Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 18:22, реферат
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Признаками хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразительность.
Следовательно, в современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.
В играх, игровых упражнениях на подбор слов активизируются имена существительные, глаголы, прилагательные. Например, детям ставят вопросы: «Что можно шить? штопать? примерять? надвинуть? застегнуть? подпоясать? завязать? надеть?» В ответ они должны назвать подходящие предметы. За каждый правильный ответ дети получают фишку. Выигрывает тот, кто больше наберет фишек.
Аналогичная задача решается в игре «Назови, какой». К названному предмету дети подбирают определения (шарф – теплый, легкий, длинный, короткий, узкий, широкий, вязаный, красивый).
2. классификацию предметов и их обобщение:
· различные виды классификации предметов и их словесных обозначений по разным признакам (распределение слов по группам: овощи, посуда, растения), по родовому и подродовому признаку: транспорт – железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный, машины – сельскохозяйственные, бытовые, военные;
· исключение из заданной группы предметов и слов, не обладающих общим признаком (стол, стул, диван, стакан, кровать, кресло, платье – «Какие предметы (слова) лишние?»);
· подбор к слову, обозначающему родовое понятие, слова с видовым значением (какие фрукты растут в саду?; назовите перелетных птиц; какие продукты продают в продовольственном магазине?);
· подведение слов видового значения под родовое на звание (туфли, сапоги, сандалии; берет, панама, шляпа);
· обобщение через противопоставление (ласточка – птица, а бабочка? платье – одежда, а туфли?);
· составление словосочетаний и предложений со словами, обозначающими видовые и родовые понятия.
Особое внимание уделяется семантизации лексики (раскрытию смысловой стороны слова).
Объяснение значений слов возможно не только при опоре на наглядность, но и через уже усвоенные слова. В практике нашли широкое применение следующие приемы толкования значений слов:
· объяснение значений слов путем показа картинки, например словосочетание поздняя осень объясняется в процессе показа картин, отражающих состояние природы осенью;
· сопоставление слова с другими словами – надевать – что?; одевать – кого?;
· объяснение этимологии слова. Например, в рассказах для детей этого возраста встречаются такие слова: дрозды-рябинники, зайчата-листопаднички, лиса зимой мышкуeт, ноябрь-полузимник, цапля-болотница. Их объяснение дается через словообразовательный анализ;
· составление словосочетаний и предложений с объясняемым словом;
· пояснение слова другим словом, близким по значению: калужинка – лужица, мужественный – храбрый;
· подбор к слову слова, противоположного по значению (антонима): неряха – чистый, опрятный, аккуратный;
· объяснение значения слова через его определение: герой – человек, отличающийся храбростью, совершающий подвиги; березняк – березовый лес;
· сравнение слов по звучанию и значению, подбор рифмованных слов.
Смысловая сторона речи развивается и в процессе работы над антонимами. Сначала используются приемы работы с изолированными словами, затем – с такими же словами в предложениях и связных высказываниях:
· подбор антонима к заданному слову: тихо –..., трудно –...;
· отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках: «Худой волк ходил подле деревни и встретил жирную собаку» (из рассказа Л. Н. Толстого); «Готовь сани летом, а телегу зимой»; «Труд кормит, а лень портит»;
· договаривание предложения с антонимами: Летом жарко, а зимой (холодно, студено, морозно); Все люди радовались весне, а Снегурочка (грустила, печалилась) ;
· составление предложений и связных высказываний с заданной парой антонимов (умный – глупый, весело – скучно).
Большие возможности открываются в старшей и подготовительной к школе группах для работы над синонимами. Слова, близкие по значению, характеризуют разные стороны предметов.
Уже в этой рекомендации мы можем выделить такие приемы работы с синонимами:
· подбор синонимов к изолированному слову;
· объяснение выбора слов в синонимическом ряду.
Кроме того, целесообразно также использовать следующие приемы:
в) замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений: «Растужился, расплакался серенький зайка» (расхныкался, заливался слезами, проливал слезы), «Бежит маленький ручей» (струится, журчит, льется);
· составление предложений со словами синонимического ряда;
· составление рассказа со словами синонимического ряда.
На этом возрастном этапе должна быть продолжена работа с многозначными словами. Здесь можно рекомендовать:
· объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ушко ребенка (зайчика), ушко иголки; «Ослик черный, беломордый, ослик – ушки на макушке», «Потянуло солнышко спящее зерно за ушко на солнышко – и взошло оно»; «Топай, топай ножками, новыми сапожками»; «Я – капелька лета на тоненькой ножке» – в стихотворении о землянике; «Стоит Антошка на одной ножке, кто его увидит, всяк ему поклонится»;
· подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова: острый перец – горький, жгучий; острая иголка – колючая, остроконечная (палка);
· подбор антонимов к каждому значению многозначного слова: острый – сладкий (сахар), острая – тупая (иголка) и др.
Эффективными приемами являются
· составление предложений с многозначными словами;
· рисование на тему многозначного слова;
· нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках, скороговорках и в литературных произведениях – сказках, стихах, рассказах;
· придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова.
Все аспекты работы над смысловой стороной слова взаимосвязаны и переплетаются. Названные выше приемы используются в играх и игровых упражнениях типа «Кто больше придумает слов?» (на заданную тему, по признаку, слову), «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», в играх в путаницу и небылицы и др. Они также описаны в ряде сборников дидактических игр.
В старшем дошкольном возрасте активно осваивается оценочная лексика. Это связано с формированием внеситуативно-личностного общения ребенка со взрослым, с проявлением интереса к личности взрослого. Дети начинают употреблять слова, обозначающие личностные характеристики (честный, скромный, заботливый, чуткий и др.). Педагог специально организует работу над данной категорией слов в интересах нравственного и речевого развития детей. Причем сначала берутся имена прилагательные, а уже на их основе – имена существительные (честность, скромность, чуткость, заботливость), поскольку значения первых конкретнее, чем значения вторых. Ориентиром для отбора таких слов могут быть словари (тезаурусы) наиболее частотных личностных черт. Так, наиболее частотными являются слова добрый, честный, правдивый, спокойный, общительный, ленивый, равнодушный, хитрый, умный, скромный, хвастливый. Большое значение для освоения эмоционально-оценочной лексики имеет анализ поступков литературных героев, их переживаний и настроения.
Наблюдения показывают, что дети редко используют в общении фразеологические обороты. В качестве средств обогащения речи детей фразеологизмами выступают образная речь окружающих взрослых и художественное слово. В беседах по содержанию литературных произведений, фольклорных произведений разных жанров следует обращать внимание на образные выражения, поощрять употребление их детьми в активной речи.
Прекрасным материалом в этом отношении являются пословицы и поговорки. Важно, чтобы смысл пословиц и поговорок объясняли детям в связи с жизненными ситуациями. Распространенной ошибкой в практике является заучивание пословиц и поговорок без их толкования. Слова, встречающиеся в пословицах и поговорках, нужно объяснять детям. Полезный для речевого развития детей прием – использование пословицы для раскрытия содержания художественного произведения. Он позволяет закрепить значения слов и углубить понимание идеи данного произведения.
Для активизации словаря старших дошкольников широко используются разные приемы работы с загадками: отгадывание готовых загадок и объяснение отгадки; придумывание загадок о предметах, различающихся и близких по внешнему виду. Интересны загадки-присказки. Отгадкой для них является последнее слово четверостишия, умышленно недосказанное. Это не только развивает словарь, но и вырабатывает у детей чувство рифмы.
Важнейший метод словарной работы – составление рассказов детьми. В связной речи вырабатываются навыки употребления слов в сочетании с другими, с учетом контекста.
Словарная работа на занятиях должна сочетаться с активизацией слов в разных видах деятельности, в широкой речевой практике.
Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря
в старшей логопедической группе для детей с ОНР
«Зимующие птицы. Прогулка в лес»
Цели.
Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц, кормушка, деревья (декорации) в зимнем убранстве, шапочки птиц, игрушка Сова
Предшеств. работа: рассматривание иллюстраций, фотографий, картин, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений
Ход занятия
1. Орган. момент. Приветствие: (под музыку)
К нам гости пришли- дорогие пришли.
Мы для вас кисель варили, пироги пекли.
Раз-два, раз-два -поздороваться пора!!! Здравствуйте!
2. Введение в тему занятия
Загадки о птицах Ребята, послушайте мои загадки-
**Прыгает мальчишка в сером армячишке,
любит крошки клевать, что за проворная птица? -Воробей!!!
***Повадкой вороватая
Крикуша хрипловатая-всем она знакома
Кто она? -Ворона!!!!
****Красногрудый-чернокрылый,
Любит ягоды клевать,
С первым снегом на рябинке
Он появится опять. – Снегирь.
3. Сообщение цели занятия. О ком сегодня будем говорить? (о птицах).
Вы правильно поняли, мы сегодня поведем разговор о птицах. Скажите ребята, а птицы, которых мы отгадали- как называются одним словом? (Зимующие) А почему их так называют? (потому что они зимуют рядом с нами, живут в городе или лесу). Ребята, а как вы понимаете слова из загадок? Дети говорят, как они понимают слова- вороватая, хрипловатая, (Ответы детей- воровата-ворует, тащит без спроса, хрипловатая-кричит хриплым голосом, крикунья-кричит, красногрудый, чернокрылы-красная грудка, черные крылья?
Хотите посмотреть, как зимуют птицы в лесу? (Да) Тогда сейчас все отправимся в лесную сказку, посмотрим зимнюю природу и понаблюдаем зимующих птиц.
4. Вхождение в воображаемую ситуацию. Дети имитируют, как надевают на себя одежду и шапки, перчатки. Надевая перчатки, гладим каждый пальчик и говорим слова:
1-2-3-4-5 будем пальцы одевать.
Девочки и мальчики все одели пальчики!
Надо сказать волшебные слова:
Хлопни-топни-повернись- и в лесочке очутись!
В лесу нас встречает Мудрая Сова.
Игра под музыку «Сова-большая голова».
Ох, ты, совушка-сова- ты большая голова,
Ты на дереве сидела- головою ты вертела.
Под гору свалилася, с горки прокатилася!
Вопросы: Что знаем о сове? (Она охотится ночью. Это хищная птица). Какое у неё жилище? (Она живет в дупле)
Мудрая Сова приготовила для вас задания. Дети садятся на стулья.
5. Работа с картинным материалом. Педагог выставляет на доску картинки птиц: дятла, галки, синицы, совы, сороки, снегиря, воробья, вороны. (Карточки в форме снежинки)
Это дятел. Что знаем о нем? (Он лечит деревья, он доктор леса)
Это синица. Что можем сказать о синице? (У неё желтая грудка)
Сорока-у неё белые бока, черные крылья, она приносит новости.
Галка-серая, умная, заботливая. и т п
6. Отработка глагольного словаря. Угадайте, про какую птицу я говорю
Каркает-кто? Чирикает-кто?
Стрекочет-кто? Долбит по дереву-кто? Ухает-кто?
На последней снежинке нарисована схема- большая птица и маленький птенчик. Как вы думаете, ребята, какое это задание? (надо назвать птенцов)
У вороны-воронята
У совы-совята
У воробья-воробьята
У галки-галчата
7. Отработка речи с движением.
Молодцы! Загадки вы хорошо отгадываете, а считалки про птиц вы знаете? (Да) Дети встают в круг
Считалка с движением:
Раз-два-три-четыре-пять, будем птичек мы считать!!
Говорят на заре, собирались на горе
Голубь, гусь и галка. Вот и вся считалка.
Вам нравится в лесу? Но посмотрите-что происходит.
8. Психогимнастика- Вдруг подул сильный ветер (дети дуют), покажите, дети, как стало холодно, грустно, как мы замерзли- дети съежились, а потом солнышко пригрело(греют ладошки)- покажем как нам стало радостно, весело, тепло, мы потянулись.(Использовать Солнышко с разной мимикой)
Информация о работе Развитие словаря детей дошкольного возраста с ОВЗ