Развитие связной речи дошкольников в сюжетно-ролевой игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Выявить и экспериментально проверить влияние сюжетно-ролевых игр на развитие связной речи дошкольников.
Объект исследования: Процесс развития связной речи у дошкольников.
Предмет исследования: Сюжетно – ролевая игра как средство развития связной речи.
Гипотеза: Работа по развитию связной речи дошкольников будет более эффективным если:
- использовать сюжетно-ролевую игру;
- работа проводится на диагностической основе;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....…..3
ГЛАВА l. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
1.1 Состояние проблемы развития связной речи в психолого-педагогической литературе……………………………………………………...5
1.2 Роль сюжетно-ролевой игры в развитие связной речи у дошкольников. ……………………………………………………………………9
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………12 ГЛАВА ll. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
2.1 Выявления уровня развития связной диалогической речи у
детей средней группы………………………………………………….11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Мишениной.docx

— 45.98 Кб (Скачать файл)

- усиление, целенаправленности, а значит, и последовательности  связанности изображаемого;

 

11

- постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение  изображаемого в игре (использование условных и символических, словесных замещений).  Сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя  с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Подчинения ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Для дошкольников роль- это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное. Смысл игры для дошкольников заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны (воспитательница  хорошо заботится о детях, капитан ведет корабль, следит, чтобы матросы хорошо работали, чтобы пассажирам было удобно). Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов.

Можно утверждать, что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие связной речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

ВЫВОД  ПО  I  ГЛАВЕ

      Современные научные исследования свидетельствуют о том, развитие связной речи нужно начинать в дошкольном возрасте. Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, по проблеме развития связной речи у детей мы выяснили, что на разных исторических этапах, развитию связной речи уделяли много внимания такие психологи и педагоги, как:  С. Л. Рубинштейн,  Л. С. Выгодский, Д. Б. Эльконин, К. В. Они пришли к выводу, что игра – это комплекс способностей, которые необходимо развивать. Развитие связной речи должно осуществляться планомерно, систематически, с учетом индивидуальных возможностей дошкольников. А.С Выготский, А.Н. Леонтьев  утверждают, что формирование связной речи целесообразнее всего осуществлять в сюжетно-ролевой игре музыкально-дидактических играх, в  музыкально – игровой  деятельности и др.

         Таким  образом,  можно  сделать  вывод  о  том, что  сюжетно-ролевая  игра развивает не только связную  речь, но, а также  мышление, память, эмоции, воспитывается творческое  воображение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

ГЛАВА 2.  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА ПО  ИЗУЧЕНИЮ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ   У  ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 Выявление  уровня  развития связной диалогической речи у  детей    средней  группы.

Для выявления сформированности детей диалогической речи,  необходимо было проведения констатирующего эксперимента, целью которой стала выявить уровень сформированности навыка диалогической речи у детей.

    База   эксперимента  – МДОУ ЦРР №17 «Гномики». В эксперименте приняло участие 10 детей средней группы. В экспериментальную группу вошли: Саша Б., Артем Г., Саша Н., Саша П., Влад Т., Юля К., Лера С., Матвей Т., Аня П., Есик В.

Мы проанализировали понятия диалогической речи и выявили, что она состоит из следующих компонентов, которые стали критерии:

  1. Умение вступать в диалог;
  2. Умение поддерживать и завершать диалог. 

Уровень сформированности данных критерии мы исследовали по следующим показателям: 

По первому критерию:

- владение речевыми оборотами  для установления контакта;

- легкость или затрудненность контактирования со сверстниками и взрослыми.

По второму критерию:

- умение отвечать на  вопросы;

- умение  задавать вопросы  в ходе диалога;

- умение слушать собеседника;

- умение  своевременно вступать в диалог;

- умение завершать разговор.  

 

14

По каждому показателю нами были выявлены уровни сформированности диалогических умений у детей, наглядно это представлено в таблице.

 

Таблица №1

 

Критерии

Высокий

Средний

Низкий

Умение вступать в диалог

Ребенок активен в общении, владеет речевыми оборотами для установления контакта, легко входит в контакт с детьми и взрослыми.

Ребенок малоактивен в общении, владеет речевыми оборотами для установления контакта, легко входит в контакт с детьми и взрослыми.

Ребенок малоактивен в общении, не владеет речевыми оборотами для установления контакта, затрудненно входит в контакт с детьми и взрослыми.

Умение поддерживать и завершать диалог

Ребенок умеет отвечать на поставленные вопросы, умеет слушать собеседника, умеет задавать вопросы в ходе диалога, своевременно вступает в диалог и завершат его.

Ребенок умеет отвечать на вопросы, умеет слушать  собеседника, не умеет задавать вопросы в ходе диалога, своевременно вступает в диалог, но не умеет завершать диалог.

Ребенок не умеет отвечать на вопросы, умеет слушать собеседника, не умеет задавать вопросы в ходе диалога, не умеет своевременно вступать в диалог и завершать.


 

Для выявления уровни сформированности диалогических умений. Нами были использованы следующие диагностические средства. Для выявления умения вступать в диалог была использована беседа по теме: «Наша дружная семья».  Для проведения беседы мы подготовили фотографии большой семьи одного из детей, набор геометрических фигур разного цвета (большие и маленькие). Перед беседой мы провели «эстетическую» зарядку «Делай как я», тем самым установить с ребенком контакт. За тем приступили к беседе вопросно-ответной форме. Дети, посмотрите на эту фотографию. Как вы думаете, кто эти люди? Как можно назвать их, одним словом? (Семья). Здесь не только мама, папа и ребенок, но и еще двое взрослых, кто они?  (Дедушка и бабушка). У кого из вас большая семья? С кем вы живете? Посмотрите, какие лица у взрослых и детей на этой фотографии? Как вы думаете, взрослые в семье заботятся друг о друге? Расскажите, как папа помогает маме. Как мама заботиться о папе? Как они помогают дедушке с бабушкой? Как взрослые заботятся о вас? А как вы помогаете взрослым? У некоторых из вас есть братья и сестра? Расскажите, как вы помогаете заботиться о младшем брате, сестре? Как дружите со

15

старшим братом, сестрой? За тем мы предлагаем на фланелеграфе с помощью геометрических фигур изобразить свою семью, По окончании работы мы предлагаем детям рассказать о своей семье. В ходе беседы  мы наблюдали за детьми. Оценивали ситуацию  последующим показателям: активен ли ребенок в общении, владеет речевыми оборотами, легко входит в контакт с детьми и взрослыми.

Для выявления умения поддерживать и завершать диалог. Нами было использовано беседа по сюжетной картине и сюжетно-ролевая игра.

Беседа по сюжетной картине «Зимние забавы», беседа проводилась вопросно-ответной форме. Где гуляют дети? Какой выдался день? Чем дети заняты с ясный зимний день? Какие стоят кусты? А деревья? А дома? Что можно сказать о настроении детей? Если подойти поближе к горке, что можно услышать? Как вы думаете, что происходило до того, как дети вышли на горку? ( Имеются в виду изменения в природе). И завершении беседы задавали  обобщенные вопросы. О каком времени года говорили? В какие игры можно играть зимой? На чем можно кататься зимой?

Сюжетно-ролевая игра «Профессия врач». Где мы заранее подготовили вопросы для детей, а также приготовили атрибуты для игры. Чтобы замотивировать детей на игру мы начали с таких слов: «Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в поликлинику. Здесь работаю врачи, а также люди, которые им помогают. Врачи – очень умные и добрые люди, они много знают про каждую болезнь, про каждое лекарство. Они помогают людям, которые заболели. Следом стали строить диалог вопросно-ответной форме: А ты был (а) когда-нибудь у врача? А как называются люди, которые посещают врача? Ты помнишь, во, что обычно одеваются врачи? А кто работает в поликлинике? А ты хотел (а) бы узнать, кто еще работает в поликлинике? Умение отвечать на вопросы дети не плохо справились с ответом, но, а  некоторые дети  как, например:  Саша Б,  Юля К. не смогли дать правильные  ответы на элементарные вопросы. За тем мы плавно перешли знакомству  детей с профессией врача, какие бываю разные специалисты, познакомили детей кто такой окулист, педиатр, ЛОР, ветеринар, стоматолог.  Но, а затем каждый  ребенок взял  на себя ведущую роль специалиста, и началась игра.  В ходе беседы по сюжетной картине и сюжетно-ролевой игры  мы наблюдали за детьми. Оценивали ситуацию  последующим показателям:  умеют ли дети отвечать на поставленные вопрос, одновременно задавать вопросы в ходе диалога, слушать собеседника, своевременно вступают в диалог, и  завершать его.

 

16

Анализ результатов тестирования дал возможность определить три уровня развития диалогической речи у дошкольников.

Низкий уровень выявлен у 50% детей (Саша Б., Юля П., Влад Т., Есик В., Артем Г.) - Они не владеют речевыми оборотами, не умеют отвечать на вопросы, но могут с лёгкостью войти в контакт с собеседником, не умеют задавать вопросы и не могут своевременно вступать в диалог и завершать. Эти дети допускали много ошибок, постоянно обращались к помощи взрослого.

Средний уровень был выявлен у  40% детей (Саша П., Саша Н.,  Лера С., Аня П.), так как они владеют речевыми оборотами и с лёгкостью вступает в контакт с окружающими, умеют отвечать на вопросы и задавать их в ходе диалога, но иногда бывает невнимательна к речи собеседника и тем самым не может завершить диалог. Эти дети проявили внимание и интерес к  сюжетно-ролевой игре, беседе, составление рассказа по сюжетной картине. Но, так как задания были сложные,  выполняли их не всегда точно, с ошибками или с помощью взрослого.

Высокий уровень развития диалогической речи был выявлен лишь у одного ребёнка – (Матвея Т).(10%), потому что он ясно и последовательно выражал свои мысли, владел речевыми оборотами, с лёгкостью контактирует со взрослыми и сверстниками, отвечает и задает вопросы в ходе диалога, умеет своевременно вступить в диалог и завершить его, спокоен и внимателен к речи собеседника, не мешает общению и сдержан в жестах и мимике.

Учитывая тот факт, что 90% детей обладают низким и средним уровнем развития диалогической речи, возникает необходимость организации систематической работы, направленной на повышение развития диалогической речи  через сюжетно-ролевую  игру. Организация  в  группе  дошкольников  сюжетно-ролевых игр, с  целью  развития  диалогической речи  дошкольников -  будет  следующим  этапом  нашей экспериментальной  работы (т.е. формирующего  эксперимента).

 

 

 

 

 

 

17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений  / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с. lSBN 5-7695-0521-4

 

  1. Белобрыкина, О. А. Речь и общение [текст] :  популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. – Ярославль: «Академия развития», 1998.- 240 с., lSBN 5-8133-0001-5

 

  1. Горшкова   Е.   Учите   детей   общаться   [текст]   /   Е.   Горшкова   //

Дошкольное воспитание. - 2000. - №12 - с. 91-93.

 

4. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей [текст] /

Л. Дубина //Дошкольное воспитание. - 2005. - №7. - с. 26

 

  1. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей [текст] / Л. Дубина //Дошкольное воспитание. - 2005. - №1 1. - с. 3

 

 

  1. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. -2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 416 с. lSBN 5-7695-0188-х

 

  1. Стародубова, Н. А.  Теория и методика развития речи дошкольников [текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. А. Стародубова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 418 с. lSBN 5-7895-2698- 8

 

  1. Урунтаева, Г. А Детская психология [текст] : учебник для студ. сред. учеб. заведений /Г. А. Урунтаева.- 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с. lSBN 5-7695-2680-7

 

  1. Интернет ресурсы: http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00044735.html

 

  1. Интернет ресурсы: http://www.razumniki.ru/sugetnorolevaya_igra.html

 

 


Информация о работе Развитие связной речи дошкольников в сюжетно-ролевой игре