Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством аппликации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 12:51, дипломная работа

Краткое описание

Изучение развития изобразительного творчества ребенка является важнейшей проблемой художественной педагогики. Особенно актуальна проблема развития творчества ребенка в аппликации.
В практике пока существует недооценка занятий аппликацией во всех возрастных группах детского сада, они и проводятся реже, чем рисование и лепка.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Проблема развития детского творчества у старших
дошкольников в художественной педагогике и
психологии. 7
1.1. Теоретические основы развития творчества у
детей 6-7 лет. 7
1.2. Влияние занятий аппликации на развитие
творчества у дошкольников. 12
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию
творчества у детей старшего дошкольного
возраста посредством аппликации. 17
2.1. Изучение уровня развития творчества у
детей старшего дошкольного возраста. 17
2.2. Экспериментальное исследование развития
творчества у старших дошкольников посредством
аппликации. 25
2.3. Контрольный срез. 34
Заключение 39
Литература 41
Приложение 47

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 292.50 Кб (Скачать файл)

Для дальнейшей изобразительной деятельности и  развития творческих начал этот период играет важную роль, так как ребенок  знакомиться с тем материалом, с помощью которого он может воплощать  свои представления в образах.

Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом следы могут что-то обозначать, и по своему желанию или по предложению взрослого он старается нарисовать какой-то предмет, тогда его деятельность приобретает уже изобразительный характер. У ребенка уже есть замысел, цель, которые он стремится осуществить.

Таким образом, первый этап творческого процесса –  возникновение замысла – имеется  и в деятельности ребенка. Чем  меньше ребенок, тем быстрее он приступает к выполнению задуманного. В творчестве детей часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения, включения в рисунок, не относящихся к общему, деталей.

Старший дошкольник способен к некоторым элементам  предварительного продумывания и содержания, и средствам выполнения. Он уже  может самостоятельно решить, что он будет рисовать или лепить по своему выбору или на заданную тему, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить изображаемый предмет.

В процессе работы ребенок реализует этот план, дополняя его в соответствии с содержанием.

Изучению своеобразия детского изобразительного творчества в педагогике посвящен ряд педагогических и психологических исследований.

Определение детского творчества одной из первых дала Е.А.Флерина: «Детское изобразительное  творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к окружаемому».

Сакулина Н.П. рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, то есть умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, выражающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала.

Ветлугина Н.А. считает, что предпосылкой к продуктивному творчеству является формирование художественно-образного начала. Самостоятельное сенсорное освоение детьми качества предметов является источником их творчества.

Образ, созданный  детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так  как глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретенных навыков.

Исследователи детского творчества - Казакова Т.Г., Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Флерина Е.А., Халезова Н.Б. и другие отмечают, что многие выразительные средства доступны в определенной степени ребенку дошкольного возраста.

К созданному ребенком целостному образу нужно относиться с учетом его возраста. Маленький  ребенок не может дать полное изображение предмета. Даже у старшего дошкольника формы предмета и его частей обобщены (округлая, продолговатая, без всего разнообразия их вариантов и мелких изгибов), но вся конструкция предмета, наличие разнообразных деталей говорит о желании ребенка создать образ, соответствующий реальному.

Выразительность образа достигается с помощью  изображения деталей и дополнительных предметов, создающих обстановку.

Наиболее  доступным выразительным средством  для дошкольника является использование  цвета. Цвет в изобразительном искусстве является важным средством выражения художественного замысла, идеи произведения.

Ребенок наслаждается каким-либо цветом карандаша, краски, закрашивая им все подряд. Познакомившись со многими  цветами, дети часто используют их как выразительное средство, помогающее сделать изображение красивее, наряднее, то есть используют его в декоративном плане.

Постепенно  дети отходят от декоративной окраски, овладевая разными оттенками. С  развитием восприятий и эстетических чувств они начинают использовать цвет для передачи настроения образа. Хотя все же используют цвет и в эмоциональном плане: то, что нравится, окрашивают в яркие тона, нелюбимые, страшные образы – в темные.

Это положение  об использовании цвета как выразителя эмоционального отношения ребенка к изображаемому, выдвинутое еще Флериной Е.А., подтверждается исследованиями Езикеевой В.А., Кампанцевой Л.В., Мухиной В.С.  и другими.

Передача  динамического состояния изобразительного объекта также является одним  из выразительных средств, используемых ребенком. Детям старшего дошкольного возраста вполне доступна эта передача.

Но выражение  динамики все же является сложным  для ребенка, потому что с движением  меняется форма и расположение частей предмета. Поэтому часто, несмотря на выразительность образа, форма его бывает искаженной.

Детское творчество характеризуется также использованием композиционных средств, в первую очередь  ритма и симметрии. Они не только придают стройность, гармоничность  самому образу и всей картине, но и  облегчают изображение, что особенно важно для детей, еще не овладевших изобразительными навыками.

Поскольку ритм свойственен движениям человека вообще, ребенок быстро начинает его  использовать сознательно с целью  выполнить работу красиво. В старшем  дошкольном возрасте чувство ритма помогает создать композиционно заполненную картину, как в рисунке, так и в аппликации.

 

1.2. Влияние занятий аппликации на развитие творчества у дошкольников.

 

Приобщение ребенка  к миру прекрасного открывает  перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании.

Аппликация  считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренной «Программой  воспитания и обучения в детском саду» для дошкольников. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески переработать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Приобретенные ранее умения и навыки дети воплощают в созидательной деятельности: мастерят красочные панно, декорации для настольного и теневого театра, костюмы, подарки младшим детям, родителям и прочие вещи.

Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности.

Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, снижает качество результатов деятельности, сковывает детскую инициативу. И наоборот, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, нашивания аппликации на основу, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе.

На занятиях дошкольники знакомятся со свойствами разных материалов (кожа, бумага, солома, ткань и т.п.), учатся различать  геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги.

Большая роль в аппликации принадлежит ее цветовому  оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Цвет эмоционально влияет на малыша, увлекая его красочностью, яркостью. Поэтому важно целенаправленно развивать чувство цвета как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира и произведений искусства. Воспитатель должен постоянно разъяснять детям, почему нужно брать для аппликации тот или иной цвет, какие к нему подходят сочетания, чтобы наиболее выразительно передать определенное содержание.

Занятия аппликацией  способствуют развитию познавательной деятельности детей, обостряя, прежде всего их сенсомоторные способности, содействуют эстетическому воспитанию и развитию творческой инициативы, помогают формированию трудовых умений и положительно сказываются на поведении детей, содействуя проявлению волевых черт характера.

Воспитатель использует образцы народного геометрического  орнамента в аппликации на занятиях. Тем самым дошкольники приобщаются  к народному творчеству, местным  традициям искусства, знакомятся с  особенностями искусства других национальностей нашей страны. Творческая направленность данной деятельности позволяет поддерживать интерес детей к содержанию аппликацией и получению оригинального результата путем комбинаций форм, окраски, величины, композиционных построений.

Освоение  разных приемов вырезывания позволяет детям творчески использовать их в процессе выполнения предметных, сюжетно-тематических и декоративных аппликаций. Дошкольники учатся выбирать наиболее эффективные приемы, комбинировать их в своих работах, добиваясь выразительной трактовки тех или иных образов.

Развитие  творческих способностей детей в  старшей группе связано прежде всего  с обогащением их сенсорного опыта, формированием образных представлений.

С этой целью  детей учат при обследовании предметов  перед изображением сравнивать их между собою, а также сопоставлять части одного и того же предмета.

Изображение сюжета является основным содержанием  творческой работы детей по аппликации. Например, тематика сюжетов может  быть самой разнообразной: «Корабль в море», «Осенний лес», «Новогодний праздник», «Дворец Снежной Королевы» и др.

Аппликация, построенная, с одной стороны, на комбинировании готовых форм, а с  другой, на силуэтном вырезывании, когда  ножницы постепенно превращаются из технического инструмента в изобразительной (дети как бы рисуют ножницами), безусловно, содействуют формированию творческих способностей детей, что наиболее полноценно проявляется в старшем дошкольном возрасте.

Детские аппликационные работы при всей своей простоте могут  достигать большого эстетического эффекта и использоваться в качестве временного украшения групповой комнаты.

Хорошо организованные занятия по аппликации положительно влияют на смежные виды изобразительной  деятельности детей, особенно на декоративное рисование, на предметные и сюжетные изображения. У детей повышается сенсорная культура, способность у зрительному анализу, формируются комбинаторные способности и художественный вкус.

Аппликация  – один из видов изобразительной  техники, основанной на вырезывании, наложении  различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.

Аппликация  может быть из бумаги, ткани, кожи и  природных материалов (соломы, засушенных растений, из тополиного пуха и т.д.).

Аппликация  из бумаги может быть предметной, состоящая  из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, животное, дом, машина, человек и т.д.);  сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Москва вчера, сегодня, завтра», «Птицы прилетели», «Зима пришла» и т.д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Темами для  сюжетной аппликации могут служить  изображения на открытках, в журналах, книгах. В таких работах в основном совершенствуется технология выполнения аппликации, но ограничены возможности  развития творчества, фантазии.

Сюжетные  аппликации могут быть несложными по содержанию, композиции и сложными, динамичными по действию, с большим  количеством персонажей, предметов, деталей. 

Аппликация  также может быть плоскостной  и рельефной.

Аппликация прочно вошла в жизнь детского сада: она используется при оформлении интерьеров, наглядных пособий, праздничных костюмов, сцены и т.д.

Основным  материалом для аппликации в детском  саду является бумага.

Для аппликации пригодна глянцевая, настольная, мраморная, бархатная, серебряная и бронзовая бумага.

Глянцевая бумага – лучший материал для аппликации. Она ярко окрашена, легко режется, хорошо приклеивается.

Настольная  бумага – плотная, окрашена в мягкие тона, используется не только для вырезания  изображений, но и для фона.

Мраморная бумага – тонкая, блестящая, разводы ее окраски напоминают мрамор. Применяется  при вырезании ваз, декоративных орнаментов.

Бархатная бумага отличается насыщенностью и глубиной тона, плотностью, имеет бархатистую  поверхность. Она с трудом режется, на сгибах ломается. Из бархатной бумаги нельзя вырезать сразу несколько изображений.

Серебряная  и бронзовая бумага окрашена алюминиевой  или бронзовой краской. Это ломкие сорта бумаги, их нельзя сгибать. Применяется  в тех же целях, что и бархатная, кроме того, используется в аппликации на елочных украшениях, флажках.

В качестве фона аппликации широко используется картон. Он чаще всего окрашен в приглушенные серые, голубые, сиреневые, розовые  и коричневые тона.

Кроме того, для  аппликации можно использовать цветные обложки ученических тетрадей, гладкие обои, вырезки из цветных плакатов, иллюстраций и т.д.

Информация о работе Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством аппликации