Развитие творческих способностей младших школьников на уроках психологической азбуки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы было выявить влияние коррекционной программы на развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте на уроках психологической азбуки.
Объектом исследования выступили младшие школьники одной из подмосковных школ (контрольная и экспериментальная группы).
Предметом исследования являются творческие способности младших школьников экспериментальной и контрольной групп.
Гипотеза исследования: специально организованная коррекционная программа будет способствовать развитию творческих способностей у детей на уроках психологической азбуки.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психологические основы формирования творческих способностей младших школьников на уроках психологической азбуки 7
1.1. Наука о психическом развитии ребенка — детская психология 7
1.2. Возрастные особенности развития младших школьников 18
1.3. Опыт и психологические проблемы развития творческих способностей младших школьников 25
Глава 2. Исследование творческой активности младших школьников на уроках психологической азбуки 37
2.1. Обобщение исследований творческой активности младших школьников на уроках психологической азбуки 37
2.2 Опытно-экспериментальные этапы развития активности младших школьников на уроках психологической азбуки 40
Заключение 47
Список литературы: 50
Терминология 52

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая №1.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

 

 Глава 2. Исследование творческой активности младших школьников на уроках психологической азбуки

2.1. Обобщение исследований  творческой активности  младших школьников на уроках психологической азбуки

В своей работе  мне  также  пришлось  столкнуться  с дифференцированным подходом к обучению. Мною был проведен ряд исследований. Объектом эксперимента послужили два класса. Оба эти класса — академические, т. е. дети отобраны с помощью системы тестов по лучшим результатам. Возраст детей 7-8 лет. Исследования проводились в период прохождения психолого- педагогической практики в школе №41 на учениках 2А и 2Б классах.

Целью исследований было выявить влияние стимулирования воображения, как психологического процесса, на развитие творческой активности детей младшего школьного возраста на уроках психологической азбуки.

В силу проблем диагностики  такие традиционные методы, как беседы, вопросники, оказываются неэффективными. Младшие школьники испытывают трудности, связанные с недостаточным умением  осознавать, анализировать, выражать словами свои проблемы. Здесь необходимо установление длительного доверительного контакта, в ходе которого становится возможным свободное, откровенное обсуждение конкретных переживаний ребенка. Таким образом, не имея необходимых условий для продолжительного контакта, мне пришлось использовать графические методы исследования. Что в свою очередь дало хорошие результаты.

Совместно с классным руководителем я использовал тест на изучение оригинальности решения задач на воображение.

Подготовка исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок — голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). Подготовить цветные карандаши, фломастеры.

Проведение исследования. Ребенка 7-8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д.).

Обработка   данных.   Выявляют   степень   оригинальности, необычности изображения. Устанавливают  тип решения задач на воображение.

Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).

Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок — голова и т. д.), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).[8]

 

Результаты исследования:

2-А  (экспериментальная  группа) 

Коэффициент оригинальности = сумма типов / количество детей = 62/19 =3,3

 

2-Б  (контрольная группа)

Коэффициент оригинальности = сумма типов / количество детей = 93/28 =3,4

 

2.2 Опытно-экспериментальные этапы развития активности младших школьников на уроках психологической азбуки

Развивающий этап. Этот этап включает работу по развитию воображения, рассчитан на подключение творческого потенциала ребенка.

Виды работы.

Журнал небылицы в  лицах.

Мероприятие проводится в виде соревнования. Класс делится на две команды. Каждая команда — это редакция журнала. У каждого члена редакции свой порядковый номер. Ведущий начинает сказку:

Жил-был маленький  Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с  новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот наконец настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического космического корабля...

На самом интересном месте ведущий останавливается  со словами: “Продолжение следует в  журнале “.......” в номере .......”  Ребенок, у кого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Ребенок должен сказать: “Продолжение следует в журнале “.......” в номере .......” Прервать сказку может ведущий словами:

“Окончание в журнале  “.......” в номере .......”

В результате детского творчества главный герой побывал на многих планетах, встретился с инопланетянами. Однако дети один раз сочинив продолжение о новой планете и ее жителях, повторяли затем то же самое, изменив лишь название планеты. Но конец сказки был довольно интересным. Его придумала Валя Липатникова (!). Она отправила главного героя — Винтика обратно на Землю, где он и остался навсегда, рассказывая своим внукам о далеких планетах и звездах.

В целом этот вид деятельности показал, что детям трудно еще  подключить свободное фантазирование. Они лучше справляются с работой по готовым шаблонам.

 

                        Презентация мира.

Предметное восприятие окружающего  мира, свойственное детям (вот кошка, луна, скамейка, человек, палка и  т. д.), с развитием ребенка преобразуется  в социально-ценностное восприятие, когда подрастающий человек обнаруживает за предметами отношение, видит ценностные связи и взаимоотношения. Такое преобразование протекает незаметно, оно не обозначается каким-то резким переходом, когда бы вдруг простая “скамейка” превратилась бы в “место для отдыха старика, свидания для влюбленных” и т. д. Оно совершается в силу социализации личности, ее духовного развития, интеллектуального и эмоционального обогащения.

Смена предметного восприятия, однако, не всегда происходит вообще. Иногда мы видим человека, который живет среди предметов, фактов, случаев, но он выпадает из общественных отношений, культурных ценностей. Внешне — живет как все, в сущности — живет вне всех, так как исключен из системы ценностных отношений.

“Презентация мира” направлена прежде всего на перевод предметного восприятия мира в его ценностное восприятие. Предъявляется какой-либо предмет группе детей и предлагается описать роль этого предмета в жизни человека, зачем он для человечества, какую роль он играет в стремлении человека к счастью, какие отношения несет в самом себе, когда включен в повседневный быт. Таким образом выявляется для детей духовная ценность материального предмета, смещает границы духовного и материального, развивает способность к одухотворению и в конечном итоге помогает ребенку обрести свою личность, подняться над ситуацией, освободиться от вещно-предметной зависимости.

Для проведения данной работы избирается любой предмет, окружающий детей (нет смысла брать что-то незнакомое детям, как тостер или пуанты ), задается вопрос о его роли в жизни человека, материальном и духовном предназначении, а так же вопрос о личном отношении ребенка к данному предмету. Необходимо создать надлежащую атмосферу, так чтобы все его достоинства и особенности были подчеркнуты, как ценность общечеловеческой культуры. Дети поочередно высказывают свои соображения. При этом они подходят к предмету, берут его в руки, демонстрируя всей группе, раскрывая то содержание, которое обнаружено им.[9]

Предметом презентации  я избрала живую розу, оформив ее красиво в вазе на столе. Для обсуждения были предложены следующие вопросы:

Что значит для нас  простой цветок розы?

Какая от него может быть польза?

Что бы было, если бы роз  не было на земле?

Выскажите ваше личное отношение  к этому цветку?

Реакция детей была довольно интересна. Естественно, прежде всего  дети увидели за розой “подарок”, “любовь”, “поздравления”, “украшение”, “симпатию”, “добрые пожелания”. Интересно, что прозвучала и система  символов: “белая роза — эмблема  печали, красная роза — эмблема любви, желтая роза — эмблема измены”. Артем Гомзяков высказал такое предположение, что если не будет роз, то тогда не будет и любви. Саша Бондарев, подойдя к розе и взяв ее в руки, заявил о том, что она напоминает ему папу, когда он устал, потому что роза уже немного повяла и выглядит грустно, а папа тоже бывает грустным, когда устает. Девочки говорили больше о любви “подарив розу девочке, мальчик так признается ей в любви”.

Делая вывод, хочется  сказать о довольно высоком ценностном восприятии детьми реальности. Поражает их готовность и умение рассуждать, строить выводы, общий высокий уровень интеллекта. В дальнейшем можно усложнить работу, предлагая детям самим выбрать предмет презентации, им может стать явление, событие, факт, процесс.

Что на что похоже.

Развитие воображения  играет большую роль в творческом воспитании личности ребенка. Необходимо как можно больше включать в практику виды деятельности направленные на активизацию  процессов воображения. Хочу предложить следующую работу в этом направлении.

Данное мероприятие  проводится в форме игры. В ней  могут участвовать до 30 детей, роль ведущего лучше взять на себя учителю. Дети с помощью ведущего выбираю 2-3 человека, которые должны на несколько  минут быть изолированы от общей  группы. В это время все остальные загадывают какое-то слово, желательно предмет. Затем приглашаются изолированные ребята. Их задача — отгадать то, что было загадано с помощью вопроса: “На что это похоже?”. Например, если загадано слово “бантик”, то на вопрос: “На что это похоже?” из зала могут поступать такие ответы: “На пропеллер у самолета” и т. д. Как только водящие догадываются о том, что было загадано, ведущий меняет их, и игра повторяется снова.

Такой вид работы позволяет  развивать у детей образное мышление, способствует активизации навыков работы в коллективе.

В моем классе такая работа показала, что у детей не достаточно развито образное мышление. Им довольно трудно было справиться, что говорит  о низком уровне ассоциирования. Безусловно такая работа оказалась полезна.

 

Театр "Рукавичка".

Форма игры в театр  определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей. Представляя  тот или иной персонаж в различных  ситуациях, ребята огорчаются, радуются, веселятся, сердятся, негодуют — эмоционально осваивают мир отношений и формы их проявления, что способствует более глубокому пониманию духовных связей в реальной жизни. Кроме того используя народные литературные произведения, мы тем самым приобщаем детей к национальной культуре, русскому фольклору.

Цель работы — обучение выразительному чтению на основе подражания, многократного перечитывания, развития памяти, речи, простейших движений, умения говорить перед аудиторией.

Деятельность ребенка  ориентирована на образец. В процессе общения воспитатель — взрослый своим примером обучает речи, движению, поведению, оказывает неназойливую помощь если дети что-то забыли. Основа поведения взрослого - доброжелательность, разумность, спокойствие и заинтересованное участие.

Данный вид деятельности очень удобен не только для внеклассной работы, но и как форма проведения уроков чтения, литературы.

Реквизит (куклы-рукавички) — это опора для воссоздающего  воображения,  понимания  характера  персонажа,  предпосылка  к раскрепощению  чувств, движений, к свободе речи. Привлекает и значительная простота в изготовлении самих кукол, можно отыскать старые перчатки, варежки, а уж на их основе с помощью кусочков материи, разноцветной бумаги, пуговиц, иголки с ниткой, ножниц и фантазии можно сделать и детку с бабкой, и мышку, и лису, и собачку и т. д.

Для постановки я взяла  русскую народную сказку “Петух и  собака”. Сказка рассказывается от лица Петрушки в ярмарочном балагане.

 

 Констатирующий этап. По окончании развивающего этапа (через 25 дней) нами был проведен контрольный эксперимент определения влияния развивающей программы на динамику способности к творческому восприятию у детей контрольной и экспериментальной группы.

                                              Результат исследования.

2-А  (экспериментальная  группа)

Коэффициент оригинальности = сумма типов / количество детей = 72/17 =4,23

 

    2-Б (контрольная группа)

Коэффициент оригинальности = сумма типов / количество детей = 92/22 =4.18

 

Подсчет коэффициента оригинальности в экспериментальной и контрольной  группах показал его значительный рост в экспериментальной группе и практическое отсутствие в контрольной.

Для обоснования значимости влияния коррекционной программы  на развитие творческих способностей воображения у младших школьников был использован непараметрический  статистический c2 ¾ критерий.

Ученики каждой группы были разделены  на категории: “произошли изменения”, “не произошли изменения”. В  результате мы построили четырехклеточную таблицу:

 

 

Да

Нет

Экспериментальная группа

11

8

Контрольная группа

4

24

Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников на уроках психологической азбуки