Развитие сюжетно-ролевой игры как условие формирования элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 06:17, курсовая работа

Краткое описание

Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность дошкольного возраста. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры [47, с.166]. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста
1.1. Изучение вопроса формирования компонентов учебной деятельности у детей дошкольного возраста в психолого – педагогических исследованиях 8
1.2. Место сюжетно – ролевой игры в формировании компонентов учебной деятельности у детей дошкольного возраста 22
1.3. Условия развития игровой деятельности в педагогическом процессе детского сада 31
Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование развития сюжетно-ролевой игры как условия формирования элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Анализ уровня сформированности навыков сюжетно – ролевой игры и компонентов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 39
2.2. Педагогические условия развития сюжетно – ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста 50
2.3. Анализ полученных результатов 54
Заключение 58
Библиографический список 60

Вложенные файлы: 1 файл

Байырмаа 23.05.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

На начальных этапах учебная деятельность осуществляется  в  форме  совместной  деятельности  учителя  и  ученика.  По аналогии с  освоением предметных действий  в раннем возрасте, можно сказать, что  сначала все  находится  в  руках учителя  и учитель  "действует  руками ученика".  Однако  в   школьном  возрасте  деятельность   осуществляется   с идеальными объектами (число,  звуки), и "руки учителя" - это его интеллект. Учебная деятельность – это предметная деятельность, но предмет ее теоретический, идеальный, поэтому совместная деятельность затруднена. Для ее осуществления нужно  объекты  материализовать,  без  материализации  с  ними действовать нельзя. Процесс  развития учебной деятельности  -  это процесс передачи  от  учителя к  ученику  отдельных ее звеньев [48,c.81].

Процесс и результат формирования самой учебной деятельности, которая активно складывается в начале школьного обучения, зависят от методики обучения и от форм организации учебной работы детей.

Несформированность учебной деятельности у младших школьников до их перехода в средние классы школы приводит к отставанию детей в развитии и является одной из основных трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся-подростки, приступая к изучению теоретически сложных предметов. Немецкий ученый Г.Клаус выделил систему параметров, по которым можно оценивать сформированность учебной деятельности у школьников [56] (Таблица №2).

 

 

 

 

Таблица 2.

Индивидуальные различия и параметры, по которым можно оценивать сформированность учебной деятельности у школьников

 

Параметр для сравнения и оценки

Характеристика параметра в сформированной учебной деятельности

Характеристика параметра в несформированной учебной деятельности

Мотивация

Охотно

Неохотно

учебной

Добровольно

По обязанности

деятельности

Инициативно

Под давлением

 

Активно, увлеченно, с интересом

Пассивно, безучастно

 

Старательно, усердно

Нерадиво, лениво

 

Преднамеренно

Непреднамеренно

Регуляция

Самостоятельно

Несамостоятельно

учебных

Независимо

Подражая

действий

Планомерно

Бессистемно

 

Целенаправленно

Бесцельно

 

Настойчиво

Без особого желания

 

Постоянно

Периодически

Тщательность

Добросовестно

Халатно

выполнения

Аккуратно

Небрежно

учебных действий

Основательно

Поверхностно

Динамика

Быстро

Медленно

выполнения

Легко

С трудом

учебных действий

Прочно

Поверхностно

 

Устойчиво во времени

Мимолетно

 

Легко переучивается

С трудом переучивается

 

Гибкость

Ригидность

Когнитивная

Осознанно

Слепо

организация

С пониманием

Механически

учебных действий

Целенаправленно

Случайно

 

Рационально

Нерационально

 

Эффективно

Неэффективно


 

 

Мотивационно-структурный анализ сформированности учебной деятельности дошкольника (по Н.Г.Салминой) предполагает выяснение:

- принятия ребенком учебной задачи как руководства к действию;

- сохранения принятой задачи или соскальзывания на другую в процессе ее выполнения;

- сохранения или потери интереса к задаче в ходе ее решения [5].

Другой момент мотивационно-структурного анализа сформированности учебной деятельности представляет собой выяснение:

- отношения ребенка к учителю, которое может проявляться в реагировании на замечания учителя, в их принятии или игнорировании, в отношении учащегося к оказываемой ему помощи со стороны учителя.

Функциональные признаки сформированности учебной деятельности содержат в себе характеристику исполнительной части деятельности, а также ее контрольной части.

Характеристика ориентировочной части деятельности предполагает установление наличия самой ориентировки (способен ли ребенок анализировать заданные образцы действий, оценивать получаемый продукт, соотносить его с заданным образцом). Это включает выяснение:

- характера ориентировки (свернутая — развернутая, хаотичная — продуманная, организованная — неорганизованная);

- размера шага ориентировки (мелкий, пооперационный или крупный, целыми блоками).

Характеристика исполнительской части деятельности включает:

- копирование учащимся действий взрослого или другого учащегося или самостоятельное выполнение деятельности.

Характеристика контрольной части деятельности содержит в себе информацию о том, замечает ли ребенок ошибки, исправляет их или пропускает, не замечая [5].

Таким образом, понятие учебной деятельности многогранно, оно включает в себя действия, специально направленные на овладение учебного материала и решение учебных задач; освоение общих способов действий и научных понятий; изменения, происходящие в самом обучаемом, включая изменения психических свойств и поведения в зависимости от результатов его собственных действий. Под учебной деятельностью понимают деятельность, специально направленную на овладение учебным материалом и решение учебных задач, которая ведет к изменениям психических свойств и поведения обучающихся. Всеми исследователями выделяется структура учебной деятельности, которая состоит из четырех звеньев: учебной задачи, учебного действия, действия контроля, действия оценки [14, c.56].

Структура учебной деятельности состоит из различных элементов. У дошкольников это: способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкцию, умение оценивать как свою работу, так и работу других детей; умение работать в коллективе. Первые зачатки учебной деятельности у дошкольников появляются в игре; по мере целенаправленного формирования каждого из структурных компонентов учебной деятельности у дошкольников развивается личностная готовность к школе.

 

 

1.2. Место сюжетно –  ролевой игры в формировании  компонентов учебной деятельности  у детей дошкольного возраста 

 

Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность дошкольного возраста. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры. Игра не кончается в дошкольном возрасте, и ростки так называемой игры с правилами появляются впоследствии в сюжетно-ролевой игре.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер.

Как пишет Д. Б. Эльконин, на основе взаимно противоречивых тенденций ребенка к самостоятельности и к совместной жизни со взрослым зарождается новый тип деятельности – ролевая игра, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и, воспроизводя его жизнь, деятельность и отношение к другим людям, тем самым живет с ним общей жизнью. Через содержание игры ребенок приобщается к жизни взрослых [59, c.195].

Одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры, является самостоятельный характер деятельности детей. Игра – продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло - «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки - «скальпеля» - сделать операцию. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения. В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые отношения - это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.

Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К. Д. Ушинский: «...в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» [26].

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры.

Психолог А.В. Запорожец замечает: «Игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и творческих поступков» [21, c.124].

В развитии и обогащении игровой деятельности детей, творческого воплощения и отражения факторов и явлений окружающей жизни, огромная роль принадлежит воображению. По средствам воображения создается ситуация игры, образы, осуществляемые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого связана с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире.

Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Сюжетно-ролевая игра имеет свою специфическую структуру. Эта структура включает в себя следующие компоненты: мотив, сюжет и содержание игры, роли, игровые правила.

Анализируя исследования (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и мн. др.), можно сделать вывод, что мотивом сюжетно-ролевой игры является желание ребенка воздействовать на мир, стать субъектом, хозяином своей деятельности, реализовать желание походить на взрослого.

Сюжет – главный компонент сюжетно-ролевой игры, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Д.Б.Эльконин дал следующее определение сюжета: «Под сюжетом следует понимать ту сферу действительности, которую дети отражают в своих играх»[59, c.246]. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед,  учить рисовать учеников и т.д.) – одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты детских игр достаточно многообразны. Условно их делят  на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.),  общественные (игры в празднование дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.).

Такую последовательность ученый  связывает с расширением кругозора ребенка и его жизненного опыта, с вхождением его во все более глубокое содержание жизни взрослых.

На  протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку  зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Так, в играх детей народов Севера отражаются охота на тюленей, моржей, труд оленеводов. Дети, живущие в приморских регионах, играют в кораблестроителей, работают в порту, встречают туристов. Но, кроме того, в каждую эпоху происходили экстремальные события, которые существенно отражались на жизни людей, вызывали эмоциональный отклик у детей и взрослых. Такие события всегда порождали новые сюжеты детских игр. На протяжении  многих лет дети нашей страны играли в Великую Отечественную войну (в сражения, бомбежки, партизан и др.). После полета Ю.Гагарина в космос дети многих стран мира стали играть в освоение межпланетного пространства (строят ракеты, отправляются на Марс, Луну, работают на космической станции «Мир»). Современные дети сегодня все чаще в своих играх отражают сюжеты мультипликационных фильмов, так в играх детей сегодня доминируют роли транформеров, человека-паука, русалочки Ариэль и т.д.

В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, больницу и др. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержанием, как отличаются и в самой жизни.

Содержание игры, отмечает Д. Б. Эльконин, – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослым в их бытовой, трудовой, общественной деятельности [59, c.210].

В зависимости от глубины представлений  ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. Например, дети старшей группы, договариваясь об игре в больницу, уточняли, какие специалисты будут лечить больных: хирург, окулист, педиатр. В зависимости от специализации врача каждый играющий выполнял специфические действия, при этом врачи ласково разговаривали с пациентами, уговаривали их не бояться укола, операции, перевязки, смелее принимать лекарства. Таким образом, в содержании игры выражены разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослых.  Первоначально «схватывается» в реальной жизни  и отражается в игре только внешняя сторона деятельности (с чем человек действует: «человек – предмет»). Затем, по мере понимания ребенком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношения людей («человек – человек»), а сами предметы легко заменяются (кубик – кусок мыла, хлеб, утюг, машинка) или только мысленно представляются («как будто у меня акваланг и я опускаюсь на дно океана»).

Информация о работе Развитие сюжетно-ролевой игры как условие формирования элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста