Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 06:17, курсовая работа
Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность дошкольного возраста. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры [47, с.166]. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.
Введение 4
Глава 1. Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста
1.1. Изучение вопроса формирования компонентов учебной деятельности у детей дошкольного возраста в психолого – педагогических исследованиях 8
1.2. Место сюжетно – ролевой игры в формировании компонентов учебной деятельности у детей дошкольного возраста 22
1.3. Условия развития игровой деятельности в педагогическом процессе детского сада 31
Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование развития сюжетно-ролевой игры как условия формирования элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Анализ уровня сформированности навыков сюжетно – ролевой игры и компонентов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 39
2.2. Педагогические условия развития сюжетно – ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста 50
2.3. Анализ полученных результатов 54
Заключение 58
Библиографический список 60
Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения. По мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов взрослых и др. Продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий, дети активно используют речевые комментарии («Все как будто поспали – и сразу идем в зал на праздник!»; «Давайте так: мы уже прилетели в Африку!»). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.
Одна и та же по своему
сюжету игра может иметь
Так вот опыт ребенка, по мнению Р.И. Жуковской и Д.В. Менджерицкой, важный источник, но часто поверхностный, потому взрослый должен корректировать, направлять ребенка.
Опыт, организуемый взрослым, Р.И. Жуковская представляет в нескольких направлениях:
Игрушка. «Не изобилие игрушек решает вопрос о возможности развития полноценной содержательной игры, а в первую очередь то, в какой связи с детским опытом, с впечатлениями от окружающей жизни игрушка дана ребенку» [30, c.57]. Очень важно рассматривать игрушку как стимул к организации детской самодеятельности. Целесообразно давать ребенку игрушку и как напоминание о ярких детских впечатлениях. Игрушки можно вносить в группу планово, в связи с планируемой взрослым игрой. Важно сочетать внесение игрушек с обогащением детей знаниями о предметах;
Прогулки, экскурсии, ответы на детские вопросы. Они углубляют познание ребенком окружающего мира. Творческая игра в таком случае дает естественные основания для воспитания у детей любознательности, желания больше узнавать, применять полученные знания в деятельности;
Художественная литература. Р.И. Жуковская считала, что художественная литература – один из существенных факторов, влияющих на направленность детских игр, на правильное развитие воображения. Она предлагала отбирать для детей книги, разные по жанру, по содержанию – о жизни, играх, труде детского коллектива, о смелых поступках детей, о труде взрослых [19, c.75].
Названные источники, способствуют развитию содержания игр и влияют на умственное развитие ребенка.
Другие авторы в своих исследованиях придерживаются несколько иной точки зрения об источниках содержания сюжетно-ролевой игры.
В сюжетно-ролевой игре ребенок, свободен от обязательных требований взрослого и жестких правил деятельности, но в тоже время не свободен от того социального мира, в котором он существует и который определяет содержание его игры, от сложившихся в обществе вообще и в группе детей в частности игровых традиций (в которых отбирается и определенным образом организуется его содержание). Кроме того, его свобода определяется широтой и глубиной знаний и представлений об окружающем, владением способами деятельности, которые позволяют воплотить эти знания в игру, утверждают Н. Я. Короткова и Н. А. Михайленко. По их мнению, содержание игры – это не иллюзия, не копия реального мира, а активное, творческое воспроизведение его. Воспроизводимые в игре события, персонажи и их действия – все это, безусловно, продукты отражения в сознании ребенка его реального опыта: непосредственного знакомства с окружающим, восприятия содержания прочитанных ему книг, просмотренных кинофильмов и телепередач. Однако в соединении, комбинировании имеющихся у него знаний ребенок достаточно свободен. И чем старше он становится, чем больше знаний и разнообразного опыта приобретает, тем большее содержание его игры выходит за пределы непосредственно воспринятого [31, c.65].
На протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:
Таким образом, разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет, роль – средство реализации сюжетно-ролевой игры.
Роль, которую берет на себя ребенок в процессе игры, Д. Б. Эльконин называет единицей игры, ее центром. Роль объединяет все стороны игры.
Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отожествляет себя с каким либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботиться о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая и требует внимания на ее уроках. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо и играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. То есть для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное [59].
На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям – образам.
В старшем дошкольном возрасте выполнение смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли, которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношений к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые по их представлениям, не соответствуют их полу. Так, мальчики отказываются исполнять роль воспитателя, заведующей ДОУ, в игре в школу соглашаются быть только учителем физкультуры. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий, сколько смысл социальных отношений.
В старшем дошкольном
В подготовительный период игры педагог тактично направляет взаимоотношения детей таким образом, чтобы каждый ребенок нашел «свою нишу», в которой полнее проявятся его способности: кто-то придумывает, как сделать игру интереснее, какие новые роли можно ввести, другие сосредоточивают свое внимание на её оснащение [40].
Игровые правила, являясь одним из структурных компонентов, устанавливаются в процессе игры самими детьми. Они определяют и регулируют поведение и взаимоотношения играющих. Правила придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание, определяют дальнейшее развитие. Правила игры помогают робким детям быть активными участниками игры. На эту закономерность указывали В.Я. Воронова и А.И. Сорокина. Невыполнение правил приводит к распаду игры. На протяжении дошкольного возраста отношение ребенка к правилам изменяется [9, c.234].
Психологи выделяют и такие структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, как: правило, игровое действие, игровые и реальные отношения, предметы-заместители, воображаемую ситуацию, партнера по игре.
Итак, сюжетно-ролевые игры по сравнению с другими видами игр представляют наибольшую ценность для всестороннего развития ребенка и являются наиболее характерными для дошкольников. Отличительной особенностью их является то, что они создаются самими детьми и носят ярко выраженный самодеятельный и творческий характер. В сюжетно - ролевой игре происходит знакомство ребенка с трудом и жизнью людей, миром природы, окружающими предметами, появляются новые интересы, стремления узнать еще больше. Овладение ребенком такими компонентами игры создание и принятие воображаемой ситуации, выполнение ролевого поведения, исходя из социальных правил роли, планомерная реализация задуманного сюжета, умение согласовать свои действия с партнерами по игре являются чрезвычайно важными в контексте развития ребенка.
1.3. Условия развития
игровой деятельности в
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П.Усова) [55, c.78].
Педагогический процесс
Для проведения обучающих
занятий воспитатель
А что же происходит с игрой?
Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать её специфику, иметь представления о её развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, а также уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов.
Свободная сюжетная игра
— самая привлекательная для
детей дошкольного возраста
Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего, в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме») [29, с.25].
Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.
Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми [36, с.27].
Именно исключительное
Сюжетная игра может
предметами, как цепочка специфических
ролевых взаимодействий, как
последовательность разнообразных событий.
Чем полнее в деятельности
ребёнка представлены все способы построения
сюжетной игры, тем более
разнообразные тематические содержания
может он в неё включать, и тем
больше у него свободы в самореализации
[20, с.87].
Поэтому основным критерием
оценки уровня игровой
Целью педагогических