Развитие речи детей посредством сюжетно-ролевой игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования - подобрать комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Реализация данной цели потребовала решения следующих задач:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу.

2. Выявить особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста.

3. Провести диагностику развития речи детей старшего дошкольного возраста.

4. Подобрать комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие речи детей.

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

    Цель  наблюдения: Выявить умения общаться друг с другом, умение задавать вопросы и отвечать на них.

    Пронаблюдав, мы сделали вывод, что при взаимоотношении  друг с другом дошкольники используют различные сокращения, не принятые замены слов. Речь бедна, но эмоционально окрашена.

      На  основании этого можно сказать, что сформированность данных умений находится на среднем уровне развития. (Приложение 1)

Диагностика 2

        Беседа.

      Цель  беседы: Выявить умения детей отвечать на вопросы и использовать в речи интонационную выразительность.

      В данной беседе участвовало 5 человек  в возрасте 5-6 лет.

      В беседе были заданы следующие вопросы:

      1. Любишь ли ты играть?

      2. В детском саду любишь играть  один или с ребятами?

      3. В какие игры ты любишь играть  больше всего?

      4. Кем ты чаще бываешь в игре?

      5. Кем бы ты хотел быть?

      6. В какую игру ты бы хотел  поиграть, но тебе никак не  удается? 

      7. Нравятся ли тебе игры, игрушки,  которые есть в группе?

      8. С какими игрушками ты любишь играть?

      По  опросу были выявлены следующие ответы детей (Приложение 2)

     Опросив детей старшей группы, мы можем  сказать, что большинство детей  отвечали односложными ответами (да, нет, не знаю).

      При беседе вели себя скованно, немного  стесняясь. В основном называли дети те игры, которые направлены на развитие речи, то есть сюжетно-ролевые игры. В связи с этим мы сделали вывод, что в детском саду любят больше всего играть в сюжетно-ролевые игры.

      Наблюдая  за речью детей на занятиях, мы также  выявили, что речь детей скудна и неэмоциональна. Ответы односложны (да, нет).

     На  основании выше перечисленного можно  сделать вывод, что речь старших дошкольников недостаточно развита.

     После чего мы ввели в воспитательный процесс  сюжетно-ролевые игры, которые по нашему мнению должны способствовать развитию речи. Проведя наблюдение за речью детей в игре, результаты нас приятно удивили: дети сами старались выражать свои эмоции, объяснять свою точку зрения. В игре мы услышали новые слова, связанные с объяснением правил игры. Таким образом, сюжетно-ролевые игры можно использовать в качестве средства развития речи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     § 2.  Комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста 

     Мы  предлагаем комплекс сюжетно-ролевых игр, влияющий на развитие речи старших дошкольников.

     Данные  виды игр включаются в совместную деятельность детей и воспитателя  по развитию речи. Основное назначение данных игр – учить детей задавать вопросы, отвечать на вопросы, учить использовать в речи невербальные средства общения, а также в этих играх дошкольники учатся поддерживать диалог, правильно строить вопросы и ответы; учатся выстраивать свою речь. Учатся вежливому обращению друг с другом, выражают свои эмоции. Разработка сюжетно – ролевых игр осуществлялась по степени усложнения к старшему дошкольному возрасту.

    Предложен следующий комплекс игр:

  1. «Семья»
  2. «Детский сад»
  3. «Больница»
  4. «Пароход»
  5. «Ателье»
  6. «Шоферы»
  7. «Парикмахерская»
  8. «Магазин»
  9. «В гостях»
  10. «Зоопарк»

    Сюжет и роли игр определяются по интересам детей. Воспитатель руководит и побуждает детей к активно развитой речи. Правильному построению вопросов и ответов, эмоциональной выразительностью. Основной целью таких игр: соблюдение правил развития речи, создание эмоционального настроения, умение распределять роли, умение строить сюжет и входить в роль. 
 

      «Семья»

      Атрибуты: Куклы, кукольная одежда, кукольная  мебель, кукольная посуда, постельные принадлежности.

      Цель  игры: Развить умение переносить с  помощью воспитателя знакомые действия с предметами и игрушками. Объединять их не сложным сюжетом «Мама кормит детей» выполнять в игре 2-3 последовательных эпизода (кукла гуляет, обедает, спит).

      Предварительная работа.

      1. Чтение художественной литературы - «Рассказы о детях» -Л.Н. Толстой, «Мама обедает» - С. Капутинян, «Девочка чумазая» - А. Барто, «Машенька» - А. Барто, «Мой мишка» - 3. Александрова

      2. Заучивание стихов и потешек:  «Этот пальчик», «Ладушки, ладушки», «Аленушка», «Братик мой», «Машенька»

      3. Дидактические игры с куклой; «Оденем куклу после сна», «Напоим куклу чаем», «Пошьем кукле платье», «Кормление куклы обедом», «Научим куклу мыть посуду», «Стирка кукольного белья», «Глажение кукольной одежды», «Оденем куклу на прогулку», «Укладывание куклы спать», «Купание куклы».

      4. Рассматривание альбомов — «Наши мамы», «Моя семья».

      5. Беседы с детьми о семье,  о родителях.

      6. Занятия с куклой. 

      «Больница»

      Цель: Учить детей развивать и обогащать  содержание игры без конфликтов. Распределить игровой материал и роли между участниками. Самостоятельно разрешать спорные вопросы. Развивать творчество детей. Расширить знания, познакомить с такими врачами, как стоматолог, лор, хирург. Через игру воспитывать у детей положительные чувства и привычки.

      Предварительная работа.

      1. Беседа с детьми о профессиях, которые необходимы в больнице, каковы обязанности врача, медсестры, санитарки.

      2. Дидактические игры «Кому что  нужно?», «Для чего предназначен  этот предмет?».

      3. Рассматривание иллюстративного  материала, альбомы, чтение художественных произведений, просмотр передач по телевидению «Здоровье», «Наша аптека».

      4. Экскурсия в поликлинику.

      5. Подготовка атрибутов к игре.

      6. Распределение ролей.

      7. Самостоятельные игры детей.

      8. Художественное слово. 

    «Пароход»

    Цель: Познакомить детей с новыми профессиями - радист, начальник порта. Расширять знания о действиях капитана и его команды. Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслом товарищей. Сообща добиваться поставленной цели. Учить распределять роли с учетом возможностей и желаний каждого участника игры. Следить за взаимоотношениями в игре.

    Предварительная работа.

    1. Рассматривание репродукций, картин, фотографий.

    2. Чтение художественных произведений - рассказ «Два радиста» - Л. Кассиль, «Кто главный на корабле» - Б. Житков.

    3. Индивидуальная беседа

    4. Занятие, лепка, рисование по  этой теме.

    5. Экскурсия на речной порт.

    6. Изготовление атрибутов.

    7. Распределение ролей и самостоятельная  игра детей. 

      «Зоопарк»

      Цель: Расширить знания о животных, о приспособленности их к среде обитания (домашних, диких, жарких стран, Севера). Через игру воспитывать любовь к животному миру, расширить кругозор. Учить обогащать содержание игры, развивать организационные умения, считаться с мнением товарищей. Учитывать возможности и желания друг друга.

      Предварительная работа.

      1. Рассматривание альбома «Дикие  и домашние животные» и цветных  иллюстраций.

      2. Чтение художественных произведений, стихов, загадок.

      3. Дидактические игры : «Кто лишний?»,  «Кто это?» и экскурсия в зимний сад.

      4. Беседа.

      5. Изготовление атрибутов.

      6. Распределение ролей.

      7. Самостоятельная игра.

      8. Занятия по лепке, аппликации, рисованию.

      9. Художественное слово.

      10.Просмотр  по телевизору «В мире животных». 

      «Ателье»

      Цель: Развить и усложнять содержание игры. Побуждать детей больше проявлять инициативы, творческого подхода и умственной самостоятельности в решении практических задач. Учить дружно советоваться и помогать друг другу. Через игру воспитывать такие качества, как доброжелательность, трудолюбие.

      Предварительная работа.

      1. Рассматривание альбома, картинок.

      2. Беседа «Кто работает в ателье»

      3. Занятие.

      4. Дидактическая игра «Ателье», ознакомление  со свойствами тканей.

      5. Экскурсия в ателье.

      6. Беседа о таких профессиях, как  раскройщик, швея, портной.

      7. Подготовка атрибутов.

      8. Распределение ролей и самостоятельная  игра детей.

      9. Художественное слово. 

      «Шоферы»

      Атрибуты: Деревянные машинки, рули из картона  или фанеры, фуражки.

      Цель: Создавать у детей доброе, радостное  настроение, учить спокойно и самостоятельно играть, формировать соответствующую роль.

      Предварительная работа.

      1.      Рассматривание альбома «Транспорт»  и иллюстраций в книгах.

      2.  Наблюдение за транспортом на  улице и за машинами, подъезжающими  к детскому саду.

      3.      Наблюдение за работой шофера.

      4.      Беседа о работе шофера.

      5.      Дидактические игры: «У кого какая  машина», «Что нужно шоферу».

      6.      Занятие. 

        «Парикмахерская»

      Цель: Воспитывать через игру, такие  положительные качества, как дружелюбие, самостоятельность, организованность, закрепляя умения распределять роли, применяя считалки. Самостоятельно приготавливать обстановку для игры, стоить сюжет игры. Добиваться, чтобы дети через игру получали, как можно больше радости и удовольствия.

      Предварительная работа.

      1. Показ иллюстрации, фотоальбома.

      2. Чтение художественной литературы

      3. Беседа о профессии парикмахера.

      4. Напоминание о правилах игры.

      5.   Занятия на тему «Как можно  играть интереснее».

      6. Дидактическая игра «Кому, что  нужно».

      7.   Подготовка атрибутов к игре,

      8.   Экскурсия в зал мужской и  женский.

      9. Распределение ролей и самостоятельная  игра детей. 

      «Магазин»

      Цель: Развить у детей творческое воображение, способность совместно развёртывать игру, согласовывая с собственными игровыми замыслами сверстников. Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи через игру, расширять знания об окружающей жизни.

      Предварительная работа.

      1. Рассматривание альбома « Все  работы хороши», цветных иллюстраций.

      2. Экскурсия в магазин.

      3. Беседа.

      4. Дидактическая игра «Магазин».

      5. Подготовка атрибутов к игре.

      6. Распределение ролей.

      7. Самостоятельная игра детей.

Информация о работе Развитие речи детей посредством сюжетно-ролевой игры