Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:08, курсовая работа
Цель нашего исследования - изучение проблемы развития творческих способностей дошкольников в аппликации.
Цель, объект, предмет исследования предопределили постановку и решения следующих задач:
- Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы.
- Определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей.
Введение……………………………………………………………………3-7
Глава 1. Развитие творческих способностей детей как психолого-педагогическая проблема
1.1 Условия успешного развития творческих способностей у детей дошкольного возраста…………………………………………………………8-17
1.2 Виды аппликации. Её влияние на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста………………………………………………18-21
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по использованию аппликации в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста……………………………………22-23
2.2. Развитие творческих способностей старших дошкольников в аппликативной деятельности………………………………………………24-26
2.3 Анализ результативности проведённой работы по развитию творческих способностей старших дошкольников в аппликативной деятельности…………………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………28-31
Список литературы…………………………………………………..32-33
Приложение……………………………………………………………34-60
1. Методика" Солнце в комнате"
Основание. Реализация воображения.
Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.
Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.
Инструкция к проведению.
Воспитатель, показывая ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной".
Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для "исправления" картинки.
Обработка данных.
В ходе обследовании воспитатель оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:
а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла.
б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.
2. Методика "Складная картинка"
О с н о в а н и е. Умение видеть целое раньше частей.
Ц е л ь. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.
М а т е р и а л. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см)
Инструкция к проведению.
Воспитатель, предъявляя ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслушав ответ, воспитатель складывает картинку и спрашивает: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка".
Обработка данных.
В ходе обследования ребенка воспитатель фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего – 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:
Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала похожа на мостик" и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.
3. Методика "Как спасти зайку"
Основание. Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений.
Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
М а т е р и а л. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.
Инструкция к проведению.
Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Воспитатель, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"
Обработка данных.
В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.
Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.
Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.
Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.
Приложение 2
Результаты
диагностики универсальных
дошкольников (в баллах)
констатирующий эксперимент
Фамилии детей |
Реализм воображения Min 1 балл Max 5 баллов |
Способность видеть целое раньше частей Min 5 баллов Max 15 баллов |
Надситуативно- Min 1 балл Max 3 балла |
Беляева Людмила |
2 |
15 |
1 |
Бородай Владимир |
3 |
10 |
1 |
Вакулов Павел |
3 |
10 |
3 |
Елисеев Сергей |
2 |
12 |
3 |
Еремина Саша |
2 |
15 |
3 |
Жидких Станислав |
2 |
10 |
1 |
Кольцова Евгения |
3 |
15 |
1 |
Лапина Юлия |
1 |
15 |
1 |
Макарова Анна |
2 |
13 |
3 |
Никитин Алексей |
3 |
15 |
1 |
Прокопова Ксения |
1 |
14 |
3 |
Симакова Настя |
3 |
15 |
1 |
Уразова Анна |
2 |
10 |
2 |
Общие результаты диагностики универсальных творческих способностей по группе
Способности |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Реализм воображения |
61,5% |
38,5% |
0% |
Способность видеть целое раньше частей |
0% |
30% |
70% |
Надситуативно- |
54% |
8% |
38% |
Перспективный план работы по аппликативной деятельности
Месяц |
Вид деятельности Тема |
Задачи | |
Ыва Октябрь |
1 |
Аппликация «Осенние цветы»
Рассматривание цветов, определение их формы, окраски |
Учить изображать различные цветы приёмами симметричного вырезывания; развивать способность видеть целое раньше частей; воспитывать интерес к аппликативной деятельности.
Учить выделять характерные особенности осенних цветов. |
Октябрь |
2 |
Коллективная аппликация «Яблоки и груши»
Рассматривание натюрморта П.Кузнецова «Утро» |
Формировать умения передавать различие в форме яблока и груши; вырезать груши, передавая особенности их формы.
Воспитывать интерес к произведениям художественного искусства; учить находить сходства и различия в картинах разных художников. |
Октябрь |
3 |
Аппликация «Узор на фартуке»
Организация выставки изделий, выполненных народными мастерами, рассматривание орнаментарной аппликации. |
Формировать умение украшать силуэты фартуков элементами геометрического узора с использованием мотивов народного орнамента; красиво сочетать цвета, использовать разное расположение узора. |
Октябрь |
4 |
Аппликация «Многоэтажный дом»
Целевая прогулка по микрорайону. |
Учить передавать строение и части дома современной архитектуры путем сочетания прямоугольников разной величины и цвета
Рассматривание особенностей домов, их строения, различия по высоте, элементам украшения. |
Месяц |
Вид деятельности Тема |
Задачи | |
Ноябрь |
1 |
Аппликация с натуры «Букет из листьев в вазе»
Составление экибан из осенних листьев. |
Учить вырезать осенние листья из прямоугольника путем складывания его пополам, держа за сгиб; составлять красивый букет, используя сочетания ярких форм, с синим фоном.
Знакомство с искусством «Экибана». |
Ноябрь |
2 |
Коллективная аппликация «Улица»
Прогулка по близлежащей улице. |
Закреплять умение изображать многоэтажные дома, виды городского транспорта и размещать силуэты на плоскости; уметь договариваться о содержании и последовательности выполнения задания. Рассматривание домов, стоящих в ряд, различного вида транспорта. |
Ноябрь |
3 |
Аппликация «Любимые герои мультфильмов»
Беседа о содержании и персонажах любимых мультфильмов. |
Учить передавать образ героя мультфильма, вырезая силуэт из сложенной пополам заготовки и используя дополнительные наклейки; проявить творчество, самостоятельность. Выделение внешних особенностей персонажей мультфильмов. |
Ноябрь |
4 |
Аппликация «Веселые клоуны»
Театрализованная деятельность «К нам приехал цирк». |
Учить более точно вырезать круги, соизмерять их по величине, сочетать по цвету для передачи выразительного образа клоуна.
Учить детей самостоятельно составлять мини- сценки, развивать фантазию, творческое воображение. |
Месяц |
Вид деятельности Тема |
Задачи | |
Декабрь |
1 |
Аппликация «Морское дно»
Наблюдение за рыбками в аквариуме. |
Учить изображению на глаз разных по форме и строению рыб; формировать умение составлять композицию, активизировать творческий подход детей к трактовке темы.
Выделение контура рыб, их окраски, особенностей строения. |
Декабрь |
2 |
Коллективная аппликация «Сказочный дом в лесу между елками» |
Учить детей вырезать елочки приемом складывания заготовки пополам; свободно размещать вырезанные фигуры на листе, сочетая их по цвету; учить творчески воплощать тему. |
Декабрь |
3 |
Аппликация «Дед Мороз и Снегурочка»
Сочинение стихотворения о Дед Морозе и Снегурочке. |
Учить изображать внешние особенности новогодних персонажей, продолжать осваивать приемы симметричного вырезывания.
Развивать фантазию, умение рифмовать. |
Декабрь |
4 |
Аппликация «Нарядная ёлочка» |
Продолжать учить вырезать ёлку и украшения для неё (шары, гирлянды, зверюшек), используя знакомые приемы; обучать созданию яркого и нарядного украшения; развивать фантазию. |