Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 12:51, дипломная работа
Изучение развития изобразительного творчества ребенка является важнейшей проблемой художественной педагогики. Особенно актуальна проблема развития творчества ребенка в аппликации.
В практике пока существует недооценка занятий аппликацией во всех возрастных группах детского сада, они и проводятся реже, чем рисование и лепка.
Введение 3
Глава 1. Проблема развития детского творчества у старших
дошкольников в художественной педагогике и
психологии. 7
1.1. Теоретические основы развития творчества у
детей 6-7 лет. 7
1.2. Влияние занятий аппликации на развитие
творчества у дошкольников. 12
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию
творчества у детей старшего дошкольного
возраста посредством аппликации. 17
2.1. Изучение уровня развития творчества у
детей старшего дошкольного возраста. 17
2.2. Экспериментальное исследование развития
творчества у старших дошкольников посредством
аппликации. 25
2.3. Контрольный срез. 34
Заключение 39
Литература 41
Приложение 47
Материал: бумага цветная для фона, для аппликации, ножницы, клей, клеевые кисточки, матерчатые салфетки.
Пред занятием
проводилась следующая
1. Чтение сказки «Аленький цветок».
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Рисование знакомых цветов в свободное время от занятий.
Воспитатель
спрашивал у детей, какие цветы
они знают, просил вспомнить, какие
цветы они недавно
Дети самостоятельно выбирали цветной фон и создавали свои композиции. Все дети справились с заданием.
Итогом занятия стало то, что у всех детей появились сады со сказочными цветами. Например, у Анжелы М. – это причудливые цветы с необычной формой листьев.
Занятие №12.
Тема: «Галстук для папы».
Задачи: закрепить умение вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение. Учить использовать разные способы изготовления и оформления галстука из цветной бумаги. Развивать воображение, активность, умение выполнять красивые работы.
Материал: лист бумаги, наборы разной цветной бумаги, включая золотую и серебряную, клей, кисточки, ножницы, матерчатые салфетки.
Перед занятием с детьми проводилась предварительная работа. Она включала в себя:
1. Наблюдение за одеждой папы дома.
2. Рисование карандашами и фломастерами в свободное от занятий время.
3. Беседа с детьми о галстуке.
Воспитатель говорил детям, что многие папы носят галстуки. А скоро 23 февраля. Предлагал детям сделать папе галстук необычный, которого у него еще нет.
Воспитатель задавал различные вопросы по поводу формы, цвета, узора галстука. Дети самостоятельно решали, какой галстук они изготовят.
Все дети справились с заданием. Получилось много оригинальных галстуков. Особенно отличаются работы Саши П. (у него галстук в форме треугольника) и Алены С.(у нее галстук виде косички) и др.
После проведения комплекса занятий, направленного на развитие творчества можно сделать следующие выводы:
1. Дети обогатили
свои знания о различных
2. Дети научились
работать с различными
3. Дети научились владеть разными способами вырезывания (силуэтное вырезывание, по нарисованному контуру и т.д.).
4. Дети научились создавать образы и композиции.
5. По сравнению
с начальным этапом
2.3. Контрольный срез.
Проведя формирующий эксперимент, который включал в себя непосредственные занятия по ИЗО, самостоятельные занятия, игры, беседы, применение наглядных пособий, нам нужно было выявить результативность данной работы.
Анализ был проведен в соответствии с ранее выделенными показателями (по данным исследований Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Л.А. Парамоновой, И.А.Лыковой):
1. Самостоятельность и творческий подход;
2. Оригинальность;
3. Креативность.
4. Общая ручная умелость.
Мы применили те же методики, которые использовались в констатирующем эксперименте, а именно:
1. «Неполные фигуры» Е.Торренса.
2. «Приклей недостающие детали», авторы Л.В.Пантелеева, Л.А.Парамонова.
3.«Приклей то, что не хватает», взятая из методического пособия «Диагностика в детском саду или как лучше понять ребенка» под ред. Е.А.Ничипорюк, Г.Д. Посевиной.
4. «Бабочки-красавицы», автор И.А. Лыкова.
Полученные результаты представлены в рисунках 1, 2, 3, 4:
Рис. 1. Сравнительные результаты методики №1.
Из рисунка видно, что после проведения контрольного эксперимента увеличилось количество детей с высоким уровнем развития творчества (с 3 до 10 детей) по сравнению с констатирующим экспериментом. Количество детей со средним уровнем осталось прежним (8 детей). А количество детей с низким уровнем развития творчества уменьшилось с 9 до 2 детей.
Дети стали выполнять больше оригинальных и неповторяющихся аппликаций, и интереснее рассказывать о своем замысле.
Рис. 2. Сравнительные результаты методики №2.
Из рисунка видно, что по сравнению с началом эксперимента увеличилось число детей с высоким уровнем развития творчества (с 5 до 12 детей), количество детей со средним уровнем осталось таким же (8 детей), а количество детей с низким уровнем развития творчества уменьшилось с 7 до 1 ребенка.
Дети стали чаще реализовывать свои творческие замыслы без помощи взрослых и дополнительных вопросов. Данные им фигуры превращали в необычные, оригинальные образы.
Рис. 3. Сравнительные результаты методики №3.
Из рисунка видно, что по сравнению
с началом эксперимента улучшились
результаты: увеличилось количество
детей с высоким уровнем
Дети стали чаще выполнять оригинальные, а иногда детализированные аппликации.
Рис.4. Сравнительные результаты методики №4.
Рисунок наглядно
демонстрирует увеличение количества
детей с высоким уровнем
Дети стали
изобретательнее выполнять
Если раннее нами были выделены общие критерии оценки развития творчества, то после проведения вышеназванных методик, были получены следующие результаты, которые представлены на рисунке 5.
Рис.5. Сравнительные результаты констатирующего эксперимента и контрольного среза.
Из рисунка видно, что по сравнению
с началом эксперимента улучшились
результаты: увеличилось количество
детей с высоким уровнем
Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень развития творчества в аппликации у детей возрос.
Мы предлагаем аппликативные работы, выполненные детьми (см. Приложение № 10).
Заключение.
Проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, позволило сделать следующие выводы:
1. Анализ психолого-
2. Одним из
наиболее действенных средств
развития детского
3. Нами был установлен уровень развития творчества у детей старшего дошкольного возраста.
4. Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста проходит эффективнее, если создавать определенные условия на занятиях изобразительной деятельностью, в самостоятельной изодеятельности детей (предоставление оборудования, материалов, наглядных пособий и инструментов); применять комплекс занятий по аппликации, направленный на развитие творчества. Это доказывают те изменения, произошедшие с детьми за время формирующего эксперимента. А именно: у детей намного активизировалось творческое воображение, результатом которого стали оригинальные аппликации.
Однако не все поставленные задачи решены нами полностью из-за их сложности. Поэтому наше исследование желательно продолжить на других этапах возрастного развития детей.
Мы предлагаем комплекс занятий по аппликированию, темы для самостоятельной изобразительной деятельности (см. Приложение № 11), рекомендации для педагогов по изобразительной деятельности, воспитателей и родителей по развитию творчества у детей в данном виде художественной деятельности (см. Приложение №12).
Литература.
1. Алиева, Т.И. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка – дошкольника / Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др.; Науч. Ред. Л.А. Парамонова и др. – М.: Просвещение, 2003.
2. Баландина, Л.А. Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка: методическое пособие / Л.А. Баландина; под ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной. Изд. 3-е доп. И перер. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 288 с.
3. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду / З.А. Богатеева.– М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
4. Богатеева,
З.А. Чудесные поделки из
5. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
6. Ветлугина,
Н.А. Основные проблемы
7. Ветлугина,
Н.А. Художественное
8. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в д/саду. /Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1985.
9. Выготский, Л.Г. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.Г. Выготский. – М.: Просвещение, 1991.
10. Герасимова,
Л. Влияние искусства на
11. Григорьева,
Г.Г. Игровые приемы в обучении
дошкольников изобразительной
12. Григорьева,
Г.Г. Изобразительная
13. Григорьева, Г.Г. и др. Практикум по изобразительной деятельности дошкольников: Учеб. пособие для студ. / Г.Г. Григорьева, Е.И. Буякова, З.А. Боброва; под ред. Г.Г. Григорьевой. – М.: Изд.центр «Академия», 2001. 128 с.
14. Гусакова, М.А. Аппликация. Учеб. пособие для учащихся пед. училищ / М.А. Гусакова. – М.: «Просвещение», 1977. – 176 с.
15. Гусарова, И.Л. Аппликация в детском саду / И.Л. Гусарова. – М., Просвещение, 1968.
16. Давыдов,
В.В. Теория развивающего
17. Денисова,
Т.Л. Диагностика
18. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т.Н.Доронова. – М.: Просвещение, 2006.
19. Доронова, Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон – М.: Просвещение, 1992. – 143 с.
20. Дружинин, В.Н. Психология: Учебник для гуманит. Вузов./ Под общ. Ред. В.Н. Дружинина. – Спб.: Питер, 2001. – 656 с.
21. Дубровская, Е.А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для студ. вузов / Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др.; под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Издат. Центр «Академия», 2002. 256 с.
22. Дыбина, О.В.
Формирование творчества детей
как проблема научно-
23. Езикеева,
В.А. Художественное
24. Запорожец,
А.В. Актуальные проблемы
25. Запорожец,
А.В. О психологии детей
Информация о работе Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством аппликации