Развитие сюжетно-ролевой игры как условие формирования элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 06:17, курсовая работа

Краткое описание

Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность дошкольного возраста. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры [47, с.166]. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста
1.1. Изучение вопроса формирования компонентов учебной деятельности у детей дошкольного возраста в психолого – педагогических исследованиях 8
1.2. Место сюжетно – ролевой игры в формировании компонентов учебной деятельности у детей дошкольного возраста 22
1.3. Условия развития игровой деятельности в педагогическом процессе детского сада 31
Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование развития сюжетно-ролевой игры как условия формирования элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Анализ уровня сформированности навыков сюжетно – ролевой игры и компонентов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 39
2.2. Педагогические условия развития сюжетно – ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста 50
2.3. Анализ полученных результатов 54
Заключение 58
Библиографический список 60

Вложенные файлы: 1 файл

Байырмаа 23.05.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

 В современных психолого-педагогических  исследованиях показано, что сюжетная  игра, как и любая другая человеческая деятельность не возникает у ребёнка спонтанно, сама собой, а передаётся другими людьми, которые уже владеют его — «умением играть».        

 Каким же образом передаётся  ребёнку игра? Оказывается, ребёнок  овладевает ею, как бы втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей.     

 Современный дошкольник имеет  мало шансов приобрести опыт  в игровых умениях, так как  неформальные разновозрастные группы  в настоящее время большая  редкость. Раньше они существовали  в виде дворовых, соседских групп, или группы братьев и сестёр одного возраста, в одной семье. Сейчас дети данного возраста разобщены. В детском саду их подбирают в группу по одновозрастному принципу, в семьях очень часто есть только один ребёнок, а дворовое и соседское общение становится редким из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости школьников в школе, специализированных кружках [6, с.30].     

 Воспитатель должен заменить  дошкольнику недостающих братьев  и сестёр, старших товарищей, должен  помочь ребёнку овладеть игровыми  умениями, втягивая его в игру. Сильным фактором разобщения детей является и телевизор, у которого они проводят много времени.     

 Сформулируем первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого во время игры. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребёнка, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя - взрослого, которому в любом случае надо подчиниться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнёра [23, с.48].     

 Такого рода смена позиции  и естественное эмоциональное поведение воспитателя как играющего партнёра — гарантия возникновения у ребёнка побуждения к сюжетной игре вообще и даже возникновения у него интереса к любой тематике, которую включает в игру взрослый. Если воспитатель, играя, втягивает в игру детей, нет необходимости в дополнительном формировании «побуждения» к игре через ознакомления с окружающим, приготовлением специальных игрушек, с помощью которых можно реализовать в игре то, с чем детей ознакомили, советы и вопросы к детям.     

 Для формирования игровых  умений можно использовать следующий  путь -строить игру с детьми  таким образом, чтобы на соответствующем  возрастном этапе они сразу  ставились перед необходимостью  использовать именно новый, более  сложный способ построения игры. В этом случае дети сначала как бы «открывают» и используют новый способ в «чистом» виде в совместной игре со взрослым, а затем переносят его в самостоятельную игру с различным конкретным содержанием.      

 Второй принцип организации сюжетной игры воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения. Комфортная жизнь ребёнка в условиях детского сада во многом зависит от того, сумеет ли он при желании развернуть совместную игру со сверстниками. Чтобы успешно играть с кем-то, ребёнку необходимо понимать смысл действий партнёра и самому быть им понятым. Для этого смысл условного действия с предметом, момент принятия той или иной роли, развёртываемое в игре событие должно быть пояснены партнёру. Взрослый, играя с ребёнком, должен пояснить игровые действия сам («Я буду купать мишку, это у меня мыло», и стимулировать к этому ребёнка). Но чтобы такие пояснения ребёнок по собственной инициативе обращал к партнёру - сверстнику, взрослый должен как можно раньше ориентировать его на сверстника, втягивая в игру нескольких детей. У детей очень рано обнаруживается стремление к совместным действиям и уже с раннего возраста можно научить в игровое взаимодействия друг с другом на доступном им уровне построения игры.     

 Третий принцип - начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику. Для того чтобы втягивать детей в игру, играть с ними вместе, воспитатель должен сам научиться свободно развёртывать сюжет того или иного строения в «живом» процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. Воспитатель должен владеть игровой «грамотой», игровой культурой. Дети должны быть обеспечены в любом возрасте временем, местом и материалом для самостоятельной игры [33, с.96].    

 Роль педагога должна ограничиваться  лишь созданием условий для  активизации игры детей .     

 В педагогическом процессе  по отношению к игре необходимо  различать две тесно связанные  составляющие: совместную игру воспитателя  с детьми в процессе которой формируется новые игровые умения, и самостоятельную детскую игру, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её активизации и использовании детьми имеющихся в их арсенале игровых умений [35, с.29].

Необходимо ёще создать такие оптимальные условия, которые способствовали бы достижению более эффективного руководства детской игровой деятельностью:

1. В групповом коллективе необходимо  создать благоприятный эмоциональный  фон (воспитатель должен доброжелательно относиться ко всем детям, поощрять чуткое отношение детей друг к другу, пресекать враждебность, агрессию, грубость в коллективе).

2. Необходимо установить доверительные, дружелюбные отношения между  воспитателем и воспитанниками (только  при таком условии можно говорить об эффективном педагогическом процессе).

3. В процессе воспитания необходимо  уделять основное внимание положительным, а не отрицательным качествам  ребёнка (больше внимания акцентировать  на положительных моментах в  жизни детей, озвучивать положительные проявления характера).

4. Уважать индивидуальность в  каждом ребенке (дать возможность  детям проявить самостоятельность, своеобразие черт характера; очень серьезный момент в воспитательской работе - не спугнуть попытку ребенка где- то себя проявить, в чем- то себя попробовать).

5. Показывать детям, что вы цените  их работу, даже если это просто  попытка (из попыток складываются  действия).

6. Не критиковать и не гасить  энтузиазм детей (критика убивает  любое желание, любую попытку; критику  убрать из педагогического процесса).

7. Помогать детям справляется  с трудностями, чтобы они их  не угнетали (накопление затруднений  создаёт чувство бессилия, которое  занижает самооценку ребенка).

8. Поддерживать детей в их  начинаниях (главное - создать уверенность  в том, что ребёнок справится с поставленной перед ним задачей, дать стимул к выполнению этой задачи) [34, с.65].

Когда дети будут чувствовать к себе уважение, заинтересованность, любовь, психологическую помощь со стороны педагога, когда они почувствуют к педагогу доверие, когда у них произойдёт внутреннее принятие педагога как старшего товарища, авторитетного взрослого, одним словом “своего”, только тогда можно говорить об эффективном руководстве со стороны данного воспитателя.

Помимо всего прочего, необходимо обратить внимание на материальное оснащение игровых зон, которое бы стимулировало и побуждало детей к игровой деятельности. «Главный принцип - непременная связь знаний полученных детьми, с содержанием игровой среды», то есть правильная ее организация. Необходимо продумать разумное сочетание игрушек, ролевых атрибутов, предметов - заместителей с теми знаниями, которые дети уже получили, и внести такие атрибуты, которые бы стимулировали познавательную активность детей, возбуждали их воображение, побуждали бы к возникновении игровой ситуации. «Предметы - заместители необходимы для развития игры в любом возрасте» [38, с.21].

Детям необходимо предоставить достаточное количество времени на проведение игровой деятельности. «Важным условием развития игровой деятельности является не только наличие всех видов игрушек, но и правильное определение времени для игр в режиме дня детского учреждения». Это время до зарядки, на прогулке, после сна, вечернее.

Нельзя резко сворачивать игру детей, если подошло время для проведения другой деятельности. Если детьми развёрнута большая сюжетно- ролевая игра, целесообразно оставить атрибуты на месте до следующего свободного времени для ее продолжения.

Еще А.П. Усова писала, что «в играх детей отражаются их общее развитие и культура» [55, с.176]. Чем больше ребенок уступает в развитии другим детям, тем беднее его игровой потенциал. Ребёнок не играет не потому что не хочет, а потому, что беден знаниями и опытом. Потому необходимо обращать большое внимание на такую сторону как обогащение детей знаниями об окружающем мире, новым впечатлениям, формированием практического опыта и развитие их индивидуальных способностей. Для этого необходимо уделять большое внимание занятиям по ознакомлению с окружающим миром, где надо давать в достаточной степени для данного возраста материал о природе; явлениях общественной жизни (труд взрослых - раскрывать сущность различных профессий); семейные отношения. Проводить беседы по закреплению пройденного материала, различные праздники, которые обогащают опыт детей.

 

 

Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование развития сюжетно – ролевой игры как условия формирования элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

 

    1. Анализ уровня сформированности навыков сюжетно-ролевой игры и компонентов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

 

   Согласно теории видного  отечественного психолога Д.Б. Эльконина, именно внутри ролевой игры  происходит наиболее интенсивное  развитие познавательной и личностной  сферы ребенка.

Дошкольники, имеющие развитые игровые навыки в соответствии со своим возрастом, имеют адекватный уровень развития произвольного внимания, логического мышления, речи, воображения, т. е. адекватный уровень познавательного развития, что является важной предпосылкой школьной готовности.

Экспериментальное исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения детского сада «Аян» Бай-Тайгинском районе с. Тээли.

Опытно - экспериментальное исследование проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

В эксперименте приняли участие 14 детей, в возрасте 5-6 лет.

На констатирующем этапе использовались следующие диагностические методики: методика «Учебная деятельность» Л.И. Цеханской, методика «Кто больше?», «Карандаши» Е.Е. Кравцовой, наблюдение за уровнем сформированности игровых навыков согласно концепции Д.Б. Эльконина, наблюдение за детьми на занятии с целью выявление уровней учебной деятельности по А.П. Усовой.

Для определения уровня сформированности навыков сюжетно-ролевой игры  у детей старшего дошкольного возраста была разработана предлагаемая ученым схема наблюдения. В нее включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Д. Б. Эльконина. Предлагаемая схема позволяет осуществить как качественный, так и количественный анализ уровня сформированности игровых навыков у дошкольников.

Для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников была организована ролевая игра в подгруппах из четырех-пяти дошкольников одного возраста. Тема игры задавалась экспериментатором, который совместно с воспитателем осуществлял диагностическое наблюдение. Взрослый не вмешивался в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Была выбрана темы игры «Путешествие». Данная тема была выбрана так, чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей; чтобы она не имела четко заданной ситуации и позволяла включать в сюжет игры разные роли. Например, путешествуя, один из детей может заболеть и ему нужно будет обратиться к врачу. Или потребуется строить мост, чтобы перебраться через речку.

Экспериментатор предложил детям: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в путешествие. Кто из вас скажет, что это такое и как оно обычно проходит? (ответы детей). А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости взрослый оказывал минимальную помощь в организации игрового процесса.

Также проводились наблюдения за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей. Наблюдение носило длительный, прямой, сплошной характер.

Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям:

1.  Распределение ролей.

2.  Основное содержание игры.

3.  Ролевое поведение.

4.  Игровые действия.

5.  Использование атрибутики и предметов-заместителей.

6.  Использование ролевой речи.

7.  Выполнение правил.

Каждый критерий оценивался по 4 уровням.

2 и 1 уровень — низкий,

3 уровень — средний,

4 уровень — высокий.

Несмотря на то, что не существует жесткой зависимости между возрастом и уровнем развития игровой деятельности, представляется целесообразным установить следующие возрастные рамки для каждого уровня:

1 уровень — от 2,0 до 3,5 лет,

2 уровень — от 3,5 до 4,5 лет,

3 уровень — от 4,5 до 5,5 лет,

4 уровень — старше 5,5 лет.

1) Распределение  ролей

 1 уровень — отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат — врач, взял поварешку — повар).

Информация о работе Развитие сюжетно-ролевой игры как условие формирования элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста