Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 12:51, дипломная работа
Изучение развития изобразительного творчества ребенка является важнейшей проблемой художественной педагогики. Особенно актуальна проблема развития творчества ребенка в аппликации.
В практике пока существует недооценка занятий аппликацией во всех возрастных группах детского сада, они и проводятся реже, чем рисование и лепка.
Введение 3
Глава 1. Проблема развития детского творчества у старших
дошкольников в художественной педагогике и
психологии. 7
1.1. Теоретические основы развития творчества у
детей 6-7 лет. 7
1.2. Влияние занятий аппликации на развитие
творчества у дошкольников. 12
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию
творчества у детей старшего дошкольного
возраста посредством аппликации. 17
2.1. Изучение уровня развития творчества у
детей старшего дошкольного возраста. 17
2.2. Экспериментальное исследование развития
творчества у старших дошкольников посредством
аппликации. 25
2.3. Контрольный срез. 34
Заключение 39
Литература 41
Приложение 47
Для изготовления аппликации необходимыми материалами являются клей и клейстер. Клейстер изготавливают из крахмала, муки.
Оборудование, которое требуется для выполнения аппликаций, несложно: ножницы, кисти для клея, подставка для клеевых кистей, баночка для клея, простой карандаш, коробка для образков, тряпочки и т.д.
Таким образом, мы определили теоретические подходы к проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста посредством аппликации.
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством аппликации.
Исследование проводилось на базе МДОУ центра развития ребенка – детского сада № 167 «Долинка», в эксперименте участвовало 20 детей 6-7 лет (см. Приложение №1).
Исследование проводилось с сентября 2007 года по февраль 2008 года.
2.1. Изучение
уровня развития творчества у
детей старшего дошкольного
Изучив теоретический материал по данному вопросу, нами была выдвинута задача констатирующего эксперимента: выявить уровень развития творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Нами изучались следующие показатели развития детского творчества в аппликативной деятельности (по данным исследований Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Л.А. Парамоновой, И.А.Лыковой):
1. Самостоятельность и творческий подход;
2. Оригинальность;
3. Креативность;
4. Общая ручная умелость;
Также были выделены следующие критерии оценки развития творчества:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно, без помощи взрослого реализует свой замысел, может самостоятельно рассказать о нем, превращает фигуру в оригинальные и креативные предметы.
Средний уровень – ребенок с небольшой помощью взрослого реализует свой замысел, с помощью дополнительных вопросов может объяснить свой замысел, превращает фигуру в оригинальные или знакомые предметы.
Низкий уровень – ребенок заимствует у детей творческий замысел или вообще не может превратить фигуру в знакомые ему предметы, не может объяснить свой замысел.
С целью изучения уровня развития креативных (творческих) способностей детей мы использовали методику «Неполные фигуры» Е.Торренса (см. Приложение №2).
Методика №1 «Неполные фигуры».
Цель: изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса.
Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей.
Детям предлагался лист бумаги, на котором приклеены 3 геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг (см. Приложение №3). Предложили превратить их в волшебные картинки.
Качество аппликации с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывались, поскольку в первую очередь нас интересовал сам замысел композиции, многообразие возникших ассоциаций, принципы воплощения идей.
Полученные результаты представлены в таблице №1.
Таблица №1.
Ф.И. ребенка |
Круг |
Треугольник |
Квадрат |
1.Никифорова Лера |
будильник |
домик |
конверт |
2.Покарев Саша |
мяч |
телевизор |
дом |
3.Исаева Настя |
солнце |
крыша |
конверт |
4.Овчинникова Маша |
шарик |
флажок |
ступенька |
5.Епифанова Софья |
цветок |
ракета |
вагон |
6.Спиридонова Диана |
вишня |
домик |
кубик |
7.Сидорчук Алена |
солнце |
елка |
машина |
8.Фролова Милена |
колобок |
мышка |
человек |
9.Мардоян Анжела |
зайчик |
телевизор |
автобус |
10.Рябова Валерия |
снеговик |
гриб |
дом |
11.Замотина Настя |
солнце |
дом |
цветок |
12.Козырь Вика |
будильник |
черепаха |
корабль |
13.Алексеева Лиза |
апельсин |
домик |
машина |
14.Зоткина Даша |
солнце |
лопатка |
кубик |
15.Голубович Алена |
светофор |
мышка |
цветок |
16.Скворцова Ульяна |
яблоко |
флажок |
вагон |
17.Иващук Алина |
кошка |
флажок |
рубашка |
18.Аксенова Лиза |
человечек |
елка |
конверт |
19.Москалев Саша |
мяч |
домик |
робот |
20.Костин Денис |
апельсин |
гриб |
машина |
Критерии оценки развития творчества:
Высокий уровень – дети старшего дошкольного возраста сделали по 3 оригинальных аппликации, смогли самостоятельно рассказать о своем замысле.
Средний уровень – ребята сделали по 2 оригинальных аппликации, с помощью дополнительных вопросов смогли объяснить свой замысел.
Низкий уровень – дети сделали одну или не одной оригинальной аппликации, с трудом смогли объяснить, что у них получилось.
Результаты:
К высокому уровню развития творчества мы отнесли 3 ребенка (15 %), к среднему – 8 детей (40 %) и к низкому – 9 детей (45%).
Мы получили следующие результаты: 3 детей (Анжела М., Вика К., Лиза А.) сделали оригинальные аппликации без помощи взрослых и смогли рассказать о них; хорошо усвоили задание. 8 детей, испытывали трудности в воплощении своей идеи, некоторые дети заимствовали замысел других детей. Остальные 9 детей сделали одну оригинальную аппликацию. Нет таких детей, которые бы не справились с заданием.
Итак, мы установили, что уровень развития креативных творческих способностей у ребят невысок.
С целью изучения самостоятельности и творческого подхода детей в аппликации нами была проведена следующая методика «Приклей недостающие детали», авторы Л.В.Пантелеева, Л.А.Парамонова (см. Приложение №4).
Методика №2 «Приклей недостающие детали».
Материал: лист бумаги с приклеенной фигурой в виде буквы П.(см. Приложение №5), набор цветной бумаги, клей, кисточка, клеенка и ножницы.
Детям предлагался лист бумаги с приклеенной фигурой в виде буквы П. Детям воспитатель сообщал, что это волшебная фигура, которая умеет превращаться в различные предметы. И дети сейчас будут волшебниками и с помощью бумаги, клея, ножниц будут превращать эту фигуру. Если дети затруднялись, то им задавались дополнительные вопросы.
Нами были выделены следующие уровни развития творчества:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно, без помощи взрослого творчески реализует свой замысел. Данную фигуру превращает в необычные (сказочные), оригинальные предметы.
Средний уровень – ребенок с небольшой помощью взрослого реализует свой замысел. Данную фигуру превращает в знакомые ему вещи, предметы.
Низкий уровень – ребенок заимствует у детей творческий замысел или вообще не может превратить фигуру в знакомые ему предметы.
Полученные результаты представлены в таблице №2.
Таблица №2.
Ф.И. ребенка |
П |
1.Никифорова Лера |
домик |
2.Покарев Саша |
машина |
3.Исаева Настя |
машина |
4.Овчинникова Маша |
цветок |
5.Епифанова Софья |
летающая тарелка |
6.Спиридонова Диана |
домик |
7.Сидорчук Алена |
домик |
8.Фролова Милена |
телевизор |
9.Мардоян Анжела |
корзинка |
10.Рябова Валерия |
избушка |
11.Замотина Настя |
мишка |
12.Козырь Вика |
цветок |
13.Алексеева Лиза |
человечек |
14.Зоткина Даша |
зайчик |
15.Голубович Алена |
человечек |
16.Скворцова Ульяна |
цветок |
17.Иващук Алина |
лодка |
18.Аксенова Лиза |
кубик |
19.Москалев Саша |
автобус |
20.Костин Денис |
робот |
Получили следующие результаты: к высокому уровню относятся – 5 детей (25 %), к среднему уровню – 8 детей (40 %), к низкому – 7 детей (35 %).
Все дети выполнили задание. Денис К., Софья Е., Милена Ф., Лера Р. И Анжела М. самостоятельно реализовали свой творческий замысел. Лера Н., Саша П. и др. нуждались в небольшой помощи со стороны воспитателя. Им задавались дополнительные вопросы, типа, «Подумай на что похоже?» или «Посмотри вокруг, может ты найдешь похожий предмет?».
Лиза А. смогла превратить фигуру только в кубик.
Методика №3 « Приклей то, что не хватает», взятая из методического пособия «Диагностика в детском саду или как лучше понять ребенка» под ред. Е.А.Ничипорюк, Г.Д. Посевиной (см. Приложение №6).
Цель: определить уровень развития творчества, способности создавать оригинальные образы.
Материал: лист бумаги (А4), на котором приклеены 5 фигур неопределенной формы (см. Приложение №7), набор цветной бумаги, клей, кисточка, клеенка и ножницы.
Воспитатель говорил ребенку: «Сейчас ты будешь приклеивать то, что не хватает волшебным фигуркам. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно превратить так, что получится какая-нибудь картинка – любая, какую ты захочешь».
Затем предлагался листок с фигурками. После того, как ребенок приклеивал недостающие детали, воспитатель его спрашивал: «Как называется твоя картинка? Что это?».
Если ребенок не принимал инструкцию, приклеивал рядом что-то свое, воспитатель показывал, как можно превратить любую фигурку в дом, вагон, машинку и т.д.
Затем воспитатель снова просил ребенка приклеить то, что не хватает волшебной фигурке. В дальнейшем помощь и показ не использывались.
Мы выделили критерии оценки развития творчества:
1.Высокий уровень – дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные аппликации (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы).
2.Средний уровень – дети доделывают большинство фигурок, однако все аппликации схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки повторяющиеся – самим ребенком или другими детьми группы.
3.Низкий уровень – дети фактически не понимают задачу: они или делают рядом с фигурой другую свою аппликацию или делают беспредметную аппликацию.
Результаты:
К высокому уровню развития творчества мы отнесли 7 детей (35%), к среднему – 9 детей (45%), и к низкому – 4 ребенка (20%).
Почти все дети выполнили задание. Милена Ф., Анжела М, Лера Р., Вика К., Денис К., Ульяна С., Лиза А. сделали оригинальные детализированные аппликации. При этом ни одна аппликация не повторилась самим ребенком и другими детьми.
Саша П., Настя И., Лера Н. и др. завершили свои аппликации, но схематично, без деталей.
Настя З., Даша З. заимствовали замыслы аппликации других детей. Маша О. и др. не поняли задачи. Алена Г. сделала рядом с фигурками другую свою аппликацию. А Саша М. и Диана С. сделали беспредметную аппликацию (узоры).
С целью изучения уровня самостоятельности в реализации творческого замысла мы использовали методику «Бабочки-красавицы», автор И.А. Лыкова (см. Приложение №8).
Методика №4 «Бабочки-красавицы».
Цель: выявить уровень развития художественных способностей к аппликации: умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу.
Материал: лист бумаги (А4), цветная бумага разного формата на выбор детям (гладкоокрашенная, бархатная, фактурная), ножницы, клей и клеевые кисточки или клеящие карандаши, салфетки бумажные и матерчатые.
Детям показывалась картинка, на которой изображена бабочка и предлагалось сделать ей подружек. Но бабочка эта не простая, а волшебная и подружки должны быть волшебными, необычными. Она может быть сделана из разных материалов и разными способами.
Если ребенок затруднялся, воспитатель показывал ему различные способы работы с бумагой (скручивание бумаги, методику обрывания и т.д.).
Мы выделили критерии оценки уровня самостоятельности в реализации творческого замысла:
Высокий уровень – дети самостоятельно реализовали свой творческий замысел, смогли объяснить его.
Средний уровень – ребенок с небольшой помощью взрослого реализует свой замысел.
Низкий уровень – ребенок заимствует у детей творческий замысел.
Результаты:
К высокому уровню самостоятельности в реализации творческого замысла мы отнесли 2 детей (10 %), к среднему – 8 детей (40 %) и к низкому – 10 детей (50 %).
Мы получили следующие результаты: все дети успешно справились с заданием. Двое детей (Анжела М., Денис К.) самостоятельно сделали свою аппликацию. Работы получились интересные, разнообразные, и неповторяющиеся друг у друга (например, у Дениса К. крылья сделаны методом обрывания бумаги, Анжела М. использовала разные виды бумаги по фактуре – гладкую в сочетании с бархатной и т.д.). 8 детей испытывали небольшие трудности в воплощении своего замысла и с небольшой помощью взрослого смогли реализовать его. Остальные 10 детей заимствовали замысел других детей.
Таким образом, мы установили, что уровень развития самостоятельности в реализации творческого замысла не высок.
Итак, проведя работу с применением вышеназванных методик, мы получили следующие результаты:
Информация о работе Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством аппликации