Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 12:51, дипломная работа
Изучение развития изобразительного творчества ребенка является важнейшей проблемой художественной педагогики. Особенно актуальна проблема развития творчества ребенка в аппликации.
В практике пока существует недооценка занятий аппликацией во всех возрастных группах детского сада, они и проводятся реже, чем рисование и лепка.
Введение 3
Глава 1. Проблема развития детского творчества у старших
дошкольников в художественной педагогике и
психологии. 7
1.1. Теоретические основы развития творчества у
детей 6-7 лет. 7
1.2. Влияние занятий аппликации на развитие
творчества у дошкольников. 12
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию
творчества у детей старшего дошкольного
возраста посредством аппликации. 17
2.1. Изучение уровня развития творчества у
детей старшего дошкольного возраста. 17
2.2. Экспериментальное исследование развития
творчества у старших дошкольников посредством
аппликации. 25
2.3. Контрольный срез. 34
Заключение 39
Литература 41
Приложение 47
К высокому уровню развития творчества относятся 4 ребенка (20 %), к среднему – 8 детей (40 %), и к низкому – 8 детей (40 %). Можно сделать вывод, что уровень развития творчества у детей не высок.
2.2.
Экспериментальное
На основе констатирующего эксперимента была выдвинута задача развития творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством аппликации.
Для решения поставленной задачи был разработан комплекс занятий по аппликации, направленный на развитие творчества у старших дошкольников.
Комплекс состоял из 12 занятий (см. Приложение №9).
Занятие №1.
Тема: «Цветные ладошки».
Задачи: учить детей вырезать ладошки по нарисованному контуру, составлять образы и композиции. Развивать творческий замысел и воображение.
Материал: лист цветной бумаги с нарисованным контуром ладошки, наборы разной цветной бумаги, включая золотую и серебряную, клей, кисточка, ножницы и др.
Воспитатель показывал детям изображение ладошки, вырезанной из бумаги. И предлагал оживить ее. А как это можно сделать? Приклеить глаза, нос, рот, одеть ее, придумать прическу и т.д. Дети сами выбирали цвет ладошки.
Дети успешно справились с заданием. Получились разнообразные цветные ладошки (почти все девочки одели ладошки в платье – Анжела М., Лера. Р.; Лиза А. одела свою ладошку в купальник; у Дениса К. получилась кудрявая ладошка – он нарезал полоски, скрутил их и приклеил и др.).
Занятие №2.
Тема: «Цветные зонтики».
Задачи: закрепить умение вырезать купола зонтиков приемом закругления уголков у квадрата или прямоугольника, учить детей оформлять края зонтиков «зубчиками» и «маковками».
Материал: лист бумаги, квадраты и прямоугольники из цветной бумаги, клей, ножницы, клеевые кисточки, фломастеры, матерчатые салфетки.
Перед занятием с детьми
проводилась следующая
1.Рассматривание зонтиков.
2. Беседа с детьми на тему: «Какой зонтик у вас есть?».
Воспитатель говорил, что сейчас осень и часто идут дожди. А у куклы Наташи нет ни одного зонтика. И просил детей помочь.
Воспитатель
показывал прием вырезания
Все дети справились с заданием. Получились разноцветные зонтики.
Можно выделить работы следующих детей. Это Вика К., Ульяна С., Саша М., Алина С., Лера Н., Лиза А., Даша З., Саша П. и др.
Занятие №3.
Тема: «Жила – была конфета».
Задачи: развивать у детей композиционные умения, учить передавать пропорциональность соотношений, закреплять умение искать гармоничное расположение предметов. Развивать у детей творчество, воображение.
Материал: лист бумаги в форме конфеты, цветная бумага для вырезывания, клеевые кисточки, клей, ножницы, матерчатые салфетки.
Перед занятием с детьми проводилась следующая предварительная работа:
1. Рассматривание фантиков от конфет.
2. Вырезывание в свободное от занятий время.
Воспитатель предлагал оформить детям витрину магазина, в котором продаются конфеты. А для этого необходимо решить, какие конфеты будут продаваться. Детям предлагалось придумать узор конфеты, которая не продается в обычном магазине. Воспитатель показывал фантики от конфет.
Все дети справились с заданием. Этикетки для конфет получились очень красивыми, оригинальными. Детям очень понравилось придумывать узоры для них. Почти ни на одной этикетке для конфет не повторился узор. Все дети проявили самостоятельность в своем замысле, в выборе материалов, узора.
Занятие №4.
Тема: «По морям, по волнам…».
Задачи: развивать у детей наблюдательность, интерес к окружающему, закрепляя умение вырезывать различные формы, использовать прием обрыва, подбирать цвета бумаги, составлять несложную композицию. Развивать воображение, творчество.
Материал: разные цвета бумаги для вырезывания (красный, желтый, голубой, оранжевый и т.д.), голубой цвет бумаги для фона, клей, ножницы, клеевые кисточки, матерчатые салфетки.
Перед занятием
проводилась следующая
1. Чтение стихов.
2. Рассматривание иллюстраций.
Воспитатель показывал детям иллюстрации, на которых изображено, как дети пускают по лужам разноцветные кораблики. Предлагал вырезать из бумаги, сложенной вдвое, красивый кораблик. Показывал 3 образца разных по форме корабликов с парусом. Показывал также, что «воду в море» можно не вырезать, а, обрывая лист, сделать неровную волнообразную полоску – кораблик плывет по волнам.
Воспитатель
поощрял самостоятельность
Дети справились с заданием. Получились замечательные кораблики, все разные. Особенно красивые и оригинальные получились у Вики К., Саши М., Леры Н., Даши З. и др.
Занятие №5.
Тема: «Звездочки танцуют».
Задачи: развивать творческое воображение, замысел. Учить детей вырезать звездочки из красивых фантиков и фольги, сложенных дважды по диагонали.
Материал: фантики от конфет, фольга, листы бумаги (А4), ножницы, клей, клеевые кисточки, матерчатые салфетки.
Перед занятием
проводилась следующая
1. Рассматривание иллюстраций.
2.Беседы о звездах.
Воспитатель напоминал детям о том, что ночью на небе светят звездочки. Задавал разные вопросы о них. Предлагал детям вырезать и наклеить свои звездочки на бумагу. А звездочки эти не простые, а волшебные, они очень любят танцевать.
Дети самостоятельно выбирали, из какого материала они будут вырезать звездочки.
Воспитатель показывал детям способ вырезания звездочки из бумаги, фантика, фольги, путем сложения дважды по диагонали.
Детям очень понравилось вырезать и наклеивать звездочки, они все справились с заданием. У детей получились различные звездочки (из разных красивых фантиков, фольги). Здесь можно выделить следующие работы: Саши П., Анжелы М., Леры Р., Лизы А., Милены Ф., Насти З. и др. Они отличались самостоятельностью творческого подхода и оригинальностью.
Занятие №6.
Тема: «Банка варенья для Карлсона».
Задачи: развивать у детей воображение, творчество. Учить детей вырезать предметы различной формы.
Материал: бумага цветная альбомного формата, цветная бумага для вырезывания, ножницы, клеевые кисточки, клей, матерчатые салфетки.
Перед занятием с детьми проводилась следующая предварительная работа:
1. Чтение сказочной повести А.Лингрен «Карлсон, который живет на крыше».
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Рисование карандашами и фломастерами в свободное от занятий время.
Воспитатель спрашивал детей, что любил есть Карлсон из сказки, которую они недавно прочли (варенье). А варенье было в бане. Задавал детям вопрос, какой формы банки (овальные).
И предлагал детям стать волшебниками и придумать новые банки, необычной формы, которые бы отличались от банок Карлсона.
Детям очень понравилось возится с банками. И придумали много интересных, оригинальных банок (в форме груши, двухцветная банка, в форме светофора и др.). Можно выделить работы Софьи Е., Милены Ф., Алины С.
Занятие №7.
Тема: «Веселые портреты».
Задачи: учить составлять портрет из отдельных частей (овал – лицо, полоски или комки мятой бумаги – прическа). Познакомить с новым способом вырезания овала из бумаги, сложенной вдвое (по самостоятельно нарисованному контуру). Развивать цветовое восприятие (подбирать цвет бумаги и карандаша в соответствии с цветом волос и глаз).
Материал: цветная бумага для причесок, прямоугольники розовой бумаги для лица, фантики, белый и цветной картон для фона портретов, фломастеры, цветные карандаши, клей, клеевые кисточки, матерчатые салфетки, ножницы, клеенки.
Перед занятием с детьми проводилась следующая предварительная работа:
1. Чтение романа – сказки Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе».
2. Рисование портретов карандашами и фломастерами на бумаге в самостоятельной художественной деятельности.
Воспитатель предлагал детям устроить выставку своих портретов (автопортретов) или портретов своих друзей, только не нарисованных, а выполненных аппликацией.
Воспитатель предлагал выбрать фон – основу для будущего портрета, помогал в том, как лучше расположить лист. Показывал различные способы вырезывания овала лица, способы изготовления причесок.
Дети очень заинтересовались и с большим увлечением изготавливали портреты. В конце занятия была организована выставка портретов, которые были изготовлены детьми.
Детям очень понравились их результаты работы. Аппликации получились разнообразными и непохожими друг на друга.
Занятие №8.
Тема: «Вырежи и наклей красивый коврик».
Задачи: формировать у детей умение создавать декоративные композиции по собственному замыслу. Развивать чувство композиции, цвета, творчество, эстетическое восприятие, воображение. Закрепить умение вырезать и наклеивать изображение.
Материал: набор цветной бумаги по 3-4 оттенка каждого цвета, квадраты бумаги размером 18×18 см светлых тонов, клей, клеевые кисточки, ножницы, клеенки, матерчатые салфетки.
Перед занятием с детьми проводилась следующая предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства.
Воспитатель предлагал детям вырезать и наклеить красивые коврики для куклы Насти. Он уточнял возможные расположения узора на квадрате, знание оттенков цвета.
Дети справились с заданием. Коврики получились оригинальные и креативные. Можно выделить 2 работы: это коврики Леры Р. и Дениса К. Они отличались от всех других.
Занятие №9.
Тема: «Сделаем избушку, в которой жили кот и петух».
Задачи: развивать у детей воображение, умение вырезывать избушку из частей, вырезать по желанию елочки из бумаги, сложенной вдвое.
Материал: бумага тонированная (для фона), цветная (для вырезывания), выкройки, ножницы, клей, клеевые кисточки, матерчатые салфетки.
Перед занятием
проводилась следующая
1. Чтение русской народной сказки «Кот, дрозд и петух».
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Рисование
и лепка в свободное от
Воспитатель предлагал вспомнить русскую народную сказку «Кот, дрозд и петух», которую они читали недавно.
Воспитатель предлагал соорудить избушку, в которой жили петушок и кот. Спрашивал из чего состоит избушка, из чего она сделана. Предлагал разные способы вырезывания полоски (составление избушки из бревнышек) или силуэта избушки из бумаги, сложенной вдвое. Дети самостоятельно выбирали способ работы. По желанию дети дополняли аппликацию елочками, солнышком, другими деревьями.
Получилось много интересных оригинальных избушек. Можно выделить работы Дениса К., Ульяны С.
После занятия дети вместе с воспитателем обыгрывали получившиеся аппликации.
Занятие №10.
Тема: «Загадки и отгадки».
Задачи: развивать у детей воображение, закреплять умение вырезывать силуэт предмета, аккуратно наклеивать его на бумагу.
Материал: листы бумаги, сложенные пополам, цветная бумага, клей, клеевые кисточки, ножницы, матерчатые салфетки.
Пред занятием
проводилась следующая
1. Загадывание и отгадывание загадок.
2. рассматривание
картинок в альбомах для
Воспитатель предлагал вспомнить загадку (кто какую знает), вырезать из цветной бумаги предмет – отгадку (морковку, лук, елку и т.д.) и наклеить на бумагу. Все дети справились с заданием, но некоторые замыслы в аппликации повторялись.
В конце занятия воспитатель вызывал несколько детей и предлагал сказать задуманную загадку, а дети ее отгадывали, затем ребенок показывал, всем свою отгадку.
Занятие №11.
Тема: «Сказочные цветы в сказочном саду».
Задачи: развивать у детей фантазию в изображении декоративных композиций из растительных элементов, упражнять в получении красивых сочетаний цветов. Развивать творческое воображение, замысел.
Информация о работе Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством аппликации