Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 06:17, курсовая работа
Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность дошкольного возраста. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры [47, с.166]. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.
Введение 4
Глава 1. Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста
1.1. Изучение вопроса формирования компонентов учебной деятельности у детей дошкольного возраста в психолого – педагогических исследованиях 8
1.2. Место сюжетно – ролевой игры в формировании компонентов учебной деятельности у детей дошкольного возраста 22
1.3. Условия развития игровой деятельности в педагогическом процессе детского сада 31
Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование развития сюжетно-ролевой игры как условия формирования элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Анализ уровня сформированности навыков сюжетно – ролевой игры и компонентов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 39
2.2. Педагогические условия развития сюжетно – ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста 50
2.3. Анализ полученных результатов 54
Заключение 58
Библиографический список 60
По результатам выполнения детьми заданий «Кто больше?» и «Карандаши» 1 ребенок перешел с низкого уровня на средний, а среднего уровня 2 детей на высокий уровень, 8 детей по-прежнему остались на среднем уровне.
Таблица 6
Общее количество детей |
Уровни | |||||
14 |
Высокий |
Средний |
Низкий | |||
Количество детей |
% |
Количество детей |
% |
Количество детей |
% | |
2 |
14 |
8 |
57 |
4 |
29 |
По методике «Учебная деятельность» Л.И. Цеханской на констатирующем этапе было выявлено 7 детей со средним уровнем развития компонентов учебной деятельности, после проведённой нами работы по формированию компонентов учебной деятельности, на контрольном эксперименте было выявлено 11 человек. Детей с низким уровнем развития компонентов учебной деятельности на этапе констатирующего эксперимента было 7 детей, на этапе контрольного эксперимента, с низким уровнем развития компонентов учебной деятельности осталось трое детей. Высокий уровень не был выявлен.
Уровни развития учебной деятельности у детей дошкольного возраста по А.П. Усовой на констатирующем этапе к первому уровню было отнесено 8 детей, ко второму 6. На контрольном этапе один ребенок из второго уровня перешел к первому уровню.
Обогащая, игровую деятельность мы установили зависимость между игровой и учебной деятельностью: так дети имеющие средний уровень игры на этапе констатации, на контрольном этапе показали средний уровень, что нашло свое отражение и в уровне учебной деятельности, она стала выше, так например, Билзек и Шончалай на этапе констатации был выявлен средний уровень развития и игровой и учебной деятельности, а на этапе контрольном девочки показали высокий уровень развития игры и высокий уровень учебной деятельности, а у Насти на этапе констатации был выявлен средний уровень игровой деятельности и низкий уровень учебной деятельности, а на этапе контрольном девочка показала средний уровень учебной и игровой деятельности. А у Анай-Хаак на этапе констатации был выявлен низкий уровень развития и игровой и учебной деятельности, на контрольном этапе она перешла на средний уровень развития и игровой и учебной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента. Контрольный этап опытно-экспериментальной работы показал положительную динамику в развитии компонентов учебной деятельности.
Заключение
В жизни ребёнка дошкольного возраста сюжетно – ролевая игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.
Игра является формой активного творческого отражения ребенком окружающей действительности, ее предметов и явлений. Но это не простое копирование того, что видит ребенок. Дошкольник вносит в игру выдумку, фантазии, поэтому в игре переплетаются реальность и вымысел.
По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры. По мере развития игры ребёнок овладевает компонентами учебной деятельности: определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата; осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов; самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном; планировать деятельность, ориентируясь на её результат. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, в частности, на учебную.
В данной исследовательской работе был рассмотрен вопрос развития сюжетно-ролевой игры как условия формирования элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
В первой части исследования мы рассмотрели научно – теоретические основы формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.
Во второй, практический части исследования, нами был организована и проведена опытно-экспериментальная работа. В начале этой работы мы выявили уровни сформированности у 14 детей старшей группы навыков сюжетно-ролевой игры. Результаты показали, что большинство детей находились на среднем уровне. По данным констатирующей диагностики был организован и проведен формирующий эксперимент. В ходе формирующего эксперимента нами был создан педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста.
Для определения эффективности работы на формирующем этапе эксперимента был проведен контрольный этап. Данные контрольного этапа показали, что у детей экспериментальной группы произошли изменения в повышении уровня сформированности навыков сюжетно-ролевой игре и уровень развития учебной деятельности, но эти изменения не значительные. Данный факт говорит, о том, что исследовательская работа проходила в слишком малые сроки.
Таким образом, гипотеза о том, что между уровнем развития элементов учебной деятельности и компонентами сюжетно-ролевой игры существует связь, подтвердилась.
Библиографический список