участие педагогов в научно-практической
конференции на базе факультета;
оказание преподавателями факультета
информационно-консультационной поддержки
педагогам и администрации ДОУ;
обсуждение и утверждение на
научном совете, заседании кафедр факультета
авторских программ, разработанных педагогами
ДОУ.
Методической службе МБДОУ
обеспечивает поддержку Управление образования
и муниципальное учреждение «Информационно-методический
центр». ДОУ также взаимодействует: клуб
молодых педагогов, совет руководителей
образовательных учреждений, городские
методические объединения, издательский
отдел ИМЦ.
- Методическую службу возглавляет методический
совет – коллективный общественный
профессиональный орган. Целью методического
совета является – обеспечение гибкости
и оперативности методической службы
ДОУ, рост профессионального мастерства
педагогов, формирование их профессиональной
компетентности. Членами методического
совета являются руководители методических
объединений (центров), руководители творческих
и проблемных групп, старший воспитатель.
- Служба
мониторинга качества образования ДОУ поэтапно оценивает результаты
образовательного процесса, отдельные
его стороны; разрабатывает, адаптирует
к условиям ДОУ имеющиеся мониторинговые
методики и программы по длительному наблюдению
(слежению) за педагогическими явлениями
и профессиональной деятельностью педагогов;
прогнозирует и корректирует образовательный процесс и профессиональное
развитие педагогов. Педагогический мониторинг
– система организации сбора, хранения,
обработки и распространения информации
о деятельности педагогической системы,
обеспечивающая непрерывное отслеживание
состояния и прогнозирование ее развития.
Профессиональные центры создаются как
для повышения профессиональной компетентности
педагогов, так и для разработки программ
развития учреждения, подготовки программ
экспериментов и других управленческих
задач.
Назначение профессиональных объединений
педагогов детского сада вытекает из следующих
проблем, с которыми сталкивается современное
дошкольное образовательное учреждение:
несовершенство нормативно-правовой базы:
несоответствие уровня профессиональной
компетентности педагогических кадров современным
требованиям к качеству воспитательно-образовательного
процесса;
несформированность умений применения в практике инновационных педагогических технологий;
авторитарное, должностное
общение администрации с педагогами;
недостаточность современных технических средств, возможности приобрести в достаточном количестве
новинки учебно-методической литературы,
программы, методики, что не позволяет
в полной мере реализовать потребность
педагогов в самообразовании, затрудняет
освоение передовых технологий воспитания,
обучения и развития детей;
невозможность создания руководителем
без участия педагогов удачных, доведенных
до технологического уровня проектов
будущего развивающегося дошкольного
учреждения;
отсутствие государственных
стандартов по дошкольному образованию;
В методических пособиях, освещающих
работу администрации детского сада с
педагогами (К.Ю.Белая, А.И.Васильева, Л.М.Волобуева,
Л.В.Поздняк и др.), уделяется внимание
двум-трем видам профессиональных объединений
педагогов. Это не позволяет предоставить
дошкольным учреждениям простор для
выбора тех объединений, которые наиболее
эффективно будут способствовать развитию
профессиональной компетентности каждого
педагога.
Особое место по практической значимости,
следует отметить пособие «Профессиональные
объединения педагогов» под редакцией
М.М.Поташника (2002г.).
В ней коллектив авторов охарактеризовал
предназначение всех, в том числе и
новых, малоописанных видов профессиональных
объединений педагогов, показал их в системе,
в связях со школой, системой внутрисадовского
управления, с муниципальными методическими
службами. Но, к сожалению, не все из представленных
профессиональных объединений могут быть
созданы в дошкольных учреждениях в силу
их специфики, неизбежны отличия и в организации
деятельности объединений педагогов-дошкольников.
При выборе форм методических
объединений, мы выбрали формы наиболее,
на наш взгляд, адаптированные к условиям
ДОУ.
- Постоянно действующие
методические
объединения (Центры) создаются но приоритетным
направлениям работы ДОУ. Формы работы
этих объединений могут быть коллективными
и индивидуальными с оптимальным их сочетанием.
Их деятельность направлена на практическое
решение проблем межпредметных связей;
осуществление контроля над реализацией
образовательных программ, уровнем развития воспитанников,
их готовности к школьному обучению; выявление затруднений
педагогов и оказание им информационно-консультационной
поддержки.
В 2010 - 2015 уч. г. в
нашем ДОУ действовали следующие методические объединения
педагогов:
Центр
«Молодой специалист» (объединяет педагогов, не имеющих квалификационной категории, со стажем работы менее 5 лет, нуждающихся в повышении теоретической подготовки);
Центр здорового ребенка (объединяет высококвалифицированных педагогов,
чей круг интересов и приоритетов в профессиональной деятельности
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников,
формирование у них привычки к здоровому образу
жизни);
Центр речевого развития (объединяет высококвалифицированных педагогов и
молодых специалистов, чей крут интересов
и приоритетов в профессиональной деятельности — речевое
развитие воспитанников);
Центр музыки и театра (объединяет высококвалифицированных
педагогов и молодых специалистов, чей круг интересов и приоритетов
в профессиональной деятельности — художественно-эстетическое
развитие воспитанников);
Центр «Уникум» (объединяет высококвалифицированных
педагогов и молодых специалистов, чей круг интересов и приоритетов в профессиональной
деятельности — интеллектуальное развитие
ребенка)
Центр «Выпускник» (объединяет высококвалифицированных
педагогов и молодых специалистов, чей круг интересов и приоритетов
в профессиональной деятельности — подготовка детей
к обучению в школе, проблемы выравнивания
стартовых возможностей дошкольников);
Центр «Туган ягым» (объединяет высококвалифицированных
педагогов и молодых специалистов, чей круг интересов и приоритетов
в профессиональной деятельности — приобщение к национальной
культуре детей и родителей ДОУ через
внедрение НРК в воспитательно- образовательный процесс.
Временные методические
объединения создаются по инициативе
педагогов или администрации ДОУ на добровольной
основе на определенное время
для решения конкретной задачи. Такими
задачами могут быть, например, выявление,
изучение, обобщение положительного (передового)
опыта работы; решение проблем развития
дошкольного учреждения; разработка образовательных
проектов; организация диагностических
направлений деятельности учреждения;
изучение социальных запросов и пр.
К временным методическим объединениям
относятся:
творческие группы
(объединяют педагогов для подготовки
и проведения массовых познавательно-досуговых мероприятий);
проблемные группы
(объединяют педагогов с целью решения конкретного вопроса (проблемы);
проектные группы
(объединяют педагогов, разрабатывающих образовательные проекты);
модульные группы
(объединяют педагогов, обеспечивающих
функционирование и развитие модулей
в рамках конкретных образовательных
проектов);
Формирование системы
эффективной педагогической деятельности
и управления развитием инновационного
потенциала педагогов ДОУ требует внедрения
новых форм работы и соблюдения имеющихся
в коллективе традиций.
Методический
кабинет формирует информационную
подсистему методической службы ДОУ. Это
консультационно-информационный центр,
опорный пункт для проведения методических
и организационно-педагогических мероприятий.
В методическом кабинете отбирается и
систематизируется необходимая информация,
организуется ее своевременное поступление,
осуществляется оперативное ознакомление
педагогов, родителей, общественности
с научно-методической литературой, нормативно-правовыми
и другими документами, создается банк
данных. В составе методического
кабинета работает открытая общественная
библиотека, которая образована для обеспечения
педагогам информационной поддержки и
оптимизации деятельности методической
службы. Литература предоставляется педагогами
на добровольной основе. Каждый читатель
(педагог) при вступлении в открытую общественную
библиотеку подает список научно-методической
литературы педагогической направленности,
которую он готов предоставить для общественного
пользования. Все книги находится у воспитателей,
в методическом кабинете хранится только
каталог литературы.
Научно-методическая обеспеченность
- Нормативно-правовые документы
МО РФ;
- Концепция развития системы
дошкольного воспитания;
- Национальная образовательная
инициатива «Наша новая школа»
Объем финансирования
Создание проекта «Раскрытие
потенциала профессиональной компетентности
педагога через организацию методической
службы ДОУ» не является самоцелью, а является
результатом длительной работы педагогического
коллектива. Проект экономичен и не требует
больших затрат. В штатном расписании
предусмотрены должности старшего воспитателя,
воспитателей, психолога, музыкального
руководителя. Как стимулирующая часть
проекта планируется за счет внебюджетных
средств будет осуществляться оплата
труда руководителям методических объединений
в объеме:
- Оплата из фонда платных
услуг – 50%;
- Спонсорская помощь – 50 %.
Продукт
Создан алгоритм управленческой
деятельности;
Разработана модель методической
службы;
Разработаны: Положение о методической службе, Положение о педагогическом мониторинге; Положение о методическом совете; Положение о методическом кабинете; Положение о методическом центре;
Проведена исследовательская
работа, направленная на решение выявленных проблем;
Разработаны Программа развития
ДОУ, Программа профессионального развития
педагогов;
Выстроен комплекс диагностических методик оценки профессиональной
компетентности субъектов педагогического процесса.
Риски
и пути предупреждения рисков
риски |
Пути предупреждения
рисков |
1.Нехватка высококвалифицированных, заинтересованных, инициативных
педагогов
|
1. Повышение квалификации работающих
педагогов.
2. Направление на учебу
в педагогические ВУЗы с предоставлением
мест после окончания учебы.
3. Моральное и материальное
поощрение творчески работающих
педагогов. |
2. Пассивность и отсутствие
поддержки педагогического коллектива.
|
- Участие педагогов в общественном
управлении ДОУ.
- Подготовка и участие в профессиональных
конкурсах различного уровня
3. Участие в процессе контроля, взаимоконтроля
и самоконтроля за качеством воспитательно-образовательного
процесса. |
План
внедрения проекта
Этапы |
Компоненты деятельности |
Содержание компонентов деятельности |
Мобилизационный
Сентябрь 2015-январь 2017г |
Цель |
Формировать готовность педагогического
коллектива к реализации проекта «Раскрытие
потенциала профессиональной компетентности
педагога через организацию методической
службы ДОУ»; |
Приоритетные направления деятельности |
-изучение нормативно-правовой
базы функционирования методической
службы в условиях современного
ДОУ;
-анализ содержания структуры
методической работы на данном
этапе;
- анализ готовности педагогического
коллектива к работе предложенных
инноваций. |
Ведущие методы |
Стратегическое планирование
(прогнозирование, проектирование и т.д.) |
Основной результат |
Наличие у педагогического
коллектива отчетливого представления
о структуре методической службы ДОУ и
мобилизационной готовности к осуществлению
преобразований |
Экспериментально-поисковый
Январь 2015-май 2015г |
Цель |
Апробировать новшества в жизнедеятельности
ДОУ и выработать план внедрения проекта |
Приоритетные направления деятельности |
Со стороны администрации:
-изменения в управленческой
структуре ДОУ
-обновление нормативно-правовой
базы функционирования ДОУ
-разработка целевого
подхода к организации структуры
методической службы ДОУ
-создание и апробация
диагностического, мониторингового
инструментария
-оперативная рефлексия
процесса и результатов инновационной
деятельности
разработка системы совместной
работы ДОУ и различными структурами(НГПИ,
ИНПО, ИМЦ и др.)
со стороны педагогического
коллектива:
-осмысление теоретических
основ преобразовательной деятельности
|
Ведущие методы |
Исследовательские методы (анализ
научно-методической литературы, опытно-управленческая
работа) |
Основной результат |
Включение нововведений в методической
работе в жизнедеятельность ДОУ |
Преобразовательный
2015-2017 уч.г. |
Цель |
Обновление жизнедеятельности
педагогического коллектива ДОУ за счет
преобразований в методической службе
|
Приоритетные направления деятельности |
-Формирование Методических
центров, творческих групп, определение
целей, круга вопросов, разработка
плана работы
-осуществление педагогического
мониторинга
- изучение уровня профессиональной
компетентности каждого педагога |
Ведущие методы |
Методы проектирования, планирования,
организации и анализа инновационной
практической деятельности |
Основной результат |
Сформированность качества
и целостности методической службы, повышение
уровня профессиональной компетентности
педагога |
Рефлексивно-обобщающий |
Цель |
- Сформировать адекватные и
целостные представления о реальном состоянии
методической службы как системы: объективно
оценить процесс и результаты работы методической
службы за прошедший период |
Приоритетные направления деятельности |
- Осуществление коллективной
рефлексии в сообществах педагогов и результатов
внедрения проекта «Раскрытие потенциала
профессиональной компетентности педагога
через организацию методической службы
ДОУ»
- обобщение опыта и результатов
осуществления проекта
- определение перспектив дальнейшего
развития методической службы ДОУ |
Ведущие методы |
Экспертная оценка, индивидуальная
и групповая самооценка, анализ и обобщение
опыта |
Основной результат |
- Работа педагогического коллектива
в режиме инновационной деятельности
- Повышение профессиональной
компетентности всех педагогических
работников
- Удовлетворенность всех участников
процесса жизнедеятельности ДОУ
|