Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 13:10, реферат
Цель исследования: изучить теоретические основы развития связной речи в процессе игровой деятельности старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: Процесс развития связной речи у дошкольников.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство развития связной речи.
Задачи исследования:
- изучить литературу по исследуемой теме;
- рассмотреть основные этапы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
- выявить особенности речевого развития связной речи у старших дошкольников;
- определить роль игровой деятельности в развитии связной речи у старших дошкольников.
В период от двух до трех лет
у ребенка резко увеличивается
словарный запас, доходя до 1000 и более
слов. Заметно развивается
О.С. Ушакова, Е.А. Смирнова и
др. в своих исследованиях
По данным М.А. Васильевой,
В.В. Гербовой и др. в среднем дошкольном
возрасте речь становится предметом
активности детей. Объем активного
словаря значительно возрастает
и достигает примерно 2,5 тыс. слов.
Высказывания детей становятся более
последовательными и
Исследования Ф.А. Сохина,
О.С. Ушаковой и др. показывают, что
у детей старшего дошкольного
возраста связная речь достигает
довольно высокого уровня. Словарь
ребенка достигает порядка 4000 слов,
эти слова легко включаются во
фразу, ребенок легко строит сложные
грамматические конструкции. Возрастает
удельный вес простых распространенных,
сложносочиненных и сложноподчиненных
предложений. На вопросы дети отвечают
достаточно четкими, краткими или же
развернутыми (если это необходимо)
ответами. Могут довольно последовательно
и четко составить описательный
и сюжетный рассказ на предложенную
тему, активно осваивают рассказы
рассуждения, соблюдая при этом логику
изложения и используя
Важным итогом развития связной речи дошкольников является овладение основными формами устной речи, присущими взрослым [3].
Таким образом, особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста позволили нам определить высокий уровень связной речи у детей старшего дошкольного возраста, который включает следующие умения:
- пользование в зависимости
от контекста, краткой или
- активное пользование разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру (начало, середину, конец);
- умение самостоятельно составлять разные типы текстов: (описание, повествование, рассуждение, контаминированные), соблюдая при этом логику изложения, используя художественные средства выразительности, подбирая для доказательства веские аргументы и точные определения;
- умение самостоятельно пересказывать и сочинять сказки, небольшие рассказы, небылицы, загадки и т.п.
Исследования Т.Н. Дороновой, Е.А. Тихеевой и др. показывают, что умение связно говорить, осознавать речь и ее строение, возможно в процессе серьезной работы, создавая при этом определенные условия обучения [25].
На основании вышесказанного, мы пришли к выводу о том, что для развития связной речи необходимы определенные педагогические условия, которые мы рассмотрим в следующем параграфе.
1.3. Роль
сюжетно-ролевой игры в
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Игра – это не просто развлечения, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Джанни Родари утверждает, что именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ни что не сковывает ребенка. Не поучать, и обучать, а играть с ними, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку. От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления, воображения и речи. Играя ребенок заменяет отсутствующие объекты предметами – заместителями, иногда даже воображаемыми. И это не просто игра, это становление функции замещения, с которой ребенок в последующем будет встречаться постоянно. В иге он учится планировать и регулировать свои действия, а также действия партнеров по игре. Но чтобы игра стала действительно развивающей для малыша, но надо учить играть – сначала просто оперировать игрушками, подражал реальным действиям, их логике, их последовательности. Потом, когда ребенок уже умеет самостоятельно действовать, осваивать науку сюжетно-ролевой игры, разыгрывать целые сюжеты, в которых главное – отражение отношений между людьми. Основной сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданный им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре). Но самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский в игре же дети – зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями. Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин), общественные (игры празднование Дня рождения города, в библиотеку, полет на Луну). В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, лечение больных и др. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержание, как отличаются и в самой жизни. Содержание игры, отмечает Д.Б. Эльконин – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес и определенным сюжетам, в которые они играли и раньше (в семью, больницу, строителей, транспорт и др.). Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействовать детей в игре, когда каждый вносит, что-то свое, индивидуальное. На протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:
- усиление, целенаправленности, а значит, и последовательности связанности изображаемого;
- постепенный переход
от развернутой игровой
Можно утверждать, что сюжетно-ролевая
игра оказывает положительное
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные научные исследования
свидетельствуют о том, развитие
связной речи нужно начинать в
дошкольном возрасте. Изучив и проанализировав
психолого-педагогическую литературу,
по проблеме развития связной речи
у детей мы выяснили, что на разных
исторических этапах, развитию связной
речи уделяли много внимания такие
психологи и педагоги, как: С. Л. Рубинштейн,
Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, К. В. Развитие
связной речи должно осуществляться
планомерно, систематически, с учетом
индивидуальных возможностей дошкольников.
А.С Выготский, А.Н. Леонтьев утверждают,
что формирование связной речи целесообразнее
всего осуществлять в сюжетно-ролевой
игре, потому что, сюжетно-ролевая игра
оказывает положительное
Анализ особенностей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, позволил нам определить высокий уровень развития связной речи в старшем дошкольном возрасте, который включает в себя следующие умения: пользование, в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания; активное пользование разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру (начало, середину, конец); умение самостоятельно составлять разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение, контаминированные), соблюдая логику изложения, используя художественные средства выразительности, подбирая для доказательства веские аргументы и точные определения; умение самостоятельно пересказывать и сочинять сказки, небольшие рассказы, небылицы, загадки и т.п.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сюжетно-ролевая игра развивает не только связную речь, но, а также накапливает знание, развивает мышление и память, воспитывается творческое воображение ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алабужева С.В. Работа
над развитием творческих
2. Алабужева СВ. Риторика для старших дошкольников и младших школьников. - Ижевск: Изд. Дом "Удмурт, ун-т", 2003. - 445 с.
3. А. М. Бородич, Методика развития речи детей "- М., Просвещение, 2004. - 255 с.
4. Васильева М.А. Программа
воспитания и обучения в
5. Выготский Л.С. Воображение
и творчество в детском
6. Выгодский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. - М.: Педагогика, 2003. - 136 с.
7. Гомзяк О.С. Говорим
правильно. Конспекты занятий
по развитию связной речи в
подготовительной к школе
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.,1961. – 472с.
9. Гербова В.В. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду: Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе "Радуга"// Гербова В.В., ГризикТ.И., Доронова Т.Н. – М.: Просвещение, 2006. – 191с.
10. Гебова В.В. Составление
описательных рассказов/
11. Глухов В.П. Формирование
связной речи детей
12. Григорович Л.А. Педагогика и психология: уч. пособие для ВУЗов. - М: Гардарики, 2001.
13. Гризик Т.И., Тимощук
Л.Е. Развитие речи детей 6-7
лет: метод. пособие для
14. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.
15. Карпинская Н. С.
16. Коноваленко В.В., Коноваленко
С.В. Развитие связной речи. Фронтальные
логопедические занятия по
17. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд., испр.и доп. – М., Просвещение, 1982. – 128 с.
18. Лаврик М.С. Формирование сложных синтаксических конструкций в речи старших дошкольников: дис. … канд.пед.наук – М., 1977.
19. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. - 1941. - Т. 30. - С. 27-71.
20. Лурия А. Р.Язык и сознание. //Е. Д. Хомской. Изд-во Моск. ун-та, 1979
21. РейнстейнА.Э. Особенности
влияния взрослого и
22. Репина З.А. «Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи». Уч.пособие. - Екатеринбург: 2004.- 159с.
23. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 224 с.
24. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 256с.
25. ТекучевА.В.
26. Тихеева Е.И Развитие
речи детей (раннего и
27. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.24.
28. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М., 2001. - 237 с.
29. Ушакова О.С. Речевое
воспитание в дошкольном
30. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2004. - 287с.
Информация о работе Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста