Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:46, реферат
Найду ли я ответы на все эти вопросы? Думаю, да! Но я уверена, что пройдет время, и тогда передо мной встанут новые задачи. Наша профессия отличается тем, что мы должны успевать за временем. Тем не менее, я знаю точно, что, не взирая на время, я буду проносить через свою педагогическую деятельность мысль Л.Н. Толстого «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».
Моя педагогическая философия…………………………………..……с 2
Введение………………………………………………………..………...с 5
3. Глава I: Проблема развития у младших школьников
творческих способностей в процессе изобразительной
деятельности во внеурочное время.
Общая характеристика творческих способностей
младших школьников…………………………………………………….с 7
1.2. Опыт воспитания у младших школьников творческих
способностей в процессе образования………………………………….с 9
4. Глава II: Опытно - экспериментальная работа по
развитию у младших школьников творческих
способностей в процессе изобразительной
деятельности во внеурочное время.
2.1.Цель, задачи и организация экспериментальной работы
по развитию творческих способностей у младших
школьников в процессе изобразительной деятельности
в кружке « Роспись по дереву и фарфору»……………………….…..с 12
2.2. . Педагогические условия развития у младших
школьников творческих способностей в процессе
изобразительной деятельности во внеурочное время…………...……с 17
2.3. . Анализ результатов опытно –
экспериментальной работы по развитию у младших школьников творческих способностей в процессе изобразительной деятельности
во внеурочное время……………………………………………………с 22
Заключение……………………………………………….…..………с 24
Литература…………………………………………………..…...…..с 26
деятельности во внеурочное время.
Во втором параграфе данной главы описан процесс реализации разработанный мною комплекса педагогических условий, обеспечивающих гарантированное и эффективное развитие творческих способностей у младших школьников в процессе изобразительной деятельности. В связи с этим последовательно рассмотрены несколько вопросов:
1) дана характеристика изобразительной деятельности, как частного проявления художественно творческой деятельности человека;
2) обоснованы педагогические условия развития творческих способностей у младших школьников в процессе изобразительной деятельности;
3) представлена комплексная программа по изобразительной деятельности, реализация которой определяет логику развития творческих способностей младших школьников. Характеристика изобразительной деятельности построена на основе концепции человеческой деятельности М.С. Кагана, учитывая при этом, что человеческая деятельность – предмет изучения различных наук и понятий, обладающих фундаментальным значением.
Однако сегодня нет ни одной науки, в которой понятие деятельность употреблялось бы однозначно. Такое положение дает возможность творчески подходить к его трактовке наполняя содержанием в соответствии со спецификой и характером деятельности.
В философской социологической и психологической литературе деятельность человека рассматривается в различных проекциях: как некий реальный процесс складывающийся из совокупности действий и операций (А.Н. Леонтьев); как взаимосвязь противоположных, но предполагающих друг друга акций опредмечивания и распредмечивания (Г.С. Батиецев); как силу, производящую культуру (Э.С. Маркарян); совокупность определенных видовых форм, не обхватанных реальной жизни каждому индивиду (игра, учение, труд) играющих поочередно ведущую роль в онтогенезе (Б.Г. Ананьев). Руководствуясь идеей М.С. Кагана, мы в нашем исследовании применили системный подход к организации изобразительной деятельности младшего школьника, что позволило использовать ее, как средство развития творческих способностей младших школьников.
М.С. Каган предлагает под деятельностью понимать способ существования человека, а его самого, соответственно, определять, как действующее существо.
В рамках моего исследования понятия «деятельность» ряд характеристик, среди которых методологическое значение для нас имеют следующие:
1) это всякого рода
практическая активность
2) социально сформированная и культурно организованная форма человеческой активности, имеющего в своей основе разделения действующего лица и предмета действия, то есть субъекта и объекта (Л.И. Анциферова, В.Г. Афанасьева; М.С. Каган, И.С. Кон и другие);
3) специфически человеческая форма активности отношения человека к окружающему миру с приобретенной направленностью на целесообразное изменение и преображение этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры (Э.Г. Юдин);
4)целеобусловленная направленность личности на конечный результат, в качестве которого выступают, как объекты окружающего мира. Так и сам человек, как субъект деятельности. Таким образом, выполняя деятельность, изменяя и преобразуя мир - человек меняет себя.
Регулятором деятельности, по М.С. Кагану, является, во -первых, мотивы и цели, во - вторых, используемые средства, в -третьих, результат, на основании чего он выделяет три группы видовых разновидностей деятельности. В первую группу он включает преобразовательную, познавательную, целостно ориентационную, коммуникативную и художественную деятельность; во вторую группу - материально - практическую, практически - духовную и отражательно - духовную деятельность; в третью группу репродуктивную (механическую) и продуктивную, то есть творческую деятельность.
В аспекте проблемы исследования формируется понятие «изобразительная деятельность», которая понимается как одна из специфических разновидностей художественной деятельности, и рассматривается, как педагогическое средство. В то же время мы разделяем эти два вида деятельности (изобразительная и художественная) по общественной значимости их результата. Так если результатом художественной деятельности является произведение изобразительного искусства, которое отличается объективной новизной и оригинальностью, а зачастую и историческую ценность для общества, обладает воспитательным воздействием на личность и прочие, то результатом изобразительной деятельности младшего школьника ,является продукт (расписанная композиция на кухонной доске), отличаются новизной зачастую только для его автора (то есть «субъективной» новизной) и представляет ценность только для самого ученика.
Именно это положение послужило, в первую очередь, основанием для употребления термина «изобразительная деятельность», выступает в исследовании в качестве деятельности развития творческих способностей младших школьников.
Итак, изобразительная деятельность младших школьников это вид учебной деятельности, направленный на расширение и углубление знаний младших школьников в области изобразительной грамоты, на совершенствования их умений и осуществление учебно-исследовательской работы в области изобразительного искусства, что в результате обеспечивает развитие творческих способностей младших школьников.
Учитывая, что организация любого процесса состоит в устранении, установлении, приведение в порядок его элементов, под организации изобразительной деятельности мы будем понимать совокупность упорядоченных взаимосвязанных на приведение в систему опыта изобразительной деятельности младших школьников через интеграцию наличного и приобретаемого, индивидуального и нормативного, осознаваемого и неосознаваемого как элементов творческой организации их личности.
Покажем, каким образом реализован в нашем исследовании комплекс педагогических условий развития творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности, понимая под педагогическими условиями применительно к проблеме нашего исследования, совокупность мер организации изобразительной деятельности младших школьников. Обеспечивающих достижение цели развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время. При этом мы учитываем:
1) социальный закон
общества к педагогическим
2) возможности учебно-воспитательного процесса Дома детского творчества для внедрения разработанных педагогических условий развития творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности; индивидуальные особенности младших школьников;
3) ценностную ориентацию младших школьников на данную конкретную деятельность.
На основе теоретического анализа исследуемой проблемы, состояния развития творческих способностей младших школьников Дома детского творчества, я разработала комплекс педагогических условий, необходимых и достаточных для развития творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности во внеурочное время.
Первым условием является учет исходного уровня творческих способностей учащихся, индивидуальных особенностей и личностных потребностей каждого из них, что выступает основанием для формирования у младших школьников направленной мотивации, как одной из важнейших основ творческой направленности личности.
Учет исходного уровня развития творческих способностей у младшего школьника осуществляется на этапе констатирующего эксперимента, методика и результаты которого описаны в первом параграфе второй главы в процессе реализации второго условия обеспечивалось овладение младшими школьниками изобразительной деятельностью на двух уровнях. На образовательно-развивающем уровне, предусматривающим развитие творческих способностей младших школьников в личностном плане и на методическом, ориентированном на их подготовку и управлению творческим развитием младших школьников.
Для развития творческих способностей младших школьников можно использовать задания (см. Приложение 4)
Развитие творческих способностей младших школьников так же способствует внедрение регионального компонента в обучении росписи.
В Приложение №5 представлены конспекты нескольких занятий в кружке росписи.
Таким образом, проводив такие занятия у обучающихся интенсивно растёт и поднимается уровень развития творческих способностей, что способствует быстрому формированию творческой личности.
Итак, представленная реализация разработанного мною комплекса педагогических условий по развитию творческих способностей младших школьников Дома детского творчества, позволяет сделать вывод об эффективности этих условий и возможности их внедрения в целостный процесс подготовки.
2.3. Анализ результатов
опытно - экспериментальной работы
по развитию у младших
В данном параграфе представлен анализ результатов проведенной экспериментальной работы, отражающих динамику развития творческих способностей у младших школьников Дома детского творчества, проявление критериев, показателей и уровней развития творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности в ходе формирования эксперимента. Осуществляется анализ результатов проведенной опытно - экспериментальной работы и делая выводы, мы исходим из того, что в психолого-педагогических исследованиях такие выводы делаются на основании сравнения состояния изучаемого объекта до эксперимента и после его проведения. Кроме того, мы руководствовались теми положениями методологии, как логики исследования, логики деятельности, которые дали нам возможность определить логику экспериментальной работы, наметить ее этапы и отобрать соответствующие методы.
В этом плане одним из важных для нашего исследования методологических принципов является принцип конкретности, то есть анализа конкретной ситуации, требует учета объективного содержания процесса в данной конкретной обстановке.
В этой связи первым этапом исследования был анализ действительного состояния развития творческих способностей у младших школьников в процессе их обучения в школе. В качестве метода подобного анализа я использовала констатирующий эксперимент, как составную и отправную часть последующего исследования.
На втором этапе, согласно проблеме исследования я paзработала модель развития творческих способностей у младших школьников в процессе изобразительной деятельности во внеурочно время. В качестве модели развития творческих способностей у младших школьников в приложении представлена программа и множество развивающихся заданий, а так же фрагмент урока по внедрению регионального компонента. Заключительным этапом исследования является анализ результатов опытно - экспериментальной по развитию творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности. Обработав и проанализировав результаты опытно-экспериментальной работы – всё это можно отобразить в данной диаграмме. (см. Приложение)
На диаграмме четко видно, что эксперимент удался. После эксперимента на высоком уровне оказалось 20 обучающихся, на среднем 8, а на низком 2 ребёнка, это объясняется тем, что оба обучающихся редко посещали занятия по росписи по причине болезни и частых пропусков.
Уроки творчества являются такими не только для обучающихся, но и для педагога. В процессе работы педагог может корректировать последовательность включения, чередования видов труда, типов задач, исходя из создавшегося положения на данный момент.
Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудится, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни к этому и стремились мы в меру своих сил и способностей, организуя наши уроки. И если каждый из нас задастся такой целью, и будет стремиться к ней, выиграют, в конечном счете, не только дети но и сами педагоги - они станут действительно творческими личностями.
Итак, представленная реализация разработанного нами комплекса педагогических условий по развитию творческих способностей младших школьников Дома детского творчества, позволяет сделать вывод об эффективности этих условий и возможности их внедрения в целостный процесс подготовки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.Изучение проблемы развития творческих способностей у младших школьников позволило нам сделать следующие выводы:
В настоящее время насущной стала потребность в творческой личности детей младшего возраста. Это обусловлено тем что учащиеся не способны самостоятельно сделать первые шаги в творчестве, их кругозор не велик. Именно поэтому задача учителя развивать быстрой творческую личность, то есть быстрой обучаемости, умственности и активности, смекалки изобретательности, стремления и способности добавить новые
знания и так далее.
В связи с этим развитие творческих способностей детей младшего возраста становятся одной приобретенных педагогических задач.
2.Одной из предпосылок творческого развития личности является присущий человеку от природы умение творить. Наше исследование доказано, что развитие творческих способностей личности возможно начинать практически в любой момент жизни человека при наличие необходимых и достаточных для этого внешних и внутренних условий, так как способность является одним из наиболее общих духовно - личностных качеств человека и обладает способностью к росту и развитию, что позволяет выделять в нем уровни развития, соотносящегося с уровнями общего развития личности.
3.Творческая способность человека проявляется в разных видах деятельности. В качестве процесса творческих способностей младших школьников Дома детского творчества мы избрали изобразительную деятельность, поскольку я работаю в этой сфере, меня эта проблема волновала, и благодаря этим исследованиям я узнала много способов, как развивать творческие способности во внеурочное время. Творческие способности могут развиваться как стихийно, так и в результате целенаправленного воздействия на личность в процессе организованного воспитания и обучения.