Рациональный режим дня для детей разных возрастных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:50, контрольная работа

Краткое описание

Среди многочисленных условий, которые обеспечивают необходимый уровень физического и психического развития ребенка, рациональный режим занимает одно из ведущих мест. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обуславливается удовлетворением потребности организма во сне, отдыхе, пище, деятельности, движении. Для каждой возрастной группы предусмотрен свой режим дня, включающий разнообразные виды деятельности, посильные для детей умственные и физические нагрузки, отдых.

Вложенные файлы: 1 файл

Основы педиатрии и гигиены.docx

— 32.48 Кб (Скачать файл)

 

Введение

     Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного его формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.

     Организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста. Этот процесс в разные возрастные периоды протекает с различной интенсивностью, морфофункциональное созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно. Это и объясняет особую чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных.

     Среди многочисленных условий, которые обеспечивают необходимый уровень физического и психического развития ребенка, рациональный режим занимает одно из ведущих мест. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обуславливается удовлетворением потребности организма во сне, отдыхе, пище, деятельности, движении. Для каждой возрастной группы предусмотрен свой режим дня, включающий разнообразные виды деятельности, посильные для детей умственные и физические нагрузки, отдых.

 

 

 

 

 

 

1. Режим дня дошкольника

     В дошкольном учреждении двигательный режим складывается из утренней гимнастики, занятий по физической культуре, подвижных спортивный игр, физических упражнений, самостоятельной деятельности. Однако для обеспечения оптимального уровня двигательной активности только формальное проведение всех упомянутых видов деятельности будет недостаточным. Важным является ее содержание, а также рациональная организация всей жизни детей, каждого из режимных процессов. Для того, чтобы обеспечить должный уровень объема движений детей в течение дня, помимо рациональной организации всего режима, в котором один вид двигательной деятельности должен дополнять и обогащать другой, важно правильно организовать занятия по физической культуре, обеспечить их достаточную моторную плотность, разнообразное содержание. Благоприятной моторной плотностью физкультурных занятий считают плотность 65-85%, а тренирующий и развивающий эффект достигается таким построением занятия и подбором упражнений, когда в конце его вводной части частота сердечных сокращений у детей увеличивается по отношению к исходному (до занятий) уровню примерно на 15-20%, в основной части занятий - на 50-60%, в подвижной игре - на 70-80%. Но и в этом случае необходимо учитывать индивидуальные возможности отдельных детей, состояние их здоровья, уровень развития навыков. Организуя двигательную деятельность детей, важно помнить о том, что в группе могут быть воспитанники, перенесшие заболевания, а также отстающие в развитии. Воспитатель должен внимательно относиться к таким детям, согласовывать педагогические приемы и методы с врачом детского сада [2].

     Важную роль  играют прогулки. Они проводятся  в определенное время, их общая  продолжительность составляет 4-5 часов.  Прогулка проводится в любую  погоду, за исключением неблагоприятных  условий. При небольшом дожде ее можно организовать на веранде, под навесом, в любом другом, защищенном от резкого ветра и осадков месте. Иногда при плохой погоде длительность прогулки можно сократить, но полностью отменять ее не следует [7].

     Таким образом, рациональный режим способствует укреплению здоровья и оказывает положительное воздействие на нервную систему ребенка.

      Наблюдения  показали, что, если режим дня  выполняется в соответствии с  гигиеническими требованиями и  все виды деятельности проводятся  на высоком уровне, показатели  работоспособности и развития  детей высоки. Если отдельные  режимные моменты, такие как  прогулка, занятия, сон, проводить  недостаточно качественно, то  у воспитанников к концу дня  возникают усталость, эмоциональный  спад, что в итоге неблагоприятно  влияет на их здоровье и  развитие.

      Утомление  у детей проявляется неодинаково,  чаще - это ослабленное внимание, повышение возбудимости, вялости,  отрицательные реакции в поведении  ребенка, нарушение сна и аппетита, так же снижается работоспособность,  нет сосредоточенности и внимания, нет желания и интереса к  занятиям [1].

      Если не  создать все необходимые условия  деятельности, отдыха и объем  нагрузок и превышать физиологические  возможности, утомление переходит  в хроническую форму и это  крайне отрицательно сказывается  на развитии здоровья ребенка,  снижаются защитные функции организма. 

    Полноценное физическое  и нервно-психическое развитие  ребенка возможно при обеспечении  рационального питания, предусматривающего  использование необходимого набора  продуктов, содержащих все нужные  пищевые компоненты, минеральные  соли, витамины в соответствии  с возросшими потребностями растущего  организма [5].

      Дети должны  получать питание четыре раза  в сутки с интервалами между  приемами пищи не более 4 часов.  Завтрак составляет 25% от суточной  энергетической ценности рациона,  обед - 35%, полдник - 15-20%, ужин - 25%.

     Во время  еды важно создать спокойную,  доброжелательную обстановку и  поддерживать хорошее настроение  детей, так как состояние нервной  системы сказывается на аппетите. Не следует проявлять нетерпение  и постоянно делать замечания,  если они едят медленно: это  отвлекает, нервирует детей и  снижает их аппетит. 

       Если  ребенок отказывается от какой-либо  пищи, следует постепенно приучать  его е ней, давая небольшими  порциями. Такого ребенка лучше  посадить с детьми, которые едят  с удовольствием, и не принуждать  его съедать всю порцию, так  как рекомендуемые средние нормы  не рассчитаны на индивидуальные  особенности и потребности организма.  Если ребенок систематически  съедает меньше нормы и у  него плохо нарастает масса  тела, его следует показать врачу.  Возможно, ребенок нездоров и нуждается в изменении рациона или общего режима дня [1].

       Часто  дети не доедают свою порцию, так как устают действовать  самостоятельно. Взрослый должен  прийти им на помощь и покормить.  Второе блюдо ребенку можно  разрешить запивать компотом  или киселем. Это необходимо прежде всего тем детям, у которых выделяется мало слюны, что затрудняет пережевывание пищи и приводит к длительной задержке ее во рту. Запивать пищу водой не следует: вода разбавляет консистенцию пищеварительных соков. Не надо приучать детей есть много хлеба с первым и тем более со вторым блюдом, особенно с кашами, макаронами. Наевшись хлеба, дети не могут доесть порцию, содержащую полезные продукты.

       Взрослый  обращает особое внимание на  гигиенические навыки приема  пищи: учит детей мыть руки  перед едой, во время приема  пищи правильно сидеть (не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол), пользоваться столовыми приборами, в том числе ножом (резать мясо, огурцы, помидоры). Младшим детям пищу размельчают взрослые. Во время еды дети не должны спешить, отвлекаться, играть столовыми приборами, набивать полный рот и разговаривать при этом и т.п. воспитатель учит их пользоваться салфеткой. Малышам перед приемом пищи надевают нагрудники, для старших на стол ставят стакан с бумажными салфетками.

       Для  правильного выполнения режима, четкого и последовательного  выполнения всех его процессов  важно своевременно формировать  у детей навыки самообслуживания, воспитывать самостоятельность.  Если в ДОУ педагог приучает  детей к самостоятельности при  одевании, раздевании, приеме пищи, а дома за ребенка все делают  родители, то у ребенка не вырабатывается  устойчивая привычка, навыки и  умения. Такие дети задерживают  выполнение режима. Приученный ребенок  все это будет выполнять с  желанием и настроением, а это  залог успеха. Постепенно у ребенка  формируются полезные навыки  и привычки к четкому распорядку  дня [1].

       Правильность  выполнения режима, его оздоровительное  и воспитательное влияние на  детей во многом зависят от  постоянно контакта педагогов  с медработниками дошкольного  учреждения и родителями. Контакт  этот должен быть двусторонним: воспитателю необходимо знать  результаты проводимых медицинских  осмотров детей врачами, специалистами,  иметь сведения о том, кому  из воспитанников рекомендованы  те или иные лечебные и профилактические  мероприятия, щадящий режим, уменьшение  на некоторый период объема  нагрузок. С другой стороны, и  воспитатель может первым заметить  у ребенка начальные признаки  заболевания, недомогание, капризы,  плаксивость, отсутствие аппетита  или другие виды расстройства, своевременно сообщить о них  врачу или медсестре, а также  родителям. Ежедневное общение  воспитателя с детьми своей группы позволит ему заметить малейшие отклонения в состоянии ребенка. Нужно всегда быть внимательным к детям, знать, как они ведут себя тогда, когда здоровы. Все это необходимо знать для оказания ребенку своевременной помощи и предупреждения инфекционных заболеваний.

       Воспитатель  полностью отвечает за соблюдение  всех режимных моментов, всех  санитарно-гигиенических правил, содержание  помещений. Воспитатель следит  за тем, чтобы в них систематически  и качественно осуществлялась  влажная уборка, проветривание, а  игрушки, книги, пособия содержались  в порядке. Важно помнить, что  свежий воздух и чистота в  группе - залог эффективности всех  оздоровительной работы. Если этого  нет, то никакие специальные  процедуры не будут оказывать  благоприятного влияния на организм  и их проведение окажется бесполезным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Режим дня школьника

     Школьный период играет важную роль в жизни ребенка. В это время разворачиваются основные процессы физического и психического развития. Организм школьника испытывает большие нагрузки, и для того, чтобы справляться с ними необходимо соблюдать рациональный режим дня. Хорошо оставленный и четко соблюдаемый режим дня младшего школьника повышает работоспособность, успеваемость, дисциплинирует ребенка, способствует нормальному росту и развитию. Ребенку будет проще преодолеть все нагрузки, если вы с детства приучили его к режиму. С возрастом режим дня меняется, учебные занятия становятся более продолжительными по времени, а прогулки, наоборот, менее продолжительными. Не забывайте, что главное в распорядке дня – это чередование умственного и физического труда. В силу своих возрастных и психологических особенностей, младший школьник еще не может самостоятельно планировать свое время и строго соблюдать режим. В этом ему должны помочь родители.

     Наиболее рационален подъем в 7 часов утра. Пусть ребенок начнет свой день с гимнастики, она не должна занимать много времени, но размять мышцы все же необходимо. Полезно перед началом занятий совершить прогулку в течение 15-20 минут, это улучшит кровоснабжение мозга, повысит умственную работоспособность. Поэтому если есть возможность, пусть ребенок прогуляется до школы пешком [6].

     По возвращении из школы ученик должен пообедать и отдохнуть. Многие родители сразу сажают ребенка за уроки и совершают ошибку. Дайте школьнику погулять на улице с друзьями, ведь он столько времени трудился в школе. Тем более, что приступать к домашним заданиям лучше всего не раньше 16 часов, так как именно в это время начинается второй пик повышения суточной работоспособности. Первый пик ее повышения приходится на 11-13 часов, после чего она снижается и вновь повышается в период между 16 и 18 часами.

     Для учебных занятий дома ребенок должен иметь постоянное рабочее место, удобное и хорошо освещенное. Во время приготовления уроков должны быть устранены все помехи, особенно источники громкого шума [3].

Время подготовки домашних заданий:

1 класс – не более  1 часа;

2 класс – не более  1,5 часов;

3-4 класс – не более  2 часов;

5-6 классы – 2,5 часа;

7 класс – 3 часа;

8-11 классы – 4 часа.

     Чем заняться в свободное время, ребенок решает сам. Это могут быть компьютерные игры, занятия спортом, прогулка. Чтобы нормально расти и развиваться ребенок должен достаточно двигаться, поэтому, если ваш ребенок мало двигается, то попробуйте увлечь его каким-нибудь видом спорта. Движение является важнейшим элементом здорового образа жизни. Ограничьте пребывание школьника у телевизора и компьютера. Хотя, воздействие компьютера на здоровье до конца не изучено, желательно ограничивать  компьютерные игры и просмотр телевизионных передач в течение дня для младших школьников  до 1 часа, для школьников 10-14 лет – до 1,5 часов, для подростков – до 2 часов [3].

     Физическим упражнениям разного характера (уроки физкультуры, спортивные кружки, физический труд дома) девочки должны посвящать 5-12 часов в неделю, мальчики 7-15 часов в неделю. Школьники должны проводить на свежем воздухе не менее 2-3 часов.

     После напряженного и насыщенного учебного дня школьнику необходим полноценный сон. Его продолжительность зависит от возраста и должна быть: для школьников 6-10 лет не менее 10 часов; 11-14 лет не менее 9 часов; для старшеклассников – не менее 8 часов. Очень полезна перед сном прогулка в течение 30-40 минут [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Режим дня подростка

     Рациональный режим дня представляет собой правильное распределение времени занятий и сна, чередование различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Физиологической основой режим дня у человека является выработка условных рефлексов на время. В ответ на воздействие внешних раздражителей в строго установленной последовательности вырабатывается определённый ритм физиологических реакций, т. е. формируется так называемый динамический стереотип ответных реакций. Повторяясь изо дня в день, определённый распорядок работы «настраивает» организм человека на работу и отдых. Эти процессы осуществляются легко и эффективно без лишний усилий со стороны организма [5]. Облегчается и ускоряется выполнение всех дел, учёба идёт успешно, подросток здоров, жизнерадостен, бодр. Режим дня не только способствует правильному и гармоничному развитию ребёнка, но и приучает к дисциплине, формирует представление об обязанностях.

     В подростковом возрасте необходимо обращать особое внимание на режим дня. Он необходим для того, чтобы избежать утомления и перенапряжения нервной системы. Следует так спланировать день подростка, чтобы у него было время на занятия, спорт и отдых. Для восстановления сил и работоспособности всех систем организма необходим нормальный сон. Подростки 13 – 14 лет должны спать 8 – 9 часов в сутки. Если они спят меньше (5 – 7 часов), уровень их работоспособности понижается на 30%, что негативно сказывается на умственной деятельности. Иногда школьники, кроме выполнения домашних заданий, много времени проводят за компьютером и/или телевизором. При этом они сильно утомляются, плохо засыпают, спят тревожно. Хроническое недосыпание, как и умственное переутомление, служит причиной неврозов и связанных с ними раздражительности, грубости, рассеянности [3]. Следует избегать лишних нагрузок, которые могут нарушить сон и вредно отразиться на состоянии здоровья подростка. Также необходимо правильно организовать отдых школьников на воздухе. Прогулки, игры на воздухе не менее 3 часов вдень, половина этого времени должна падать на перерыв между занятиями в школе и дома. Не рекомендуется чрезмерная двигательная активность, так как это может негативно отразиться на растущем, ещё не полностью сформировавшемся организме. Например, катание на коньках, лыжах не должно превышать полутора – двух часов, игра в футбол – одного часа. В выходные дни подростку следует выспаться. Восстановить утраченные за учебную неделю силы помогают пребывание на свежем воздухе, участие в походах, занятия спортом [2].

Информация о работе Рациональный режим дня для детей разных возрастных групп