Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование системы форм и методов развития творческого потенциала учащихся в учреждениях дополнительного образования.
Рассматривая понятие
«творческая активность» с
Творческая активность -
это мотивированная готовность личности
к творческой деятельности, определяемая
скоростью включения в нее, эффективностью
выполнения творческого задания
и стремлением к личностному
самосовершенствованию в
Для успешного развития творческого потенциала личности необходимы такие качества, которые открывают в ней созидателя. Основными при этом являются: творческая активность, оригинальность, способность и стремление к внесению новизны, комбинированию идей, перевоплощению мобилизации сил и прошлого опыта, наличие развитого воображения и эмоциональной отзывчивости, творческая инициатива. Под последней понимают внутреннее побуждение к новым формам творческой деятельности. Инициатива представляет собой разновидность общественной активности, социального творчества, предпринимаемого лицом или группой и иногда отождествляется с активностью. Инициатива выражается в добровольной деятельности, в творческом отношении к труду и сложившимся способам поведения.[9,с.100]
Необходимым условием развития творческого потенциала также является развитая эмоциональная сфера личности, ибо творчество невозможно без переживания. Эмоции являются отражением отношения человека к окружающему миру, к людям, к выполняемой деятельности, поэтому одним из условий успеха творческой деятельности нужно рассматривать эмоциональное переживание. Для успешного развития творческого потенциала личности необходимо расширение ее опыта (эмоционального, интеллектуального, социального и т.д.)[14,с.213].
В процессе гуманизации сферы образования
немаловажная роль принадлежит дополнительному
образованию, которое позволяет
реализовать сотрудничество, совместное
творчество педагога и ребенка. Дополнительное
образование – это особое (внеучебное
для школьника) образовательное
пространство. Оно решает задачи не
только социализации, но и индивидуализации
личности и становится основным фактором
развития творческих способностей. Оно
предназначено для свободного выбора
и освоения детьми дополнительных образовательных
программ, которые близки их природе,
отвечают внутренним потребностям, помогают
удовлетворять интересы, реализовать
творческий потенциал и т.д. Дополнительное
образование детей оказывает
существенное влияние на процесс
творческого развития личности ребенка,
его самоопределения при
Современное состояние образования
сталкивается с необходимостью интеграции
основного и дополнительного
образования в интересах
В данной статье представлены основные
моменты практической разработки, направленной
на развитие приемов творческого
самовыражения подростков в рамках
духовно-нравственной культуры, развитие
параметров креативного мышления (авторы
– Лузина А.Н., Юшкова Т.Ф.). Содержание
мероприятий, представленных в программе,
позволяет совместно
Триада «ценности – цели – действия» задает путь развития личности. Для этого необходимо наличие объективных нравственных границ, идеалов, которые заложены не только в законах, но и самой человеческой природе. Данная программа исходит из признания приоритета традиционных духовно-нравственных ценностей, лежащих в основе преемственности поколений.[3,с.234]
Для подростков крайне важно быть понятым и принятым, иметь возможность получить отклик и поддержку окружающих. Самореализация является процессом и результатом создания творческого продукта, идеи, через который личность познает себя, воплощает свои ценности, учится ценить творчество и индивидуальный мир других людей. Творческий процесс требует включения не только интеллектуальных возможностей, мышления, воображения, но и духовно-нравственных компонентов. Созданное без любви, интереса, самоотдачи, осознания значения результата для окружающих людей уже не является творческим продуктом, и, следовательно, не несет той ценности для личности, которая содержится в творческом процессе.[11,с.67]
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
2.1. Организация и методы исследования.
Целью применения данной методики было изучить оригинальность детей с помощью задач на воображение, где дети смогут показать, насколько оригинально они смогут решить простые задачи.
Для изучения уровня воображения детей была использована методика «Дорисуй картинку».
Мы взяли 2 группы детей возрастом 7-8 лет. В первой группе количество детей 19 человек, а во второй – 28. в первой группе посещаемость детей лучше, чем во второй. Так же, дети из 1 группы больше заинтересованы творчеством. Они посещают больше кружков, чем дети из 2 группы.
Подготовка исследования.
Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок - голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник и т. д.). Подготовить цветные карандаши, фломастеры.
Проведение исследования.
Детей просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать ( вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д.).
Следующий этап – развитие
у детей творческого
Для реализации целей исследования
нами были выбраны несколько методик. Пер
Мероприятие проводится в виде соревнования. Класс делится на две команды. Каждая команда - это редакция журнала. У каждого члена редакции свой порядковый номер. Ведущий начинает сказку:
Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот наконец настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического корабля…
На самом интересном месте ведущий останавливается со словами: «Продолжение следует в журнале «…….» в номере…….» Ребенок, у кого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Ребенок должен сказать: «Продолжение следует в журнале «…….» в номере…….» Прервать сказку может ведущий словами: «Окончание в журнале «…….» в номере…….»
В результате детского творчества главный герой побывал на многих планетах, встретился с инопланетянами. Однако, дети один раз сочинив продолжение о новой планете и ее жителях, повторяли затем, то же самое, изменив лишь название планеты. Но конец сказки был довольно интересным. Девочка отправила главного героя - Винтика обратно на Землю, где он и остался навсегда, рассказывая своим внукам о далеких планетах и звездах.
Следующая методика «Презентация мира» направлена прежде всего на перевод предметного восприятия мира в его ценностное восприятие. Предъявляется какой-либо предмет группе детей и предлагается описать роль этого предмета в жизни человека, зачем он для человечества, какую роль он играет в стремлении человека к счастью, какие отношения несет в самом себе, когда включен в повседневный быт. Таким образом, выявляется для детей духовная ценность материального предмета, смещает границы духовного и материального, развивает способность к одухотворению и в конечном итоге помогает ребенку обрести свою личность, подняться над ситуацией, освободиться от вещно-предметной зависимости.[18,с.105]
Для проведения данной работы избирается любой предмет, окружающий детей (нет смысла брать что-то незнакомое детям, как тостер или пуанты), задается вопрос о его роли в жизни человека, материальном и духовном предназначении, а так же вопрос о личном отношении ребенка к данному предмету. Необходимо создать надлежащую атмосферу, так чтобы все его достоинства и особенности были подчеркнуты, как ценность общечеловеческой культуры. Дети поочередно высказывают свои соображения. При этом они подходят к предмету, берут его в руки, демонстрируя всей группе, раскрывая то содержание, которое обнаружено им. [21,с.28].
2.2. Анализ интерпретаций полученных данных.
По первому этапу мы провели методику «Дорисуй картинку».
Выявляют степень
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое ( свободное фантазирование).
Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта ( дерево ), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).
Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).
Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок – голова и т. Д.), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).[7]
Коэффициент оригинальности первой группы = сумма типов / количество детей =86/19=4,5
Коэффициент оригинальности второй группы = сумма типов / количество детей =115/28=4,1.
С помощью данной методики мы выявили,
что оригинальность мышления зависит
от интенсивности творческого
Второй этап заключался в развитии творческого потенциала. Мы провели ряд методик и одной из них была методика Селиванова В.С. «Журнал небылицы в лицах».
В целом эта методика показала, что детям трудно еще подключить свободное фантазирование. Они лучше справляются с работой по готовым шаблонам. К сожалению, за неимением необходимых средств ТСО, я не смогла дословно зафиксировать работу детей.[15,с.18]
Предметное восприятие окружающего
мира, свойственное детям (вот кошка,
луна, скамейка, человек, палка и
т.д.), с развитием ребенка
Смена предметного восприятия, однако, не всегда происходит вообще. Иногда мы видим человека, который живет среди предметов, фактов, случаев, но он выпадает из общественных отношений, культурных ценностей. Внешне - живет как все, в сущности - живет вне всех, так как исключен из системы ценностных отношений.[10,с.19].
Для осуществления методики «Презентация мира» мы избрали живую розу, оформив ее красиво в вазе на столе. Для обсуждения были предложены следующие вопросы:
Информация о работе Развитие творческого потенциала в системе дополнительного образования детей