Развитие сюжетно-ролевой игры как условие формирования элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 06:17, курсовая работа

Краткое описание

Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность дошкольного возраста. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры [47, с.166]. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста
1.1. Изучение вопроса формирования компонентов учебной деятельности у детей дошкольного возраста в психолого – педагогических исследованиях 8
1.2. Место сюжетно – ролевой игры в формировании компонентов учебной деятельности у детей дошкольного возраста 22
1.3. Условия развития игровой деятельности в педагогическом процессе детского сада 31
Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование развития сюжетно-ролевой игры как условия формирования элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Анализ уровня сформированности навыков сюжетно – ролевой игры и компонентов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 39
2.2. Педагогические условия развития сюжетно – ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста 50
2.3. Анализ полученных результатов 54
Заключение 58
Библиографический список 60

Вложенные файлы: 1 файл

Байырмаа 23.05.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 4

Глава 1. Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста

1.1. Изучение вопроса формирования компонентов учебной деятельности у детей дошкольного возраста в психолого – педагогических исследованиях 8

1.2. Место сюжетно – ролевой игры в формировании компонентов учебной деятельности у детей дошкольного возраста 22

1.3. Условия развития игровой деятельности в педагогическом процессе детского сада 31

Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование развития сюжетно-ролевой игры как условия формирования элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

 2.1. Анализ уровня сформированности навыков сюжетно – ролевой игры и компонентов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 39

 2.2.  Педагогические условия развития сюжетно – ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста 50

2.3. Анализ полученных результатов 54

Заключение 58

Библиографический список 60

Приложение 65

 

Введение

 

 

Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность дошкольного возраста. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры [47, с.166]. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений. Ребенок старшего дошкольного возраста должен обдуманно выбирать сюжет игры, намечать ее план, примерную последовательность действий, то есть ребенок должен в общих чертах представить изображаемые события, соотносить свои действия с правилами и оценивать поведение в соответствии с правилами. Внутри этой игровой деятельности начинает складываться учебная деятельность. Ребенок начинает учиться, играя, и поэтому относится к учебной деятельности как к ролевой игре, а вскоре овладевает некоторыми учебными действиями.

Несмотря на то, что в науке есть многочисленные исследования, как в области игровой деятельности, так и учебной, актуальность проблемы развития этих взаимосвязанных между собой видов деятельности очевидна. Современные ученые в области дошкольного образования обращают внимание практиков на необходимость обогащения условий для развития игр современных детей. Неразвитость сюжетов, неумение детьми выполнять правила, несформированность навыков взаимодействия приводят к обеднению вектора развития ребенка и неизбежно влекут за собой проблемы в развитии учебной деятельности.

Современные документы в области дошкольного образования, в частности Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, обращают внимание педагогов на игру как ведущую форму организации жизни и образования детей дошкольного возраста, поэтому анализ условий развития игр современных детей, обогащение  педагогических условий, изучение вопросов связи игровой и учебной деятельности являются предметом исследований.

Тема исследования: «Развитие сюжетно-ролевой игры как условие формирования элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования: теоретически обосновать и показать  зависимость уровня развития элементов учебной деятельности от уровня развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие сюжетно-ролевой игры как условие формирования учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что между уровнем развития элементов учебной деятельности и компонентами сюжетно-ролевой игры существует связь: на формирование элементов учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста влияет уровень развития компонентов сюжетно-ролевой игры: высокий уровень овладения ребенком ролевых отношений,  умение принимать правила игры и произвольно следовать им способствует формированию таких компонентов учебной деятельности как принятие учебной задачи, планомерное произвольное выполнение учебных действий и самоконтроль, самооценка результатов деятельности.

Задачи исследования:

          1. Изучить  психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования.

          2. Теоретически  обосновать эффективность сюжетно-ролевой  игры в формировании у детей  элементов учебной деятельности.

          3. Выявить  уровень развития компонентов  учебной деятельности и уровень сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста.

          4. Создать  и апробировать педагогические  условия развития сюжетно-ролевой  игры как условия развития  элементов учебной деятельности  у детей старшего дошкольного  возраста.

Методологическая основа исследования: теория формирования предпосылок учебной деятельности в период дошкольного детства А.П. Усовой; теоретические положения А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова о компонентом составе учебной деятельности и условий ее становления в период дошкольного и младшего школьного возраста; положения Н.Н. Поддъякова о непреходящем значении игры в развитии предпосылок учебной деятельности; теория игры Д.Б. Эльконина, концепция становления сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного детства Н.Я. Михайленко, Н.Коротковой.

Методы научного исследования:

1. Теоретические: анализ научной  литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические: диагностические задания  на определение уровня развития  учебной деятельности Е.Е. Кравцовой, Л.И. Цеханской; наблюдение (анализ развития сюжетно-ролевой игры Д.Б. Эльконин), педагогический эксперимент.

3. Интерпретационные: количественный  и качественный анализ полученных  результатов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что апробированные условия развития сюжетно-ролевой игры могут быть рекомендованы для образовательной практики с целью формирования у детей старшего дошкольного возраста элементов учебной деятельности.

База исследования: МДОУ «ЦРР -  детский сад «Аян»», с. Тээли, Бай-Тайгинский район Республика Тыва.

Структура исследования представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком и приложением.

 

 

Глава 1. Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста

 

 

1.1. Изучение вопроса формирования компонентов учебной деятельности у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях

 

   Термин "учебная деятельность" применительно к дошкольному обучению вошел в научный обиход благодаря известным работам А.П.Усовой и был встречен неоднозначно. Так, В.В.Давыдов считает, что использование термина ''учебная деятельность'' в строгом значении в дошкольном обучении едва ли оправданно: ''Цель развивающего дошкольного обучения состоит не в формировании каких-либо конкретных элементов учебной деятельности, а в создании ее универсальных генетических предпосылок''[55, с.36]. Однако позиции ученых сходятся в главном – между формированием учебной деятельности в детском саду и начальной школе должна существовать преемственность. 

А.П. Усова в своих работах писала, что из различных взаимоотношений ребенка со взрослыми может быть уже на этапе дошкольного детства выделена и сформирована деятельность, которую можно назвать учением или учебной деятельностью. Характерным для этой деятельности является усвоение ребенком знаний и умений. Учебная деятельность дошкольника является новым способом их действия, отличным по своему характеру и мотивам от игры, труда и самообслуживания. Если метод заданий предоставляет свободу действий в замысле и его исполнении в пределах широкой нормы, то в обучении ребенка ведут по пути усвоения знаний и умений из пояснений и показа, практики исполнения. В первом случае детям почти не приходится себя сдерживать. В обучении же все поведение ребенка основано на том, что он должен сосредоточиться на данном явлении, действии, отвлечься от всего постороннего, идти указанным путем [54, с.62].

В дошкольном возрасте учебная деятельность не  является  ведущей.  Во  взаимоотношении игры  и учебной  деятельности  в дошкольном возрасте доминирующее значение имеет игра. В дошкольном возрасте возникает своеобразная форма  учебной деятельности:  учение в сюжетно - ролевой игре, в которой  выделяется  отдельная  учебная задача. Учебная деятельность при этом не вытекает непосредственно из игры и не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием, отмечает А.П. Усова.

Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения. Учение — специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования к познавательным процессам (память, сообразительность, воображение, гибкость ума) и волевым качествам (управление вниманием, регулирование чувств и т. д.).

В учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.

Исследование учебной деятельности как специфической деятельности, позволило исследователям выделить следующие  ее основные характеристики:

- она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

- в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;

- общие способы действия предваряют решение задач;

- учебная деятельность ведет к изменениям в самом человеке - ученике;

- происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих собственных действий [59, с.78].

Оригинальную концепцию учебной деятельности предложил В.В. Давыдов. В процессе учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе развития общества [55, с.62].

Главным результатом учебной деятельности в собственном смысле слова является, по мнению некоторых ученых, формирование у ребенка теоретического сознания и мышления. Именно от сформированности теоретического мышления, приходящего на смену мышлению эмпирическому, зависит характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний.

По определению И.И.Ильясова[14, с.59], деятельность учения есть самоизменение, саморазвитие субъекта, превращение его из не владеющего определенными знаниями, умениями, навыками в овладевшего ими. Предметом учебной деятельности выступает исходный образ мира, который уточняется, обогащается или корректируется в ходе познавательных действий. Психологическим содержанием, предметом учебной деятельности является усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, в процессе чего развивается сам обучающийся.

Средствами учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, являются:

- интеллектуальные действия, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация и т. п.);

- знаковые языковые средства, в форме которых усваивается знание.

Способы учебной деятельности могут быть разнообразными: репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско - познавательные действия (В. В. Давыдов) [5, с.123].

Продуктом учебной деятельности является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах, формирование знания и умения применять его для решения разнообразных практических задач.

Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из элементов: 1) мотивация; 2) учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий; 3) учебные действия; 4) контроль, переходящий в самоконтроль; 5) оценка, переходящая в самооценку [47, с.89].

Основные компоненты учебной деятельности по В.В.Давыдову, следующие: учебная задача, учебные действия, контроль и оценка [55, с.46].

Ребенок дошкольного возраста  побуждается  к учению самыми разнообразными мотивами:

- мотивы непосредственного эмоционального отношения ребенка к материалам, используемым  на занятии;

- мотивы учения, связанные с  интересами практической или  игровой деятельности;

- мотив престижа;

- мотив общественной необходимости;

- мотив познавательного интереса.

 Принятие ребенком учебной задачи во многом определяет успех учебной деятельности. Учебная задача в дошкольном обучении охватывает содержание знаний, умений, навыков, способы умственной и практической деятельности. В младшем возрасте учебная задача часто сливается с практической, например, «Нарисовать дом» «Сосчитать сколько кубиков». При этом большая  часть детей этого возраста не считает для себя обязательным конкретное содержание деятельности, а воспринимает задание как разрешение к деятельности, манипулированию с предметами. Постепенно педагог развивает у детей умение воспринимать и принимать учебную задачу. Для этого используются следующие приемы: оценка результата деятельности ребенка в продуктивных видах деятельности; сравнение результата с образцом; совпадение вопросов воспитателя с проявлениями объектов восприятия, например, «Что делает птичка?»; совпадение вопросов заданий с обследовательскими или преобразующими действиями ребенка, например: «Потрогай мех и скажи пушистый он или гладкий?».

Информация о работе Развитие сюжетно-ролевой игры как условие формирования элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста