Развитие сюжетно-ролевой игры как условие формирования элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 06:17, курсовая работа

Краткое описание

Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность дошкольного возраста. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры [47, с.166]. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста
1.1. Изучение вопроса формирования компонентов учебной деятельности у детей дошкольного возраста в психолого – педагогических исследованиях 8
1.2. Место сюжетно – ролевой игры в формировании компонентов учебной деятельности у детей дошкольного возраста 22
1.3. Условия развития игровой деятельности в педагогическом процессе детского сада 31
Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование развития сюжетно-ролевой игры как условия формирования элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Анализ уровня сформированности навыков сюжетно – ролевой игры и компонентов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 39
2.2. Педагогические условия развития сюжетно – ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста 50
2.3. Анализ полученных результатов 54
Заключение 58
Библиографический список 60

Вложенные файлы: 1 файл

Байырмаа 23.05.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

 2 уровень — распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д.

3 уровень — самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.

4 уровень — самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.

2) Основное содержание  игры

1 уровень — действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем).

2 уровень — действие с предметом в соответствии с реальностью.

3 уровень — выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).

4 уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».

3) Ролевое поведение

1 уровень — роль определяется игровыми действиями, не называется.

2 уровень — роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.

3 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.

4 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.

4) Игровые действия

1 уровень — игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление).

2 уровень — расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.

3 уровень — игровые действия многообразны, логичны.

 4 уровень — игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.

5) Использование  атрибутики и предметов-заместителей

1 уровень — использование атрибутики при подсказке взрослого.

2 уровень — самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.).

3 уровень — широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.

4 уровень — использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).

6) Использование  ролевой речи

1 уровень — отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.

2 уровень — наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.

3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

4 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.

7) Выполнение  правил

1 уровень — отсутствие правил.

2 уровень — правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.

3 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.

4 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.

Результаты наблюдения заносились в сводную Таблицу А.1 (Приложение А) и представлены в таблице 1.

Против фамилии каждого ребенка отмечался уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, ставится знак В (высокий), если отстает — не значительно (3 уровень) С (средний), если отстает значительно (1-2 уровни) Н (низкий).

 

 

Таблица 1.

Результаты анализа уровня развития сюжетно-ролевой игры детей на констатирующем этапе исследования

Общее количество детей

 

Уровни

 

 

14

Высокий

Средний

Низкий

Количество

детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

0

0

10

71

4

29




 

 

 

 

 

 

Как видно из таблицы большинство детей 71% имеют средний уровень сформированности навыков сюжетно-ролевой игры. Для данных детей характерно принятие и последовательное изменение игровой роли, которую они реализуют через действия с предметами и ролевую речь. Они свободно вступают в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником. Игры детей не отличались творческим развитием сюжета. В своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности.

 В ходе наблюдения за играми  детей, которые возникали спонтанно  стоит отметить тот факт, что  среди репертуара игр у мальчиков преобладали такие игры, как «В войну», с машинками, по сюжетам мультфильмов: «Человек-паук», «Трансформеры» и др., у девочек: «Дочки-матери», «Больница», «Магазин».

Иногда в основу сюжета игр ложились знания и представления детей об отношениях людей, полученные из прочитанных им книг, просмотренных мультфильмов и т. д. Как правило, такой опыт реализовался в игре с различными, иногда довольно значительными отступлениями от оригинала — сказки, рассказа, мультфильма.

Репертуар игр разнообразием не отличался. Инициатива по организации игры в основном принадлежала одним и тем же детям.

Стоит отметить, тот факт, что игра у четверых испытуемых детей (29%) находятся на низком уровне. Для игр этих детей характерно осуществление условных действий с игрушками и предметами заместителями, выстраивание их в простейшую смысловую цепочку. Данные дети вступали в кратковременное взаимодействие со сверстниками. По характеру дети с уровнем ниже среднего очень замкнутые, малообщительные. Совместной игре ребята предпочитают одиночную, т.е. игру с самим собой.

Таким образом, обобщая  показатели уровня развития сюжетно-ролевой игры детей данной группы, мы можем отметить необходимость обогащения условий для ее развития, так как в группе преобладает средний и низкий уровень ее развития.

Для выявления уровня развития компонентов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста была проведена методика Л. И. Цеханской «Учебная деятельность». Данная методика выявляет умения детей удерживать учебную задачу и руководствоваться ею в ходе выполнения учебных действий (подчинить свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого).

Детям предлагается нарисовать несколько узоров под диктовку, соединяя геометрические фигуры по трем определенным правилам:

1) два треугольника, два квадрата  или квадрат с треугольником  можно соединять только через  кружок;

2) линия узора должна идти  только вперед;

3) каждое новое соединение надо  начинать с той фигурки, на  которой остановилась линия, тогда  линия будет непрерывной и в узоре не получится промежутков.

Верхний ряд состоит из треугольников, средний — из кружков, нижний — из квадратов. Фигурки верхнего и нижнего рядов расположены друг под другом, среднего — в промежутках между ними. В верхней части первой страницы расположена, кроме того, короткая полоска из этих фигур, на которой дан образец узора. Первая страница вводная, она предназначена для того, чтобы дети познакомились с правилами и научились рисовать под диктовку взрослого. После первой серии следуют вторая и третья, которые отличаются только характером узора. Взрослый диктует детям последовательность соединения фигурок медленно, но, не повторяя одно и то же дважды.

Каждое правильное соединение оценивается в два балла. Правильным считается соединение, соответствующее диктанту. Штрафные баллы (по одному) начисляются за лишние соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в начале и в конце узора, т.е. предваряющих диктант и следующих за ним), а также за «разрывы» между правильными соединениями (пропуски «зон» соединения). Все остальные виды ошибок не учитываются вовсе. В - 71-72балла; С- 43-70 баллов; Н- 42-0 баллов за все задание.

Таблица 2

Результаты уровня развития компонентов учебной деятельности у детей (методика «Учебная деятельность» Л.И. Цеханская)

Общее количество детей

 

Уровни

 

 

14

Высокий

Средний

Низкий

Количество

детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

0

0

7

50

7

50


 

Для более дифференцированной характеристики таких умений необходимо обратиться к анализу допущенных ребенком ошибок. Следовательно, из этого было выявлено два типа ошибок. Первый тип связан с неточным выполнением предписаний диктанта: неправильно выбраны элементы соединения, некоторые соединения повторяются, наблюдается пропуск отдельных элементов. Мы их отнесли к низкому уровню развития компонентов учебной деятельности ( 50% детей). Это Анай-Хаак К.,  Настя С., Суметей Т., Сайын С., Урансай Х.,Чыман А., Дарина Х).

Ошибки второго типа допускаются за счет нарушения правил: соединение фигур, минуя кружок, «разрывы» между соединениями, соединение фигур, находящихся одна под другой. Мы их отнесли среднему уровню 50% детей (Альберт О., Аганак А., Билзек С., Найдан Н., Оэлун Д., Шончалай Х., Янчынмаа Т.). Правильным считается соединение, соответствующее диктанту, следовательно, дети с высоким уровнем не обнаружено.

Для выявления уровня развития компонентов учебной деятельности нами так же была проведена методика «Кто больше?» и «Карандаши» (автор Е.Е. Кравцова) с целью выявления способности детей принимать учебную задачу.

Инструкция: «Ты любишь решать интересные задачи? Попробуй решить такую задачу: заяц больше волка, волк больше медведя. Кто в этом случае больше – заяц или медведь? Почему ты так считаешь, как ты узнал?». Эта задача составлена так, что ее смысл противоречит жизненному опыту ребенка. Дети не могли ее решить, если ориентировались только на представляемую, на основе прошлого опыта предметную ситуацию и наличные отношения к ней без учета особых условий решения, которые были оговорены экспериментатором. Однако ориентироваться на противоречащие житейскому опыту условия, - значит, воспринять слова взрослого именно как учебную задачу.

«Карандаши» заключалось в том, что экспериментатор предъявлял детям два карандаша различной длины, причем он держал эти карандаши в руке так, чтобы меньший несколько выступал вперед. Детей просили показать более длинный карандаш.

Следует отметить, что измерение длины предметов (способ их сравнения их по величине) по программе детского сада вводится уже в младшей группе, т.е. все наши испытуемые должны были владеть действием измерения. Осуществленная нами выборочная проверка показала, что это действительно так. Соответственно у детей не должны возникнуть затруднения со стороны способа решения. В то же время, непосредственно воспринимаемые отношения в предметной ситуации данной задачи таковы, что дети, ориентирующиеся только на эти отношения, не могут дать верный ответ. Необходимо было отнестись как к учебной задаче.

 

Таблица 3.

Результаты выполнения задания «Кто больше?» и «Карандаши»

Общее количество детей

 

Уровни

 

 

14

Высокий

Средний

Низкий

Количество

детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

0

0

9

64

5

36


 

По результатам выполнения детьми заданий «Кто больше?» и «Карандаши» каждый ребенок должен быть отнесен к одной из трех групп: дети первой группы с заданием совершенно не справились дали наименьшее количество верных ответов (36%). Они ориентируются не на условия задачи и вводимые ими отношения, а на легко, представляемую на основе прошлого опыта предметную ситуацию. При повторном предъявлении задачи никаких отличий от первого решения обычно не обнаруживается.

Вошедшие во вторую группу показали существенно большее количество (64%) они также не смогли с первого раза, верно решить задачу. Однако ответы их уже не столь просты и импульсивны. Когда их просят объяснить свой ответ, они аппелируют уже не к своему прошлому опыту и здравому смыслу, а обращаются к условиям задачи. При повторном предъявлении задачи многие дети приходят к верному решению, а испытуемых из третьей группы не выявлено.

Информация о работе Развитие сюжетно-ролевой игры как условие формирования элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста