отношения определяются ролями, потому что для самих играющих детей главное – выполнение взятой на себя роли. Реальные отношения при переходе детей от младшего к среднему, а от него к старшему дошкольному возрасту изменяются. Все больше они уступают место отношениям игровым. В игре дети легче согласуют свои действия, подчиняются и уступают друг другу, так как это входит в содержание взятых ими на себя ролей. Но соподчинение и согласование действий определяются не только ролью, но и теми реальными отношениями, которые возникают между детьми в игровом коллективе. Эти реальные отношения внутри играющего коллектива требуют от каждого играющего хорошего и правильного выполнения своей роли. По мере того как дети научаются выполнять свои ролевые функции, эти требования, идущие непосредственно от коллектива и обнаруживающиеся в прямых указаниях его членов, все больше и больше свертываются. Но даже тогда, когда они внешне не выражены, они незримо присутствуют в каждой коллективной игре.

     В игре, отмечает Д.Б. Эльконин, впервые  возникает новая форма удовольствия, которое испытывает ребенок, - радость  от того, что он действует так  как требуют правила. Игра не является миром абсолютной свободы и произвольности, отмечает Д.Б. Эльконин. В ней действуют законы и правила. Они сходны с теми законами и правилами, которые есть в действительности. Всякая ролевая игра – это игра с правилами, имеющимися внутри роли, которую берет на себя ребенок.

     В своей игре дети используют различного рода предметы. Это не только игрушки, предметы, которые являются уменьшенными копиями предметов взрослого мира (ложечки, лопатки, вилочки и т.д.), но и предметы-заместители. Это полифункциональные предметы. И, по мнению Д.Б. Эльконина, дети, как правило, в игре предпочитают использовать неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия.

     Таким образом, у старших дошкольников в возрасте 6-7 лет  наблюдается  предварительное коллективное планирование игры, распределение ролей и коллективный подбор игрушек. В ходе игры дети контролируют действия друг друга, указывают, как должен вести себя ребенок, взявший на себя определенную роль. И чем разнообразнее и интереснее их игры, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь.

     В заключение напомним замечательные  слова А. С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». [14, с.5]

     Вывод по первой главе: Проанализировав литературу по проблеме, выяснили, что дети старшего дошкольного возраста имеют запас слов до 2500-3000. Они активно употребляют обобщающие слова, называют широкий круг предметов и явлений. В предложении  используются все части речи и овладевают всеми звуками языка, а также, что особая роль сюжетно-ролевых игр определяется тем, что в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указал С.Л.Рубинштейн: «Играя, ребенок живет жизнью, исполненной непосредственности, действительности и эмоциональности, а не готовится к тому, чтобы в дальнейшем жить. Но именно потому, что он живет, он в игре и получает первую, совершенно специфическую подготовку к жизни. В игре появляются и удовлетворяются специальные потребности ребенка; проявляясь, они вместе с тем и формируются. В игре формируются все стороны психики ребенка». Следовательно, сюжетно-ролевая игра может выступать в качестве средства развития речи детей старшего дошкольного возраста.

ГЛАВА II.  ДИАГНОСТИКА И СИСТЕМА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

     § 1 Выявление уровня развития речи в  старшем дошкольном возрасте

 

     В педагогическом процессе большое  значение имеет выявление уровня знаний и  развития детей. Диагностика необходима воспитателю для того, чтобы он, во-первых, мог наблюдать за динамикой развития ребенка; во-вторых, имел возможность определить программу дальнейшего развития детей с целью создания оптимальных условий; в-третьих, мог осуществлять индивидуальный подход при оказании помощи в случае затруднений. Для изучения развития речи детей старшего дошкольного возраста мы предлагаем  провести  следующие неопробированные виды диагностических исследований.

     Методика  Е.В. Колесниковой.

     Цель  данной методики – выявить уровень  подготовленности ребенка к следующему возрастному этапу обучения.

     Воспитатель предлагает ребенку задания по следующим направлениям:

    1. «Звуковая сторона речи».
    2. «Грамматический строй речи».
    3. «Лексическая сторона речи».
    4. «Связная речь».

     После выполнения задания детьми, воспитатель  по мере правильности, должен раскрасить шарик, который находится в правом углу:

     Зеленый цвет – задание выполнено без  ошибок

     Желтый  цвет – ребенок допустил одну ошибку

     Красный цвет – ребенок не справился с  заданием

     Как только ребенок закончит работу, воспитатель  подсчитывает количество зеленых кружков  и вносит результаты в таблицу:

     Таблица 1

     Разделы      Сколько должно  быть зеленых шариков      Количество  зеленых шариков фактически
«Звуковая сторона речи» 7       
«Грамматический строй речи» 10       
«Лексическая  сторона речи» 7       
«Связная  речь» 5       

 

     Выводы  об уровне развития:

     26 -29 зеленых шариков – высокий уровень

     18 -26 – средний уровень

          До 18 – низкий уровень 

      В качестве диагностических методов  были использованы:

    1. Наблюдение за уровнем развития речи детей дошкольного возраста.
    2. Беседа

      Для удобства фиксации результата была разработана таблица, на основе программы «Детство»:

Таблица 2

Характеристика  уровней развития речи старших дошкольников 

              Уровни 

Параметры

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Умение  задавать вопросы Затрудняется При помощи воспитателя Верно, формируют вопросы
Умение  отвечать на вопросы Ответы односложные С помощью воспитателя Полным ответом
Интонационная выразительность В игровой роли речь невыразительна, бедна Иногда проявляется эмоциональная выразительность Речь эмоциональна, выразительна

 

      Критерии  оценивания умений следующие:

        «+» - умение сформировано;

      «-» - умение не достаточно сформировано;

      «О» - умение не сформировано.

     Чтобы доказать, что проблема развития речи существует, нами совместно с воспитателями была проведена диагностика в МДОУ № 25. В ней участвовало 8 детей в возрасте 5-6 лет. Диагностика показала,  что  развитие речи детей старшего дошкольного возраста находится на среднем и низком уровнях.

     Результаты  нашего исследования были занесены в таблицу (Приложение 1). 
 

Диагностика 1. 

    Наблюдение.

Информация о работе Развитие речи детей посредством сюжетно-ролевой игры