Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 13:11, курсовая работа
Цель работы: выявление особенностей математического
развития детей 4-5 лет в свете современных требований.
Задачи исследования:
1.Изучить историю развития вопроса.
2. Выявить уровень математического развития детей 4-5 лет.
3. Провести сравнительный анализ уровня математического развития детей до
эксперимента и после.
4. Определить систему работы с детьми 4-5 лет по математическому развитию в
свете современных требований.
5. Разработать практические рекомендации.
Введение.....................3
Глава I. Развитие элементарных математических представлений у детей младшего
дошкольного
возраста....................5
1.1. Понятие, история, проблемы
математического развития младших
дошкольников...............5
1.2. Современные требования к математическому
развитию детей дошкольного возраста....28
1.3. Психолого-педагогические основы
математического развития
детей-дошкольников...........33
Выводы......................45
Литература...................48
количественных, пространственных, временных и других математических
представлений детей в каждой возрастной группе;
- определение содержания
материала для подготовки
усвоению математики в школе;
- совершенствование материала
по формированию
программе детского сада;
- разработка и внедрение
в практику эффективных
методов и разнообразных форм и организация процесса развития элементарных
математических представлений ;
- реализация преемственности в формировании основных математических
представлений в детском саду и соответствующих понятий в школе:
- разработка содержания
подготовки
осуществлять педагогическую и методическую работу по формированию и развитию
математических представлений у детей во всех звеньях системы дошкольного
воспитания;
- разработка на научной
основе методических
развитию математических
представлений у детей в
Теоретическую базу методики формирования элементарных математических
представлений у дошкольников составляют не только общие, принципиальные,
исходные положения философии, педагогики, психологии, математики и других
наук. Как система педагогических знаний она имеет и свою собственную теорию,
и свои источники. К последним относятся:
- научные исследования и публикации в которых отражены основные результаты
научных поисков (статьи, монографии, сборники научных трудов и т.д.);
- программно-инструктивные
документы ("Программа
детском саду", методические указания и т.д.);
- методическая литература (статьи в специализированных журналах, например, в
"Дошкольном воспитании", пособия для воспитателей детского сада и родителей,
сборники игр и упражнения, методические рекомендации и т.д.);
- передовой коллективный
и индивидуальный
элементарных математических
представлений у детей в
опыт и идеи педагогов-новаторов.
Методика формирования элементарных математических представлений у детей
постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных
исследований и передового педагогического опыта.
В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно
функционирует и совершенствуется научно-обоснованная методическая система по
развитию математических представлений у детей. Её основные элементы - цель,
содержание, методы, средства и формы организации работы - теснейшим образом
связаны между собой и взаимообуславливают друг друга.
Ведущим и определяющим среди них является цель, так как она ведёт к
выполнению социального заказа общества детским садом, подготавливая детей к
изучению основ наук (в том числе и математики) в школе.
Обучение ведёт за собой развитие. В условиях рационально построенного
обучения, учитывая возрастные возможности дошкольников, можно сформировать у
них полноценные представления об отдельных математических понятиях. Обучение
при этом рассматривается
как непременное условие
очередь становится управляемым процессом, связанным с активным формированием
математических представлений и логических операций. При таком подходе не
игнорируется стихийный опыт и его влияние на развитие ребёнка, но ведущая
роль отводится
Под математическим развитием следует понимать сдвиги и изменения в
познавательной деятельности личности, которые происходят в результате
формирования математических представлений и связанных с ними логических
операций. Формирование математических представлений- это целенаправленный и
организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов
умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная
его цель- не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но
и всестороннее развитие детей.
1.2. Современные требования к математическому развитию детей дошкольного
Дети четырёх лет активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют
элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие
временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и
величин. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую
математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и
зависимости на предметах и числовом уровне.
Объём представлений следует рассматривать в качестве основы познавательного
развития. Познавательные и речевые умения составляют как бы технологию
процесса познания, минимум умений, без освоения которых дальнейшее познание
мира и развитие ребёнка будет затруднительно. Активность ребёнка,
направленная на познание, реализуется в содержательной самостоятельной
игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем
познавательных развивающих играх.
Взрослый создаёт условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребёнка в
деятельность сравнения, сосчитывания, воссоздания, группировки,
перегруппировки и т.д. При этом инициатива в развёртывании игры, действия
принадлежит ребёнку. Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию, направляет
процесс её развития, способствует получению результата.
Ребёнка окружают игры, развивающие его мысль и приобщающие его к умственному
труду. Например, игры из серии: "Логические кубики" , "Уголки", "Составь куб"
и другие; из серии: "Кубики и цвет", "Сложи узор", "Куб-хамелеон" и другие.
Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребёнку вычленить
анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии свойств, установить
связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия. К
дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся логические
блоки Дьенеша, цветные счётные палочки (палочки Кюизенера), модели и другие.
Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них умений и
способностей:
- оперировать свойствами, отношениями объектов, числами; выявлять простейшие
изменения и зависимости объектов по форме, величине;
- сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности
чередования и следования,
оперировать в плане
творчеству;
- проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или
выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;
- рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать со
взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического )
действия.
Основные представления, познавательные и речевые умения, которые осваиваются
детьми 4-5 лет в процессе
овладения математическими
СВОЙСТВА.
Представления.
Размер предметов: по длине (длинный, короткий); по высоте (высокий, низкий);
по ширине (широкий, узкий); по толщине (толстый, тонкий) ; по массе (тяжёлый,
лёгкий); по глубине(глубокий, мелкий); по объёму (большой, маленький).
Геометрические фигуры и тела: круг, квадрат, треугольник, овал,
прямоугольник, шар, куб, цилиндр.
Структурные элементы геометрических фигур: сторона, угол, их количество.
Форма предметов: круглый, треугольный, квадратный. Логические связи между
группами величин, форм: низкие, но толстые; найти общее и различное в группах
фигур круглой, квадратной, треугольной форм.
Связи между изменениями(сменой) основания классификации (группировки) и
количеством полученных групп, объектов в них.
Познавательные и речевые умения. Целенаправленно зрительно и осязательно
двигательным способом обследовать геометрические фигуры, предметы с целью
определения формы. Попарно сравнивать геометрические фигуры с целью выделения
структурных элементов: углов, сторон, их количества. Самостоятельно находить
и применять способ определения формы, размера предметов, геометрических
фигур. Самостоятельно называть свойства предметов, геометрических фигур;
выражать в речи способ определения таких свойств, как форма, размер;
группировать их по признакам.
ОТНОШЕНИЯ.
Представления.
Отношения групп предметов: по количеству, по размеру и т.д. Последовательное
увеличение(уменьшение) 3-5 предметов.
Пространственные отношения в парных направлениях от себя, от других объектов,
в движении в указанном направлении; временные- в последовательности частей
суток, настоящем, прошедшем и будущем времени: сегодня, вчера и завтра.
Обобщение 3-5 предметов, звуков, движение по свойствам - размеру, количеству,
форме и др.
Познавательные и речевые умения. Сравнивать предметы на глаз, путём
наложения, приложения. Выражать в речи количественные, пространственные,
временные отношения между предметами, пояснить последовательное увеличение и
уменьшение их по количеству, размеру.
ЧИСЛА И ЦИФРЫ.
Представления.
Обозначение количества числом и цифрой в пределах 5-10. Количественное и
порядковое назначение числа. Обобщение групп предметов, звуков и движений по
числу. Связи между числом, цифрой и количеством: чем больше предметов, тем
большим числом они обозначаются; сосчитывание как однородных, так и
разнородных предметов, в разном расположении и т.д.
Познавательные и речевые умения.
Сосчитывать, сравнивать по признакам, количеству и числу; воспроизводить
количество по образцу и числу; отсчитывать.
Называть числа, согласовывать слова-числительные с существительными в роде,
числе, падеже.
Отражать в речи способ практического действия. Отвечать на вопросы: "Как ты
узнал, сколько всего?"; "Что ты узнаешь, если сосчитаешь?"
СОХРАНЕНИЕ (НЕИЗМЕННОСТЬ) КОЛИЧЕСТВА И ВЕЛИЧИН.
Представления.
Независимость количества числа предметов от их расположения в пространстве,
сгруппированности.
Неизменность размеров, объёма жидких и сыпучих тел, отсутствие или наличие
зависимости от формы и размера сосуда.
Обобщение по размеру, числу, по уровню наполненности одинаковых по форме
сосудов и т.д.
Познавательные и речевые умения зрительно воспринимать величины, количества,
свойства предметов, сосчитывать, сравнивать с целью доказательства равенства
или неравенства.
Выражать в речи расположение предметов в пространстве. Пользоваться
предлогами и наречиями: справа, сверху, от..., рядом с..., около, в, на, за и
др.; пояснить способ сопоставления, обнаружения соответствия.
АЛГОРИТМЫ.
Представления.
Обозначение последовательности и этапности учебно-игрового действия,
зависимости порядка следования объектов символом (стрелкой). Использование
простейших алгоритмов разных типов (линейных и разветвленных).
Познавательные и речевые умения. Зрительно воспринимать и понимать
последовательность развития, выполнения действия, ориентируясь на
направление, указанное стрелкой.
Отражать в речи порядок выполнения действий: сначала; потом; раньше; позже;
если..., то.
Пятилетки проявляют высокую познавательную активность, они буквально
забрасывают старших разнообразными вопросами об окружающем мире. Исследуя
предметы, их свойства и качества, дети пользуются разнообразными
обследовательскими действиями: умеют группировать объекты по цвету, форме,
величине, назначению, количеству; умеют составить целое из 4-6 частей;
осваивают счёт.
Дети радуются своим достижениям и новым возможностям. Они нацелены на
творческие проявления и доброжелательное отношение к окружающим.
Индивидуальный подход воспитателя
поможет каждому ребёнку
умения и склонности в
разнообразной увлекательной
1.3. Психолого-педагогические
основы развития
детей 4-5 лет.
Это большая ошибка думать,
что ребёнок приобретает
математические понятия непосредственно в обучении. Наоборот, в значительной
степени он развивает их самостоятельно, независимо и спонтанно. Когда
взрослые пытаются навязать ребёнку математические понятия преждевременно, он
выучивает их только словесно; настоящие могут поставить себя на место своего
слушателя. Они исходят из своих собственных позиций и непосредственно из того
момента, в который происходят описываемые события. Ребёнок ещё не различает,
что можно считать само собой разумеющимся, а что нет.