Развитие сюжетно-ролевой игры как условие формирования элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 06:17, курсовая работа

Краткое описание

Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность дошкольного возраста. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры [47, с.166]. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста
1.1. Изучение вопроса формирования компонентов учебной деятельности у детей дошкольного возраста в психолого – педагогических исследованиях 8
1.2. Место сюжетно – ролевой игры в формировании компонентов учебной деятельности у детей дошкольного возраста 22
1.3. Условия развития игровой деятельности в педагогическом процессе детского сада 31
Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование развития сюжетно-ролевой игры как условия формирования элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Анализ уровня сформированности навыков сюжетно – ролевой игры и компонентов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 39
2.2. Педагогические условия развития сюжетно – ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста 50
2.3. Анализ полученных результатов 54
Заключение 58
Библиографический список 60

Вложенные файлы: 1 файл

Байырмаа 23.05.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

По результатам выполнения детьми заданий «Кто больше?» и «Карандаши» 1 ребенок перешел с низкого уровня на средний, а среднего уровня 2 детей на высокий уровень, 8 детей по-прежнему остались на среднем уровне.

Таблица 6

Общее количество детей

 

Уровни

 

 

14

Высокий

Средний

Низкий

Количество

детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

2

14

8

57

4

29




 

 

 

 

 

 

 

По методике «Учебная деятельность» Л.И. Цеханской на констатирующем этапе было выявлено 7 детей со средним уровнем развития компонентов учебной деятельности, после проведённой нами работы по формированию компонентов учебной деятельности, на контрольном эксперименте было выявлено 11 человек. Детей с низким уровнем развития компонентов учебной деятельности на этапе констатирующего эксперимента было 7 детей, на этапе контрольного эксперимента, с низким уровнем развития компонентов учебной деятельности осталось трое детей. Высокий уровень не был выявлен.

Уровни развития учебной деятельности у детей дошкольного возраста по А.П. Усовой на констатирующем этапе к первому уровню было отнесено 8 детей, ко второму 6. На контрольном этапе один ребенок из второго уровня перешел к первому уровню.

Обогащая, игровую деятельность мы установили зависимость между игровой и учебной деятельностью: так дети имеющие средний уровень игры на этапе констатации, на контрольном этапе показали средний уровень, что нашло свое отражение и в уровне учебной деятельности, она стала выше, так например, Билзек и Шончалай на этапе констатации был выявлен средний уровень развития и игровой и учебной деятельности, а на этапе контрольном девочки показали высокий уровень развития игры и высокий уровень учебной деятельности, а у Насти на этапе констатации был выявлен средний уровень игровой деятельности и низкий уровень учебной деятельности, а на этапе контрольном девочка показала средний уровень учебной и игровой деятельности. А у Анай-Хаак на этапе констатации был выявлен низкий уровень развития и игровой и учебной деятельности, на контрольном этапе она перешла на средний уровень развития и игровой и учебной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента. Контрольный этап опытно-экспериментальной работы показал положительную динамику в развитии компонентов учебной деятельности.

 

Заключение

 

В жизни ребёнка дошкольного возраста сюжетно – ролевая игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.

Игра является формой активного творческого отражения ребенком окружающей действительности, ее предметов и явлений. Но это не простое копирование того, что видит ребенок. Дошкольник вносит в игру выдумку, фантазии, поэтому в игре переплетаются реальность и вымысел.

По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры. По мере развития игры ребёнок овладевает компонентами учебной деятельности: определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата; осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов; самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном; планировать деятельность, ориентируясь на её результат. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, в частности, на учебную.

В данной исследовательской работе был рассмотрен вопрос развития сюжетно-ролевой игры как условия формирования элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

В первой части исследования мы рассмотрели научно – теоретические основы формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

Во второй, практический части исследования, нами был организована и проведена опытно-экспериментальная работа. В начале этой работы мы выявили уровни сформированности у 14 детей старшей группы навыков сюжетно-ролевой игры. Результаты показали, что большинство детей находились на среднем уровне. По данным констатирующей диагностики был организован и проведен формирующий эксперимент. В ходе формирующего эксперимента нами был  создан педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста.

Для определения эффективности работы на формирующем этапе эксперимента был проведен контрольный этап. Данные контрольного этапа показали, что у детей экспериментальной группы произошли изменения в повышении уровня сформированности навыков сюжетно-ролевой игре и уровень развития учебной деятельности, но эти изменения не значительные. Данный факт говорит, о том, что исследовательская работа проходила в слишком малые сроки.

Таким образом, гипотеза о том, что между уровнем развития элементов учебной деятельности и компонентами сюжетно-ролевой игры существует связь, подтвердилась.

 

Библиографический список

  1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н.П.Аникеева. – М.: Просвещение, 1987. - 234 с.
  2. Анищенко, О. А. Развиваем в игре / О.А. Анищенко. – М.: Асар, 2000. - 172с.
  3. Барташникова, И. А. Учись играя / И.А. Барташникова, А.А. Барташников. – Харьков: Фолио, 1997. – 186 с.
  4. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре / А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 1979. – 214 с.
  5. Буре, Р. С. Готовим детей к школе / Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1987. - 174с.
  6. Бочкарева, Л. П. О проблемах сюжетно-ролевой игры / Л.П. Бочкарева // Дошкольное воспитание. – 1987. - №7.
  7. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А.Валлон. – М.: Просвещение, 1967. – 345 с.
  8. Венгер, Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М.: Просвещение, 1978. - 127с.
  9. Воронова, В. Я. Творческие игры старших дошкольников / В.Я. Воронова. – М.: Просвещение, 2001.- 356 с.
  10. Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В. Менджерицкой. – М.: Просвещение, 1981.- 56 с.
  11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. - 78 с.
  12. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 2006. - №6.
  13. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. - М.: Просвещение, 1985. - 156 с.
  14. Габай, Т.В. Учебная деятельность и ее средства / Т.В. Габай. -  М.: Просвещение, 1988. – 342 с.
  15. Гринявичен, Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды / Н.Т. Гринявичен. – М.: Педагогика, 2006. – 311 с.
  16. Дошкольная педагогика. / Под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988.- 345 с.
  17. Е.Е. Кравцова, Психологические проблемы готовности детей к обучению школе / Кравцова Е. Е. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.
  18. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И.Жуковская. – М.: Просвещение, 1984.- 142 с.
  19. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре / Р.И. Жуковская. – М.: Просвещение, 1963. – 305 с.
  20. Жуковская, Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду / Р.И. Жуковская. – М.: Просвещение, 1960. – 87 с.
  21. Запорожец, А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978. - 321с.
  22. Зворыгина, Е. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры / Е. Зворыгина, Н. Комарова //Дошкольное воспитание. – 1989. – № 5.
  23. Ивакина, И.А. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников. Учебно-методическое пособие / И.А. Ивакина. – Пенза, 1995. - 234 с.
  24. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др. / Под ред. С.А. Новоселовой. – М., 1989. - 446 с.
  25. Каптерев, П.Ф. О детских играх и развлечениях / П.Ф. Каптерев // Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып. IV. СПб. 1898. – 289 с.
  26. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2002. – 416 с.
  27. Лекции по дошкольной педагогике / Сост. М.И. Васильева, В.Я. Матюхина. – Абакан, 2007. – 219 с.
  28. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики /А.Н.Леонтьев. – М., 1981. - 447 с.
  29. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. – 1996. – №3-25-27 с.
  30. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. – М.: Просвещение, 1982. – 348 с.
  31. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова. — М.: Онега, 1994. - 227 с.
  32. Михайленко, Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова. — М.: Педагогика, 1990. - 174 с.
  33. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду / Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
  34. Михайленко, Н.Я. Педагогические проблемы руководства и управления игрой / Н.Я. Михайленко // Дошкольное воспитание. – 1983. - №12.
  35. Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры / Н.Я. Михайленко, Н.Короткова // Дошкольное воспитание. –1998. - №4.
  36. Михайленко, Н.Я. Формирование сюжетной игры у детей 6 года жизни / Н.Я. Михайленко, Н.Короткова // Дошкольное воспитание. – 1989. - №8.
  37. Михайленко, Н.Я. Проблемы дошкольной игры. Психолого-педагогический аспект / Н.Я. Михайленко, Н.Н. Поддъяков. – М.: Педагогика, 1987.- 443 с.
  38. Михайленко, Н.Я. Формирование совместных предметно-игровых действий / Н.Я. Михайленко // Дошкольное воспитание. 1987.- № 6.
  39. Мухина, В.С. Детская психология / В.С.Мухина. – М.: Просвещение, 1985. - 237 с.
  40. Мухина, В.С. Психологические особенности детей дошкольного возраста / В.С.Мухина // Возрастная и педагогическая психология (Под редакцией Петровского А.В.) – М.: Просвещение, 1973. – 467 с.
  41. Немов, Р.С. Психология. Т. 2. / Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 2000. - 348 с.
  42. Новоселова, С.Л. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей / С.Л.Новоселова, Е.В.Зворыгина // Дошкольное воспитание. – 1983. - №10.
  43. Новоселова, С.Л. Руководство формированием игры / С.Л.Новоселова, Е.В.Зворыгина // Дошкольное воспитание. – 1981. - №4.
  44. Новоселова, С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность / С.Л.Новоселова //Детский сад: от А до Я, 2003.- №6.
  45. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда / С.Л.Новоселова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4.
  46. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Б.Д.Маркова. – М.: Просвещение, 1980.- 330 с.
  47. Поддьяков, Н. Н. Общие вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под. ред. Н.Н. Поддъякова. – М.: Просвещение, 1988. – 166 с.
  48. Подготовка детей к школе / Н.Н. Поддьяков, Л.А Венгер, Т. Беньова и др.; Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: Просвещение, 1989. – 176 с.
  49. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н. Н. Поддьяков, Н. Я. Михайленко. — М.: Педагогика, 1987.- 339 с.
  50. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова. – М.: Педагогика, 1983.- 457 с.
  51. Психологические особенности формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски, И. Ломпшера и др.: Пер. с нем. М., 1981. – 345 с.
  52. Руководство играми детей в дошкольном учреждении / Е. Н. Тверитина, А. С. Баразкова / Под редакцией М. А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1986. – 448 с.
  53. Турченко, В.И. Педагогические условия и средства развития предпосылок самостоятельной сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста / В.И. Турченко. – М.: Автоеф. дис. канд. пед. наук. 1995.
  54. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / Под редакцией А. В. Запорожца / А.П.Усова. – М.: Просвещение, 1976. – 235 с.
  55. Усова, А.П. Обучение в детском саду / Под. ред. А. В. Запорожца / А. П. Усова. – М.: Просвещение, 1981. – 176 с.
  56. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1982. – 381 с.
  57. Флерина, Е.А. Игра и игрушки / Е.А. Флерина. – М.: Просвещение, 1973. - 80 с.
  58. Харламов, И.Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 1999. – 514 с.
  59. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. — М.: Педагогика, 1978. - 227с.
  60. Эльконин, Д.Б. Психология развития / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2001. – 439 с.
  61. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. М.: Просвещение, 1960. - 165 с.

 


 



Информация о работе Развитие сюжетно-ролевой игры как условие формирования элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста