Развитие творческих способностей подростков в детской музыкальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – диагностика творческих способностей подростков при применении методики элементарного музицирования в процессе обучения.
В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
- выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы;
- определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей;
- определение основных направлений педагогических задач по развитию креативных способностей в школьном возрасте;
- выявление эффективность работы методики элементарного музицирования в процессе школьного воспитания.

Вложенные файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Word.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)


 

Введение

 

Одной из основных и непростых задач  в школе является развитие творческих способностей детей. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений и эмоций. Стремление развить эти качества у учащихся движет преподавателями школы.

Развитие творческого потенциала детей и подростков – одна из важнейших проблем современной практической педагогики и психологии. В этой связи особое значение приобретает своевременная психолого-педагогическая поддержка одарённых детей в образовательном процессе.

Главное в педагогике творчества –  не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л.Н.Толстой) в душе ребенка, школьника, начинающего мастера. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью (от латинского creatio – творчество, сотворение).

Творчество это деятельность, порождающая  нечто качественно новое, никогда  ранее не бывшее. Включенность в  эту деятельность обеспечивает определенная совокупность свойств личности - творческие способности, а так же порождает новые духовные и материальные ценности.

Проведенные исследования на материале  различных учебных предметов  убеждают, что развитие творческого  мышления оказывает самое благоприятное  влияние на формирование у школьников познавательных творческих интересов.

Данная работа опирается на научные  исследования Д.Н. Богоявленского, Е. Я. Голанта, В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, Ю.З. Гильбуха, О.М. Дьяченко, А.В. Запрожец, В.В. Клименко, Н.С. Лейтеса, Е. И. Кабанова-Миллера, В.А. Моляко, М. Б. Теплова.

Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс развития творческих способностей на базе детской школы искусств. Цель данного исследования – диагностика творческих способностей подростков при применении методики элементарного музицирования в процессе обучения.

 В ходе работы мы ставим  перед собой следующие задачи:

 

  • выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы; 
  • определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей;
  • определение основных направлений педагогических  задач по развитию креативных способностей в школьном возрасте;
    • выявление эффективность работы методики элементарного музицирования в процессе школьного воспитания.

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе даётся определение творчества и творческих способностей, рассматриваются их  компоненты и основные этапы развития на основе анализа педагогических трудов.

Вторая глава посвящена определению  эффективности работы традиционных методик в отношении развития творческих способностей детей путём диагностики творческих способностей школьников. Предлагается комплекс мер, направленный на оптимизацию процесса развития этих способностей в школьных учреждениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Общие понятия творческие способности

1.1 Понятия  творчество и творческие способности

 

Творчество - это деятельность, порождающая  нечто качественно новое, никогда  ранее не бывшее. Включенность в  эту деятельность обеспечивает определенная совокупность свойств личности - творческие способности, а так же порождает новые духовные и материальные ценности[11].

Творческие способности (Креативность) - это совокупность психических свойств, обеспечивающих творчество. Эти свойства характерны для творческой личности с оригинальным, нестандартным мышлением. К ним относят воображение, гибкость ума, дивергентное мышление, мотивации творчества и другие свойства.[12]

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое  нами понятие тесным образом связано  с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть  поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными[13]. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек

воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, в самом общем  виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода[14].

Так как элемент творчества может  присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

 

1.2 Компоненты  творческих способностей

 

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И  вопрос о компонентах творческого  потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление [1, 436]. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации  из  элементов,  которые  большинство  людей  знают  и  используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями: 

  1. быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество);
  2. гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей;
  3. оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми);
  4. законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид. 

Известный отечественный исследователи  проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности [2,6-36]:

- способность видеть проблему там, где её не видят другие; 

- способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы;

- способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой; 

- способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части;

- способность легко ассоциировать отдалённые понятия;

- способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту; 

- гибкость мышления;

- способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки;

- способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний; 

-  способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией; 

- лёгкость генерирования идей;

- творческое воображение;

- способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории [3, 54-55].

1. Релизм воображения – образное  схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития цедостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий. 

2. Умение видеть целое  раньше частей. 

3. Надситуативно – преобразовательный  характер творческих решений  – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу. 

4. Экспериментирование  - способность сознательно и целенаправленно  создавать условия,  в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях. 

Ученые и педагоги, занимающиеся теорией и алгоритмом решения изобретательских задач, считают, что одним из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности [4]:

- способность рисковать;

- дивергентное мышление;

- гибкость в мышлении и действиях;

- скорость мышления; 

- способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые; 

- богатое воображение;

- восприятие неоднозначности вещей и явлений; 

- высокие эстетические ценности;

- развитая интуиция. 

Анализируя представленные выше точки  зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению,  исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей. 

Исходя из этого, можно  определить основные направления в  развитии творческих способностей детей: 

1. Развитие воображения. 

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. 

 

1.3 Развитие творческих  способностей

 

Любые задатки, прежде чем  превратиться в способности, должные  пройти длительный путь развития. Для  многих человеческих способностей это  развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка физиологической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга. Попробуем проследить эти этапы на примере развития таких способностей, в основе которых лежат явно выраженные анатомо-физиологические задатки, хотя бы в элементарной форме представленные с рождения[10].

Первичный этап в развитии любой такой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у   ребенка   общих   способностей,   определенный   уровень   которых  выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей[15].

Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами  продолжается в школе, особенно в  младших классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать правильно организованная   учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности[16]. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.

Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность (одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей). Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя.

Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые  одновременно включается человек, выступает  как одно из важнейших условий  комплексного и разностороннего  развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности[17].

Информация о работе Развитие творческих способностей подростков в детской музыкальной школе