Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 14:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является сравнение эмоциональной сферы у детей школьного возраста с нормальным интеллектом, с эмоциональной сферой школьников с умственной отсталостью в легкой степени.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
1. Провести анализ литературных источников по проблеме.
2. Подобрать методики для исследования. Дать их описание.
3. Провести анализ результатов исследования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3.
ГЛАВА I. Понятие «эмоция»………………………………………………5.
1.1 Функции эмоций….…………...................................................................9.
1.2 Понятие «эмоции» по П. Милнеру, П.Фрессу, А.Н.Леонтьева, К. Изарду, Е.В., Ильину……………………………………………………………………14.
ГЛАВА II. Эмоциональная сфера детей с умственной отсталостью.
2.1. Особенности эмоционального развития детей с легкой степенью умственной отсталости ………………………………………………………18.
ГЛАВА III. Экспериментальная часть.
2.1. Характеристика и базы исследования………………………………23.
2.2. Тест тревожности для детей младшего школьного возраста……...24.
2.3. Результаты исследования. Тест тревожности для детей младшего школьного возраста…………………………………………………………..26.
2.4. Методика "Изучение высших чувств"………………………………28.
2.5. Результаты исследования по методике "Изучение высших чувств".29.
Заключение………………………………………………………………...30.
Список используемых источников…………………………………….. 32.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЬЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДЕТСТВА
КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Развитие эмоциональной сферы у детей с легкой степенью умственной отсталости.
Выполнила студентка 401 группы
Специальность: олигофренопедагогика
Специализация: олигофренопедагог
Форма обучения: очная
Научный руководитель
Доктор психологических наук, профессор
_________
(подпись)
_________
(оценка)
«___» __________ 2013г.
Новосибирск 2013г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. Понятие «эмоция»………………………………………………5.
1.1 Функции эмоций….…………..................
1.2 Понятие «эмоции» по П. Милнеру, П.Фрессу,
А.Н.Леонтьева, К. Изарду, Е.В., Ильину………………………………………………………………
ГЛАВА II. Эмоциональная сфера детей с умственной отсталостью.
2.1. Особенности эмоционального развития детей с легкой степенью умственной отсталости ………………………………………………………18.
ГЛАВА III. Экспериментальная часть.
2.1. Характеристика и базы исследования………………………………23.
2.2. Тест тревожности для детей младшего школьного возраста……...24.
2.3. Результаты исследования. Тест тревожности
для детей младшего школьного возраста…………………………………………………………
2.4. Методика "Изучение высших чувств"………………………………28.
2.5. Результаты исследования по методике "Изучение высших чувств".29.
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников…………………………………….. 32.
Введение.
Эмоции- особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами., и отражающих форму непосредственного переживания( радость, горе, страх и т.п.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в дефектологии. Занимаются ими не только олигофренопедагоги, но и специалисты смежных наук: психологи, невропатологи, психиатры, эмбриологи, генетики и др. Большой вклад внесли такие выдающиеся личности как: П. Милнер, П.Фресс, К. Изард, Евгений Павлович Ильин, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконин, Л.В.Занков, М.С.Певзнер, Г.Ф.Бреслав и многие другие выдающиеся психологи.
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии другого человека и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Второй важнейшей функцией эмоций является экспрессивная и коммуникативная, она же является важнейшим фактором регуляции процессов познания. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Часть эмоционально-экспрессивных выражений является врожденной, некоторые, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний.
С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Под влияние таких эмоций индивиду становится трудно промолчать, остаться бездействующим, проявляется готовность «горы свернуть». И наоборот, иногда переживания вызывают своеобразную скованность, пассивность - тогда идет речь об астенических эмоциях. Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и, особенно в художественном творчестве. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.
В обосновании АКТУАЛЬНОСТИ выбранной темы, главным является то, что формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более совершенному отношению человека к окружающему миру, и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности.
Объектом исследования являются дети младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Предметом исследования выступает особенности эмоций у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью в легкой степени.
Целью курсовой работы является сравнение эмоциональной сферы у детей школьного возраста с нормальным интеллектом, с эмоциональной сферой школьников с умственной отсталостью в легкой степени.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
1. Провести анализ литературных источников по проблеме.
2. Подобрать методики для
3. Провести анализ результатов исследования.
ГЛАВА I. Понятие «эмоция».
ЭМОЦИЯ (от лат. "emotion" - волнение) - это различные психические явления, выражающие в форме непосредственных переживаний значимость для индивида тех или иных предметов и ситуаций и являющиеся важным фактором регуляции его жизнедеятельности.
Одна из важнейших особенностей эмоций — их идеаторный характер, то есть способность формироваться по отношению к ситуациям и событиям, которые реально в данный момент могут не происходить, и существуют только в виде идеи о пережитых, ожидаемых или воображаемых ситуациях.
Другая важная особенность — их способность к обобщению и коммуникации (эмоции могут передаваться между людьми или животными), из-за чего эмоциональный опыт включает в себя не только индивидуальные переживания, но и эмоциональные сопереживания, возникающие в ходе общения, восприятия произведений искусства и тому подобного.
Эмоция - особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают значимость объектов и ситуаций, действующих на субъект, обусловленную отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.
Эмоциональный компонент выполняет особую функцию в структуре мотивации. Эмоция, возникающая в составе мотивации, играет важную роль в определении направленности поведения и способов его реализации.
Теория дифференциальных эмоций определяет эмоцию как сложный процесс, имеющий нейрофизиологический, нервно-мышечный и феноменологический аспекты. На нейрофизиологическом уровне эмоция определяется по электрохимической активности нервной системы, в частности, коры, гипоталамуса, базальных ганглиев, лимбической системы, лицевого и тройничного нервов. На нервномышечном уровне эмоция - это, прежде всего мимическая деятельность, а вторично - пантомимические, висцерально - эндокринные и иногда голосовые реакции. На феноменологическом уровне эмоция проявляется либо как сильно мотивированное переживание, либо как переживание, которое имеет непосредственную значимость для субъекта. Переживание эмоции может создавать в сознании процесс совершенно независимый от познавательных процессов.
Когда нейрохимические процессы через врожденные программы вызывают комплексные мимические и соматические проявления, а с помощью обратной связи эти проявления становятся осознанными, появляется отдельная фундаментальная эмоция, которая одновременно является и мотивирующим и смыслообразующим переживанием. Феноменологически положительные эмоции имеют врожденные характеристики, которые склонны усиливать чувство благополучия, поддерживать его и побуждать к нему. Они облегчают взаимодействие с людьми, а также понимание ситуаций и связей между объектами. Отрицательные эмоции ощущаются как вредные и трудно-переносимые и не способствуют взаимодействию. Хотя определенные эмоции склонны быть положительными, а другие - отрицательными, эти термины не могут применяться жестко к каким-либо эмоциональным переживаниям без рассмотрения их в жизненной ситуации.
Эмоция (фундаментальная, отдельная) - это сложный феномен, включающий в себя нейрофизиологический и двигательно-выразительный компоненты и субъективное переживание. Взаимодействие этих компонентов в интраиндивидуальном процессе образует эмоцию, являющуюся эволюционно-биогенетическим явлением; у человека выражение и переживание эмоции врожденно, общекультурально и универсально.
Как определяются эмоции? В большинстве теорий допускалось, что эмоция - это не простой феномен. Целостное определение эмоции должно принимать во внимание три аспекта, или компонента, характеризующие это явление: а) переживаемое или осознаваемое ощущение эмоции; б) процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоции, в частности те, которые отражаются на лице.
Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоции как специфические субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит. Эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни. Можно сказать даже, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются. Эмоции связаны с висцеральной деятельностью индивида.
Эмоции - постоянные спутники человека, оказывающие влияние на его мысли и деятельность. Факторы эмоциональной природы регулярно затрудняют установление контакта между индивидом и группой. Эмоции - это психофизиологический феномен, поэтому о возникновении переживания человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения вегетативных показателей (частоте сердечных сокращений, артериальному давлению, частоте дыхания и т. д.) и психомоторики: мимике, пантомимике (позе), двигательным реакциям, голосу. О связи эмоций с физиологическими реакциями организма писали Аристотель (эмоциональные процессы реализуются совместно «душой» и «телом»), Р. Декарт (страсть, возникающая в душе, имеет своего «телесного двойника») и др. Эта связь давно была подмечена разными народами и использована в практических целях. Например, в Древнем Китае подозреваемого в совершении какого-либо противоправного поступка заставляли брать в рот щепотку риса. Затем, после выслушивания им обвинения, он выплевывал его. Если рис был сухим, значит, у подозреваемого пересохло во рту от волнения, страха, и он признавался виновным. В настоящее время на изменении вегетативных реакций при эмоциогенных фразах основана проверка подозреваемого с помощью полиграфа, обычно называемого «детектором лжи».
Различия в улыбке проявляются уже у 10-месячных младенцев. На
мать ребенок реагирует улыбкой, при которой
активизируется большая скуловая мышца
и круговая мышца глаза (улыбка Дачена).
На приближение незнакомого человека
ребенок тоже улыбается, но активация
возникает только в большой скуловой мышце;
круговая мышца глаза не реагирует. С возрастом
ассортимент улыбок расширяется. П. Экман
и В. Фризен (1982) выделяют три вида улыбок
взрослого человека: искреннюю, фальшивую
и несчастную, жалобную. Фальшивая улыбка
делится ими на две разновидности. Поддельная
улыбка выражает не столько радость, сколько
желание казаться радостным. Притворная
улыбка имеет целью скрыть от окружающих
свои негативные эмоции. Фальшивую улыбку
характеризуют относительная пассивность
круговых мышц глаза, в результате чего
щеки почти не приподнимаются и отсутствуют
характерные морщинки у внешних уголков
глаз («гусиные лапки»). Фальшивая улыбка
бывает, как правило, асимметрична, с большим
смещением влево у правшей. Кроме того,
она возникает либо раньше, либо позже,
чем того требует ситуация. Фальшивая
улыбка отличается и продолжительностью:
ее кульминационный период длится дольше
обычного (от одной до четырех секунд).
Период ее развертывания и свертывания,
наоборот, короче, и поэтому она появляется
и исчезает как бы внезапно. По этим признакам
фальшивая улыбка распознается довольно
легко. Однако при нарочито фальшивой
улыбке, когда сокращение скуловых мышц
приподнимает щеки, отдифференцировать
ее от искренней улыбки без анализа ее
временной развертки бывает трудно. Интересно,
что первый тип улыбки (искренний) вызывает
большую ЭЭГ-активность(электроэнцефало
1.1 Функции эмоций.
Биологическое значение эмоций в том, что они позволяют человеку быстро оценить свое внутреннее состояние, возникшую потребность, возможности ее удовлетворения. Например, истинную пищевую потребность в количестве белков, жиров, углеводов, витаминов, солей и т.д. мы оцениваем посредством соответствующей эмоции. Это переживание голода или ощущение сытости.
Существуют несколько функций эмоций: отражательная (оценочная), побуждающая, подкрепляющая, переключательная и коммуникативная.
Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и тем самым производят почти мгновенную интеграцию, обобщение всех видов деятельности, которые им выполняются, что позволяет, прежде всего, определить полезность и вредность воздействующих на него факторов и реагировать прежде, чем будет определена локализация вредного воздействия. Примером может служить поведение человека, получившего травму конечности. Ориентируясь на боль, человек немедленно находит такое ее положение, которое уменьшает болевые ощущения.
Информация о работе Развитие эмоциональной сферы у детей с легкой степенью умственной отсталости