Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 13:11, курсовая работа
Цель работы: выявление особенностей математического
развития детей 4-5 лет в свете современных требований.
Задачи исследования:
1.Изучить историю развития вопроса.
2. Выявить уровень математического развития детей 4-5 лет.
3. Провести сравнительный анализ уровня математического развития детей до
эксперимента и после.
4. Определить систему работы с детьми 4-5 лет по математическому развитию в
свете современных требований.
5. Разработать практические рекомендации.
Введение.....................3
Глава I. Развитие элементарных математических представлений у детей младшего
дошкольного
возраста....................5
1.1. Понятие, история, проблемы
математического развития младших
дошкольников...............5
1.2. Современные требования к математическому
развитию детей дошкольного возраста....28
1.3. Психолого-педагогические основы
математического развития
детей-дошкольников...........33
Выводы......................45
Литература...................48
предметов, а именно - лабораторный, иллюстрированный, исследовательский,
наглядный методы и игру, как метод обучения сравнению величин.
Учить детей дошкольного возраста грамоте нельзя, но естественное усвоение
грамоты должно совершиться в дошкольном возрасте. Учить их счислению
недопустимо, но ребёнок должен постигнуть первый десяток, конечно, до семи
лет (27). Все числовые представления, доступные для его возраста, он должен
извлечь из жизни, среди которой он живёт и в которой он принимает деятельное
участие. Его участие в жизни при нормальных условиях должно выражаться лишь в
одном - в работе- игре. Играя, работая, живя, он непременно самолично
научится считать, если мы, взрослые, будем при этом его незаменимыми
пособниками. Наблюдая окружающий его вещественный мир, воспринимая его и
расчленяя при посредстве своих органов чувств, действенно участвуя в его
жизни, ребёнок постепенно и незаметно для себя увеличивает запас своих
представлений; он учится.
М. Морозова и Е.Тихеева в книге "Счёт в жизни маленьких детей" (27) описывают
примерную программу для детей от 2 до 8 лет: "Объёмы числовых представлений
нормальных детей":
2 года- распознавание понятий: один-много, большой-маленький.
3 года- счёт до трёх, количественное восприятие предметов в пределе трёх,
выбор по называнию: большой и маленький, распознавание и выбор по называнию
форм: шар и куб.
4 года- счёт до четырёх, распознавание понятий: низкий-высокий, широкий-
узкий, длинный-короткий, толстый-тонкий, тяжёлый-лёгкий.
5 лет - счёт до пяти, употребление названий: глубокий-мелкий, высокий-низкий,
распознавание форм: цилиндр, круг.
6 лет - счёт до десяти,
сложение и вычитание в
материале, понятия: прибавить, отнять, решение и составление соответствующих
задач.
То, что составляет предмет математики дошкольника, нашло своё выражение в
Программе детского сада, впервые разработанной и изданной Наркомпросом в 1932
году. Эта программа охватывала широкий круг математических ориентировок,
знаний и навыков, намеченных для детей, начиная с младшей группы детского
сада. Сюда относятся:
а) понятие количества и знакомство с числами; счёт предметов;
простейшие операции над числами;
б) понятие о величине предметов и сравнение величин;
в) ориентировка во времени;
г) ориентировка в пространстве;
д) знакомство с геометрическими формами и умение находить их в
окружающей обстановке;
е) некоторые меры и измерение ими.
Ф.Н.Блехер предложила общие пути работы по формированию математических
представлений (4, 6, 15). Она выделила два основных пути в работе с детьми:
1. Использование всех
повседневная жизнь детей в коллективе и различные виды детской деятельности.
2. Путь, тесно связанный с первым- игры и занятия со специальным заданием по
счёту.
Если в первом случае усвоение счёта происходит попутно, то во втором- работа
по счёту носит
перекрещиваются и применяются в каждой возрастной группе детского сада.
Так же Ф.Н.Блехер разработала основной дидактический материал, необходимый на
занятиях по формированию элементарных математических представлений для всех
возрастных групп.
Таким образом, на основе изученного материала, можно сделать вывод, что наука
по проблеме формирования математических представлений у детей имела довольно
долгий путь развития, а именно:!
I этап- историческое развитие:
- выдвижение и обоснование идей математического развития передовыми
отечественными и зарубежными педагогами (К.Д.Ушинский, В.АЛай и другие);
- представление классической системы сенсорного воспитания
(М.Монтессори,Ф.Фребель);
- влияние методов обучения
математике в школе (
вычислительный методы) на становление методики математического развития
дошкольников (Л.Волко-вский);
- математическое развитие
дошкольников средствами
математики (вторая половина XVIII-ХIХ в.в.)
Монографический метод-это метод, по которому изучали числа с помощью
графических изображений, т.е. метод целостного восприятия чисел.
Д.Л.Волковский "Детский мир в числах (5), включил систему освоения чисел на
основе монографического метода.
Вычислительный метод
возник как противоположность
сущность основана на идее освоения сосчитывания (аналитического восприятия
множества), обучении сущности арифметических действий на наглядных
материалах.
II этап- становления методики математического развития дошкольников(с 20-30
г.г. до середины 60 г.);
- определение содержания методов и приёмов работы с детьми, определение
дидактических материалов и игр в зависимости от педагогических взглядов и
идей;
- естественное математическое развитие ребёнка в детском саду и семье, по
методу Е.И.Тихеевой. Создание развивающей среды, как условие полноценного
математического развития;
-
разработка разнообразных
сравнению величин.
-
разработка дидактических игр,
игровых занимательных
как основной путь математического развития детей по методике Ф.Н.Блехер.
III этап- научно-обоснованная дидактическая система формирования элементарных
математических представлений, разработанная А.МЛеушиной (50-60 годы);
- теоретическая и методическая
Концепция формирования
представлений в дошкольном возрасте, определение объёма знаний и умений в
области познания множеств и чисел с детьми 2-7 лет;
- занятия, как ведущая
форма организации работы
- повседневная жизнь детей- это источник формирования элементарных
представлений;
- место и роль игр в формировании математических представлений и развитии
личности ребёнка;
- дидактический материал, как одно из средств формирования
математических представлений.
Концепция складывается из:
1. Цель.
2. Содержание.
3. Методы и приёмы.
4. Дидактические средства.
5. Формы организации детей.
Занятия становятся ведущей формой детской деятельности. «Детство-этап
подготовки к будущей жизни». Если общество определяет своё отношение к
детству исключительно как ко времени “подготовки», то отрицается самоценность
«проживания» эпохи детства ребёнком. Между тем, условие непрерывности
образовательного процесса, связывающее дошкольные и школьные годы, отнюдь не
в том, чтобы оценивать настоящее с позиции будущего. Только отношение к
детству как самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными
школьниками, рождает такие долго действующие качества личности, которые дают
возможность шагнуть за пределы детства.
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов
всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического
развития ребёнка, первоначального
формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение
всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.
Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов
развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее
фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков
усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и
свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения
ребёнка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют
собой "заделы" на будущее и выражаются в психологических новообразованиях,
достигаемых к концу данного возрастного периода. Реализация специфических
возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию
дошкольников в
руководство разных видов деятельности должны находиться в центре внимания
педагогов. Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в
воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и
полноценное психическое развитие.
В первые семь лет ребёнок проходит через три основных периода своего
развития, каждый из которых характеризуется определённым шагом навстречу
общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать мир. Эти периоды
жизни ограничены друг от друга; каждый предшествующий создаёт условия для
возникновения последующего, и они не могут быть искусственно «переставляемы»
во времени.
1. Период младенчества (1 год жизни ребёнка).
2. Раннее детство (от 1 до 3 лет).
3.Дошкольное детство (от 3 до 7 лет).
В дошкольном детстве складывается
потенциал для дальнейшего
волевого и эмоционального развития ребёнка.
Познавательное развитие.
Мир не только устойчив в восприятии ребёнка, но и может выступать как
релятивный (всё можно всем); складывающийся в предшествующий период развития
условный план действия воплощается
в элементах образного
воспроизводящего и
символической функции сознания,
развиваются сенсорные и
способности. К концу периода ребёнок начинает ставить себя на место другого
человека, смотреть на происходящее с позиции других и понимать мотивы их
действий, самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного
действия. Зарождается оценка и самооценка.
Волевое развитие.
Ребёнок избавляется от присущей более раннему этапу «глобальной
подражательности» взрослому,
может противостоять в
другого человека; развиваются приёмы познавательной, собственно-волевой и
эмоциональной саморегуляции.
Эмоциональное развитие.
Эмоции ребёнка всё больше освобождаются от импульсивности, сиюминутности.
Начинают закладываться чувства (ответственности, справедливости и т.д.),
формируется радость от инициативного действия; получают новый толчок развития
социальные эмоции во взаимодействии со взрослыми.
К семи годам формируются
предпосылки для успешного
ступень образования. На основе детской любознательности впоследствии
формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит
основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со
взрослыми и сверстниками позволит ребёнку перейти к учебному сотрудничеству;
развитие произвольности даёт возможность преодолевать трудности при решении
учебных задач; овладение элементами специальных языков, характерных для
отдельных видов деятельности, станет основой усвоения различных предметов в
школе (музыка, математика и т.п.).
Среда, окружающая детей в детских садах, должна обеспечить безопасность их
жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из
них.
Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях
любого типа является опора
на личностно-ориентированную
между людьми. Это означает,
что стратегия и тактика
определяются особенностями
личностно-ориентированной
Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «не рядом, не над, а
вместе». Его цель - содействовать
становлению ребёнка как
предполагает решение следующих задач:
- обеспечить чувство
радости существования (психологическое здоровье);
- формирование начал личности;
- развитие индивидуальности ребёнка: знания, умения, навыки рассматриваются
не как цель, а как средство полноценного развития личности.
Способы общения - понимание, познание и принятие личности ребёнка, учесть его
точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Практика общения -
сотрудничество. Позиция взрослого - исходить из интересов ребёнка и
перспектив его дальнейшего развития, как полноценного члена общества.
Исключительное значение в воспитательном процессе придается игре, позволяющей
ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовывать себя.
Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих
детей друг с другом, становится основной формой детской жизни.
Эти положения личностно-
принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
1) принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2) принцип активности, самостоятельности, творчества;
3) принцип стабильности- динамичности;
4) принцип комплексирования и гибкого зонирования;
5) принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального
благополучия каждого ребёнка и взрослого;
6) принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической
организации среды;
7) принцип учёта половых и возрастных различий детей.