Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:46, реферат
Найду ли я ответы на все эти вопросы? Думаю, да! Но я уверена, что пройдет время, и тогда передо мной встанут новые задачи. Наша профессия отличается тем, что мы должны успевать за временем. Тем не менее, я знаю точно, что, не взирая на время, я буду проносить через свою педагогическую деятельность мысль Л.Н. Толстого «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».
Моя педагогическая философия…………………………………..……с 2
Введение………………………………………………………..………...с 5
3. Глава I: Проблема развития у младших школьников
творческих способностей в процессе изобразительной
деятельности во внеурочное время.
Общая характеристика творческих способностей
младших школьников…………………………………………………….с 7
1.2. Опыт воспитания у младших школьников творческих
способностей в процессе образования………………………………….с 9
4. Глава II: Опытно - экспериментальная работа по
развитию у младших школьников творческих
способностей в процессе изобразительной
деятельности во внеурочное время.
2.1.Цель, задачи и организация экспериментальной работы
по развитию творческих способностей у младших
школьников в процессе изобразительной деятельности
в кружке « Роспись по дереву и фарфору»……………………….…..с 12
2.2. . Педагогические условия развития у младших
школьников творческих способностей в процессе
изобразительной деятельности во внеурочное время…………...……с 17
2.3. . Анализ результатов опытно –
экспериментальной работы по развитию у младших школьников творческих способностей в процессе изобразительной деятельности
во внеурочное время……………………………………………………с 22
Заключение……………………………………………….…..………с 24
Литература…………………………………………………..…...…..с 26
1.2. Опыт воспитания
у младших школьников творчески
способностей в процессе образования.
В нашем понимании, учить самостоятельной творческой деятельности – значит учить ребенка самостоятельно ставить задачи и так же самостоятельно их решать. Обучать творческой деятельности - это, по нашему мнению, добиваться создания школьникам оригинального продукта: модели, макета, художественного или литературного произведения, «изобретения», идеи решения технической задачи.
В процессе творческой деятельности учащиеся должны применять усвоенные ранее знания, умения, навыки, осуществлять их перенос (использовать для разных целей, в разных условиях), комбинировать известные способы деятельности, находить новые пути решения задач. Под многосторонностью мы понимаем ознакомление всех учащихся со множеством различных направлений, обучение их правилом конструирования, работы различными инструментами, создания литературных и художественных произведений и др. А уж кто сколько возьмет от такого обучения - зависит от желания и индивидуальных способностей.
Приобщение учащихся к творческой деятельности должно способствовать развитию у них целостного комплекса качеств творческой личности: быстрой обучаемости; умственной активности; смекалками и изобретательности; стремления и способности добавить новые знания и т.д. Формированием такого комплекса качеств должен стать самостоятельно созданный творческий продукт: модель, макет, скульптура, игрушка, стихотворение, в нашем случае расписанная кухонная доска. И только снабдив учащихся определенными минимумами обще-профессиональных знаний, можно говорить о самостоятельном создании или конкретных оригинальных творческих продуктов, об обучении школьников творчеству.
Уроками творчества я назвала свои уроки потому, что буквально с первых дней школьники приучаются, при единой для всех теме, выполнять практические работы в своем оригинальном варианте (двух одинаковых работ не бывает).
В тех же случаях, когда оригинальный продукт создать нельзя (решение задач по черчению изготовление- изделий по чертежу) я стараюсь развить самостоятельность в выборе композиций, для чего давались большое количество разных композиций на доску, а ученик брал то, какое хотел. Это способствовало быстрому развитию самостоятельности в принятии решений, снимает страх перед заданием.
Развивать творческую способность младших школьников надо очень осторожно, так как это связано с работой различных видов росписи (Хохлома, Гжель, Урало-сибирская, Городец, Дымковская игрушка, Каграпольская игрушка). Поэтому работа над развитием творческих способностей у младших школьников производится поэтапно. Например, возьмем тему «Знакомство и обучение Городецкой росписи». Знакомство с этой росписью продолжается одно полугодие.
Сначала учащиеся знакомятся с элементами этой росписи, учатся их рисовать. После этого дети самостоятельно под руководством учителя составляют композиции из изученных элементов.
Затем дети знакомятся с более сложными моментами в Городецкой росписи это обучение рисовать и расписывать птиц, людей, животных (коней). На каждом этапе обучения у учащихся постепенно развивается творческая способность. Когда дети приступают к расписыванию доски, то уже здесь включается все его творческое воображение, знания, умения, навыки и ученик самостоятельно составляет композицию на доске и расписывает ее, где без творческих способностей также не обойтись.
Как же спроектировать такой большой процесс с «хорошем содержанием». Бессмысленно проектировать «хороший процесс обучения» если нет четкого определения конечной цели. Так же и нельзя создать уроки творчества, предполагающие обучению творчеству вообще, развитие творческих способностей вообще.
При выборе цели я исходила из общих целей обучения творчеству, имеющегося педагогического опыта педагога, который должен был вести уроки творчества; его специальности, квалификации и конкретных условий школы.
В нашем случае это Дом детского творчества, класс самый обычный, без специального отбора, условия для работы типичные, специальность педагога определена так: общее развитие и формирования качеств творческой личности младших школьников. Эта цель может быть достигнута благодаря созданию условий разработанной деятельности для выявления и развития способностей детей (вооружение их способами деятельности, обучение действиями с реальными предметами и их образцами, раскрытие путей и способов осуществления деятельности). Всем этим я и руководствовалась при проектировании уроков творчества.
Известный советский писатель Василий Белов в своей книге «Лад» высказал очень близкую нам мысль: «Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. Поэтому же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом. Грубо говоря, поэтому что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудится (не развивали таланты)». (Цитата В. Белов «Лад» по 7 с 29 )
Раскрыв понятия творческих способностей, и узнав подробно об изобразительной деятельности - можно смело переходить ко второй главе, в которой необходимо опытно – экспериментально проводить уровень развития творческих способностей, предложить модель развития творческих способностей младших школьников, и провести диагностику результатов.
Глава 11. Опытно - экспериментальная работа по развитию у младших школьников творческих способностей в процессе
изобразительной деятельности во внеурочное время.
2.1. Цель, задачи
и организация
процессе изобразительной деятельности в кружке « Роспись по дереву и фарфору».
На основе теоретических положений, рассматриваемых в первой главе, в данном параграфе раскрыты организационные основы опытно-экспериментальной работы, а именно: сущность естественного эксперимента как ведущего метода опытно-экспериментальной работы; ее этапы и основные принципы.
Для организации опытно-
Метод естественного эксперимента дает возможность оперативно включать опытно-экспериментальной работы и многократно производить их с целью проверки.
Исследование данного метода в рамках моего исследования позволило не только эффективно организовать развитие творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности, но и одновременно его исследовать.
В моем исследовании метод естественного эксперимента тесно связан с другими методами исследования. Среди них выступают педагогические наблюдения, беседа, анкетирование, сравнение, анализ, синтез, изучение учебных и творческих работ, оценивания, обобщение и другие методы научного исследования.
Метод наблюдения позволяет отслеживать развитие творческих способностей у младших школьников в процессе их изобразительной деятельности; методы беседы и интервьюирования младших школьников к творческой подготовке в области изобразительной деятельности. Беседа, также давала мне информацию о занятиях младших школьников в области изобразительного искусства в школе.
Метод анкетирования используется мною с целью выявления уровня сформированности у младших школьников теоретических знаний в области изобразительного искусства. Анализ практических работ младших школьников выполненных на деревянных досках, фарфоре, опираясь на знания и умения в процессе изобразительной деятельности.
Метод оценок творческих работ младших школьников, которые я использовала для выявления реального уровня творческих способностей младших школьников. Эти работы представлены в приложении № 1
В результате мной было получено обобщенное представление об уровне творческих способностей младших школьников.
В эксперименте принимало участие 30 детей в возрасте от 9-12 лет. Эксперимент был осуществлен в Доме детского творчества города Верхнеуральска. Список учащихся представлен в приложении № 2.
Цель опытно- экспериментальной работы является экспериментальная проверка достоверности выдвинутой гипотезы о возможности развития творческих способностей в процессе изобразительной деятельности.
Данная цель позволила нам определить следующие задачи экспериментальной работы:
1) провести диагностику наличного уровня творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности;
2) выявить возможность учебно-воспитательного процесса младших школьников для развития творческих способностей в процессе изобразительной деятельности;
3) разработать план реализации педагогических условий развития творческих способностей младших школьников в Доме детского творчества города Верхнеуральска;
4) реализовать план по внедрению педагогических условий развития творческих способностей младших школьников в Доме детского творчества города Верхнеуральска;
5) осуществлять коррекцию
6)проанализировать результаты внедрения комплекса педагогических условий развития творческих способностей в процессе изобразительной деятельности.
Опытно - экспериментальная работа проводилась в 3 этапа. На первом этапе был осуществлен анализ состояния изучаемой проблемы в педагогической теории и практике. С этой целью изучалась философская и психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, проводилось наблюдение за организацией изобразительной деятельности младших школьников в Доме детского творчества города Верхнеуральска. Этот эксперимент позволит выявить возможности изобразительной деятельности, как средства развития творческих способностей младших школьников и определить параметры исследования: проблему, цель, гипотезу, задачи исследования и пути их решения, а также теоретически обосновать объективную необходимость развития творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности.
На этом этапе использовались методы, благодаря которым я получила предоставления об исходном уровне развития творческих способностей младших школьников и их ориентацию на творческую самореализацию в процессе изобразительной деятельности. Данные этого эксперимента были получены с помощью бесед, самооценки их удовлетворенности к творческой подготовке. Анализ творческих работ младших школьников, как продукт их изобразительной деятельности.
На втором этапе был осуществлен формирующих эксперимент, цель которого состояла в реализации разработанных мной педагогических условий развития творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности во внеурочное время. Инструментом развития творческих способностей младших школьников является учебная программа дополнительного образования, кружка «Роспись по дереву и фарфору», которая представлена в приложении № З.
Данные формирующего эксперимента были получены на основе анализа результатов учебных и творческих работ младших школьников, наблюдение за их творческой деятельностью, анализа самооценок, а также статистические методы первичной обработки результатов исследования.
На третьем этапе анализировались и обрабатывались полученные в ходе опытно - экспериментальной работе данные, проверялась результативность разработанного мною комплекса педагогических условий развития творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности во внеурочное время
Все это обеспечивало проверку достоверности выдвинутой гипотезы исследования. На этом этапе основными методами являлись анализ продуктов деятельности младших школьников, синтез, обобщение, систематизация, статистические методы вторичной обработки результатов эксперимента, а также метод сравнения.
Ведущими принципами организацией опытно -экспериментальной работы были принципы целостного изучения исследуемого явления, преемственности, поэтапного развития творческих способностей младших школьников и успешности их деятельности.
Рассматривается:
1) полнота знаний учащихся в области искусства росписи по дереву и фарфору;
2) прочность знаний в области искусства росписи по дереву и фарфору;
3) деятельная активность в области искусства росписи по дереву и фарфору;
4) способность к самооценки уровня развития творческих способностей
Смотря на шкалу оценок четко видно, что экспериментирующий класс «слаб» к знаниям росписи по дереву, к такому выводы я пришла, анализируя первые работы по росписи, по беседе и наблюдением.
Подробности описания реализации комплекса педагогических условий на основе программы по изобразительной деятельности представлены мною во втором параграфе второй главы, а анализ и оценка полученных результатов представлены в третьем параграфе данной главы.
2.2. Педагогические
условия развития у младших
школьников творческих способно